Указ Президента РФ от 20.04.2014 N 259

"Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию"
Редакция от 13.03.2023 — Действует с 13.03.2023
Показать изменения

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 20 апреля 2014 г. N 259

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ

(в ред. Указов Президента РФ от 24.05.2016 N 248, от 13.03.2023 N 161)

В целях формирования государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию.

2. Признать утратившей силу Концепцию участия Российской Федерации в содействии международному развитию, утвержденную Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. N Пр-1040.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

20 апреля 2014 года

N 259

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 апреля 2014 г. N 259

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ

(в ред. Указов Президента РФ от 24.05.2016 N 248, от 13.03.2023 N 161)

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, а также на приоритеты и формы оказания иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие государств - получателей помощи, урегулирование кризисных ситуаций, возникающих вследствие стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, внутренних и (или) международных конфликтов.

2. Правовую основу государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется с учетом основных документов Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе положений Устава ООН, Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, Аддис-Абебской программы действий третьей Международной конференции по финансированию развития, а также положений Парижской Декларации по повышению эффективности внешней помощи, Аккрской программы действий, Пусанского плана партнерства в целях эффективного сотрудничества в области развития. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

3. Российская Федерация, исходя из своей исторической ответственности за формирование и дальнейшее совершенствование современной системы международных отношений, руководствуясь внешнеполитическими приоритетами и национальными интересами, ставит целями своих усилий в сфере содействия международному развитию укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, поддержку стремления международного сообщества к устойчивому развитию всех государств в интересах утверждения справедливого демократического мирового порядка, что также будет способствовать созданию благоприятных внешних условий для развития России. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

4. Российская Федерация прошла путь коренной модернизации экономики, социальной сферы, государственного управления и сегодня является обладателем передовых технологий, институциональных моделей и компетенций во многих сферах. При реализации государственной политики в сфере содействия международному развитию Российская Федерация намерена делиться с развивающимися государствами имеющимся опытом социально-экономической трансформации и будет стремиться дополнять свои усилия в сфере содействия международному развитию взаимовыгодным сотрудничеством в области торговли, инвестиций и технологий с государствами-получателями помощи. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

5. Российская Федерация рассматривает содействие международному развитию в качестве одного из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам, обеспечения своих национальных интересов. Руководствуясь накопленным положительным опытом оказания помощи развивающимся государствам, Российская Федерация продолжит участвовать в апробированных форматах многостороннего сотрудничества в сфере содействия международному развитию. Наряду с этим, Россия намерена и дальше наращивать собственный потенциал в сфере оказания помощи, используя его для реализации адресных двусторонних программ содействия международному развитию. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

II. Задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

6. Задачами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию являются: (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

а) ликвидация бедности и содействие устойчивому социально-экономическому развитию государств-получателей помощи, включая постконфликтные государства; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

б) преодоление последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций в государствах-получателях помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) влияние на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных принципах и нормах международного права, партнерских отношениях между государствами; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

г) содействие региональной экономической интеграции в первую очередь в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

д) содействие развитию торгово-экономического сотрудничества с государствами-получателями помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

е) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся на территориях этих государств очагов напряженности и конфликтов и предотвращению их возникновения; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

ж) осуществление информационного сопровождения реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в целях формирования и укрепления позитивного восприятия России в мире; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

з) содействие эффективному государственному управлению, основанному на принципах верховенства закона и уважения прав человека, в государствах-получателях помощи, побуждение правительств таких государств к самостоятельному решению возникающих проблем; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

и) поддержка международных усилий и инициатив по повышению прозрачности, качества и эффективности оказания содействия международному развитию, активное участие в выработке единых подходов к реализации согласованных решений в этой сфере; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

к) иные задачи в сфере содействия международному развитию. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

7. Пункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

8. Принципами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию являются: (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

а) приверженность России приоритетам устойчивого развития государств-получателей помощи, взаимодействие с ними в целях повышения доверия и взаимного уважения; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

б) направленность на укрепление государствами-получателями помощи собственного потенциала, необходимого для перехода к самообеспечению и самодостаточному развитию; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) отказ от навязывания политических условий оказания помощи, уважение права государств-получателей помощи самостоятельно выбирать модель социально-экономического развития с учетом особенностей каждого из таких государств; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

г) стремление к оказанию помощи на основе открытости, прозрачности и предсказуемости. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

III. Приоритеты, основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию и формы оказания помощи в этой сфере (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

9. Помощь в сфере содействия международному развитию может оказываться: (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

а) государствам-членам Евразийского экономического союза; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

б) государствам-участникам Содружества Независимых Государств, другим государствам на постсоветском пространстве, а также сопредельным государствам, проводящим курс на добрососедство и союзничество с Россией; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) государствам, имеющим исторически сложившиеся дружественные связи с Россией, а также государствам, сотрудничество с которыми отвечает ее национальным интересам; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

г) государствам, участвующим в реализации совместных с Россией экономических и социальных проектов, представляющих взаимный интерес; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

д) государствам, включенным ООН в перечень наименее развитых стран. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

10. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию являются: (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

а) стимулирование экономической активности в государствах-получателях помощи и создание предпосылок для участия в ней беднейших слоев населения; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

б) формирование в государствах-получателях помощи промышленного и инновационного потенциала; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) содействие региональной экономической интеграции и созданию транспортной инфраструктуры в государствах-получателях помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

г) улучшение условий для осуществления торгово-инвестиционной деятельности в государствах-получателях помощи, в том числе путем упрощения процедуры трансграничного перемещения товаров и услуг; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

д) содействие обеспечению продовольственной безопасности государств-получателей помощи и развитию в них сельского хозяйства; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

е) обеспечение доступа населения государств-получателей помощи к важнейшим источникам жизнедеятельности, прежде всего к воде и электроэнергии; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

ж) создание условий для развития цифровой экономики в государствах-получателях помощи, обеспечения их технологического суверенитета в области информационно-коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися государствами; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

з) укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, ориентированных в том числе на борьбу с распространением инфекционных заболеваний; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

и) повышение качества образования в государствах получателях помощи и обеспечение его доступности; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

к) укрепление человеческого потенциала государств-получателей помощи путем предоставления их гражданам права бесплатного обучения в российских образовательных организациях высшего образования и среднего профессионального образования; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

л) принятие мер, направленных на охрану окружающей среды, решение трансграничных экологических проблем, рациональное использование природных ресурсов, противодействие изменениям климата, включая адаптацию к ним, и на содействие постепенному переходу к низкоуглеродному развитию экономики, наращивание сотрудничества в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

м) повышение качества работы систем государственного управления, включая управление государственными финансами, государств-получателей помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

н) создание и совершенствование национальных систем противодействия организованной преступности и международному терроризму, пресечение финансирования деятельности преступных групп и организаций; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

о) поддержка усилий по постконфликтному миростроительству, содействие поступательному социально-экономическому развитию государств, переживших вооруженные конфликты, и недопущение их возобновления, в том числе путем расширения участия России в международных операциях по поддержанию мира, а также в Комиссии ООН по миростроительству; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

п) содействие развитию и укреплению потенциала национальных служб чрезвычайного реагирования государств-получателей помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

р) развитие институтов гражданского общества, обеспечивающих в том числе защиту прав и свобод человека. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

11. Содействие международному развитию осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в следующих формах:

а) на двусторонней основе:

выделение целевых финансовых грантов либо осуществление безвозмездных поставок товаров или безвозмездного оказания услуг государствам - получателям помощи;

предоставление государствам-получателям помощи льготных кредитов на условиях срочности (кредит используется в сроки более длительные по сравнению с коммерческими кредитами), платности (по льготным процентным ставкам) и возвратности (выделенные средства не являются безвозмездной помощью); (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

оказание технического содействия путем передачи государствам - получателям помощи знаний и опыта в целях развития институционального и кадрового потенциала в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму и в других областях;

облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы "долг в обмен на программы развития", при условии принятия дебитором обязательств по направлению высвобождающихся ресурсов на социально-экономическое развитие государства - получателя помощи;

предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российский рынок;

содействие активному вовлечению государств-получателей помощи в международную торговлю; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

направление целевых взносов на реализацию международных программ с использованием возможностей международных организаций и оказание иной помощи, имея в виду, что Российская Федерация оставляет за собой право принятия решения в отношении выбора государства - получателя помощи, характера, сфер и направлений оказания помощи; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

б) на многосторонней основе:

уплата обязательных и добровольных взносов в бюджеты международных организаций системы ООН, в другие международные организации и международные финансовые институты, международные и глобальные фонды; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

участие в инициативах, реализуемых во исполнение договоренностей, достигнутых в рамках "Группы двадцати", Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, БРИКС и других организаций и объединений. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

IV. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

12. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности осуществляются в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации.

13. Механизм реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию включает в себя:

а) государственные программы Российской Федерации, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие в пределах своей компетенции участие России в содействии международному развитию;

б) Межведомственную комиссию по вопросам содействия международному развитию, обеспечивающую реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) подкомиссию по вопросам содействия международному развитию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, участвующую в обеспечении реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

14. Информационное сопровождение государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется всеми заинтересованными российскими участниками содействия международному развитию как в государствах - получателях помощи, так и в государствах, оказывающих содействие международному развитию.

15. Рассмотрение вопроса об оказании Россией содействия международному развитию и принятие решения по этому вопросу осуществляются при наличии одного из следующих оснований: (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

а) обращение иностранного государства с просьбой об оказании содействия его развитию;

б) инициатива в оказании помощи заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

в) обращение международной организации с предложением оказать финансовое или техническое содействие в реализации той или иной инициативы;

г) инициатива в оказании помощи российского бизнес-сообщества и некоммерческих организаций; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

д) наличие в государствах - получателях помощи национальных программ по борьбе с бедностью и стратегий обеспечения устойчивого социально-экономического развития, совершенствования общественных институтов в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки малоимущих;

е) заинтересованность государства - получателя помощи в поступательном развитии двусторонних отношений.

16. Решение о предоставлении помощи иностранному государству или прекращении оказания помощи принимается Правительством Российской Федерации.

17. Российская Федерация поддерживает реализацию программ содействия международному развитию в приоритетных направлениях, государствах и регионах субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурами российского бизнес-сообщества и некоммерческими организациями за счет их собственных средств. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

V. Роль научных кругов, общественности и бизнес-сообщества в оказании содействия международному развитию

18. К осуществлению мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию могут привлекаться представители научных кругов, общественности и бизнес-сообщества. По их запросам федеральные органы исполнительной власти предоставляют информацию о возможностях развития партнерства с государствами - получателями помощи, оказывают содействие инвесторам и экспортерам в установлении и поддержании связей с этими государствами, создают условия для привлечения частного сектора экономики к реализации проектов, осуществляемых в развивающихся государствах в сфере содействия международному развитию.

19. Вопрос о выделении из федерального бюджета бюджетных ассигнований некоммерческим организациям в целях использования их возможностей для доведения российской помощи до государств-получателей помощи рассматривается в установленном порядке. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

VI. Организация учета средств, выделяемых Российской Федерацией на оказание содействия международному развитию, и оценка эффективности их использования

20. Информация об объемах и о формах оказания помощи в сфере содействия международному развитию подлежит своевременному учету федеральными органами исполнительной власти, которые в пределах своей компетенции организуют анализ проектов и учет средств, выделяемых Российской Федерацией на содействие международному развитию. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

21. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на содействие международному развитию осуществляется исходя из критериев, важнейшими из которых являются:

а) достижение запланированного результата оказания помощи;

б) соотношение фактических затрат на оказание помощи и полученного результата;

в) достижение результата, сопоставимого с результатами аналогичных проектов, реализованных в сфере содействия международному развитию, или превосходящего их;

г) сохранение положительного эффекта, полученного в результате оказания помощи;

д) обоснованность оказанной помощи в рамках общей политики в сфере содействия международному развитию;

е) вклад в развитие двустороннего взаимодействия государств - получателей помощи с Российской Федерацией в области политики и в других областях;

ж) повышение уровня позитивного восприятия Российской Федерации как государства, оказывающего помощь, населением государств-получателей помощи и других иностранных государств; (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)

з) ожидавшиеся и незапланированные результаты при оказании помощи в рамках содействия международному развитию.

22. Оценка эффективности реализации проектов Российской Федерации, направленных на содействие международному развитию, осуществляется совместно с участвующими в их реализации органами власти государств-получателей помощи и (или) международными организациями. (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2023 N 161)