Зарегистрировано в Минюсте России 21 февраля 2023 г. N 72425
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 января 2023 г. N 24н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Слесарь по ремонту авиационных двигателей".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 января 2023 г. N 24н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
| 1594 |
| Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Ремонт деталей и узлов авиационных двигателей | | 32.018 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение качества и надежности ремонта деталей авиационных двигателей |
Группа занятий:
7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава | - | - |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
30.30.1 | Производство силовых установок и двигателей для летательных аппаратов, включая космические; наземных тренажеров для летного состава; их частей |
33.16 | Ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 12 - 14-му квалитету и ремонт деталей и узлов авиационных двигателей несложной конструкции | 2 | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 12 - 14-му квалитету и обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 3,2 мкм | A/01.2 | 2 |
Разборка и сборка несложных узлов авиационных двигателей | A/02.2 | 2 |
B | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 10 - 12-му квалитету и ремонт деталей и узлов авиационных двигателей средней сложности | 3 | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 10 - 12-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,8 мкм | B/01.3 | 3 |
Разборка и сборка узлов авиационных двигателей средней сложности | B/02.3 | 3 |
C | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 8 - 10-му квалитету и ремонт узлов авиационных двигателей сложной конструкции | 4 | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 8 - 10-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0.1 мкм | C/01.4 | 4 |
Ремонт узлов авиационных двигателей сложной конструкции | C/02.4 | 4 |
Контроль рабочих параметров и испытания отремонтированных узлов авиационных двигателей | C/03.4 | 4 |
D | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 6-му, 7-му квалитету, установка и испытание деталей и узлов авиационных двигателей сложной конструкции | 4 | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 6-му, 7-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,04 мкм | D/01.4 | 4 |
Выполнение соединений и сопряжений при сборке сложных узлов авиационных двигателей | D/02.4 | 4 |
Испытание отремонтированных узлов авиационных двигателей | D/03.4 | 4 |
E | Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету, испытание и регулирование сложных деталей и узлов авиационных двигателей | 5 | Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,025 мкм | E/01.5 | 5 |
Испытание и регулирование узлов авиационных двигателей | E/02.5 | 5 |
F | Ремонт и испытание сложных узлов авиационных двигателей первых серий и новых конструкций, прецизионных деталей сложных геометрических форм, специальных авиационных двигателей с криогенными системами или специальных авиационных двигателей, использующих газовые виды топлива | 5 | Полная сборка и регулирование опытных и экспериментальных авиационных двигателей | F/01.5 | 5 |
Проверка работы и переборка опытных и экспериментальных авиационных двигателей | F/02.5 | 5 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 12 - 14-му квалитету и ремонт деталей и узлов авиационных двигателей несложной конструкции | Код | A | Уровень квалификации | 2 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 2-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <3> Прохождение обучения мерам пожарной безопасности <4> Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда <5> Наличие не менее II группы по электробезопасности <6> (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте <7> (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования <8> (при необходимости) Лица не моложе 18 лет <9> |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС <10> | § 189 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 2-го разряда |
ОКПДТР <11> | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 12 - 14-му квалитету и обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 3,2 мкм | Код | A/01.2 | Уровень (подуровень) квалификации | 2 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Слесарная обработка нерабочих поверхностей, наружных небазовых поверхностей, литых наружных и внутренних поверхностей, деталей и узлов с достижением точности по 12 - 14-му квалитету и обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 3,2 мкм |
Выполнение слесарных операций: сверление, развертывание отверстий, подгонка несложных деталей, деталей внешней обвязки двигателей, монтаж (демонтаж) деталей резьбовых соединений, выпрессовка (запрессовка) втулок, штифтов |
Грубая шабровка соединительных фланцев |
Удаление продуктов коррозии и коррозионных повреждений с поверхностей деталей |
Зачистка деталей |
Выполнение измерений с помощью средств контроля и измерений |
Оформление сопроводительной документации в соответствии с требованиями технологической документации |
Необходимые умения | Достигать при слесарной обработке деталей точности по 12 - 14-му квалитету и шероховатости поверхностей до Ra = 3,2 мкм |
Выполнять сверление и развертывание отверстий при слесарной обработке деталей |
Производить нарезку резьбы в деталях при выполнении слесарных операций |
Производить подгонку несложных деталей при слесарной обработке деталей |
Использовать слесарные инструменты для слесарной обработки деталей и узлов в соответствии с технологической документацией |
Подготавливать поверхности деталей и узлов для ремонтных операций |
Производить шабровку соединительных фланцев |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими Правила чтения чертежей и технологической документации Виды, назначение и правила применения технологической оснастки при выполнении слесарных работ |
Виды, назначение и порядок применения слесарного инструмента, применяемого при слесарной обработке деталей |
Разъемные и неразъемные соединения и их типы |
Параметры обработки поверхностей |
Основные сведения о физических свойствах металлов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых при ремонте |
Виды коррозии и методы защиты металлов от нее |
Виды слесарных работ |
Технология ремонта нерабочих поверхностей, наружный небазовых поверхностей, литых наружных и внутренних поверхностей, деталей и узлов |
Условия работы ремонтируемых деталей |
Технология обезжиривания, промывки и консервации узлов и деталей |
Порядок очистки, смазки и осмотра деталей |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | Трудовые действия выполняются под руководством слесаря по ремонту авиационных двигателей более высокой квалификации |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Разборка и сборка несложных узлов авиационных двигателей | Код | A/02.2 | Уровень (подуровень) квалификации | 2 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение вспомогательных работ при ремонте узлов |
Разборка и сборка узлов средней сложности по конструкции |
Измерение поверхностей деталей и узлов |
Проверка комплектности деталей и узлов |
Проверка маркировки деталей и узлов |
Пломбирование и клеймение деталей |
Промывка деталей и узлов |
Внешняя расконсервация и консервация деталей и узлов |
Смазка деталей и узлов в процессе сборки |
Установка крепежных элементов в сборочные отверстия |
Разъединение и соединение трубопроводов с применением различных по конструкции соединительных элементов |
Шплинтовка, контровка деталей и узлов |
Необходимые умения | Осуществлять контроль комплектности деталей и узлов |
Осуществлять проверку качества деталей перед выполнением ремонтных операций |
Производить маркирование и клеймение деталей |
Промывать и смазывать детали и узлы |
Разбирать и собирать несложные узлы без выполнения точной подгонки с установкой крепежных элементов в сборочные отверстия |
Производить шплинтовку деталей |
Производить в процессе ремонта и сборки узлов расконтровку/контровку деталей |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Отклонение от формы и расположения поверхностей, понятие о шероховатости (качестве) поверхностей |
Основные виды соединений деталей |
Виды и конструкция слесарного инструмента, применяемого при ремонте деталей, правила пользования им |
Порядок комплектования деталей и узлов |
Технология сборки и разборки несложных узлов, не требующих точной подгонки |
Порядок очистки, смазки и осмотра деталей |
Технология консервации, промывки и обезжиривания узлов и деталей |
Правила маркирования и клеймения деталей |
Виды уплотнительных материалов, способы удаления и нанесения |
Виды антифрикционных покрытий, способы нанесения |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | Трудовые действия выполняются под руководством слесаря по ремонту авиационных двигателей более высокой квалификации |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 10 - 12-му квалитету и ремонт деталей и узлов авиационных двигателей средней сложности | Код | B | Уровень квалификации | 3 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 3-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих или Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих |
Требования к опыту практической работы | Не менее шести месяцев слесарем по ремонту авиационных двигателей 2-го разряда для лиц, прошедших профессиональное обучение |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Наличие не менее II группы по электробезопасности (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (при необходимости) |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС | § 190 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 3-го разряда |
ОКПДТР | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
ОКСО <12> | 2.24.01.01 | Слесарь-сборщик авиационной техники |
2.24.01.04 | Слесарь по ремонту авиационной техники |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 10 - 12-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,8 мкм | Код | B/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 10 - 12-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,8 мкм |
Сверление и развертывание отверстий с использованием ручного, пневматического и электрического инструмента |
Демонтаж и установка штифтов и заклепок |
Демонтаж и установка шпилек |
Шабрение плоскостей |
Обработка деталей и узлов на сверлильных станках с использованием приспособлений |
Заправка и заточка слесарного инструмента |
Разметка под сверление отверстий после заварки дефектного резьбового отверстия |
Нарезка метрических резьб |
Обработка концов трещин методом сверления на деталях и узлах |
Зачистка сварных швов на деталях и узлах с последующей полировкой |
Зачистка, выборка и заполировка механических повреждений на деталях и узлах |
Выполнение контроля размеров поверхностей деталей с помощью контрольно-измерительного инструмента |
Оформление сопроводительной документации в соответствии с требованиями технологического процесса |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Производить слесарную обработку деталей и узлов с точностью по 10 - 12-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,8 мкм |
Производить разборку и сборку топливных и масляных фильтров, клапанов, масляных баков, выполнять различные по конструкции соединения |
Выполнять операции по соединению различными по конструкции соединителями трубопроводов |
Выполнять полное комплектование деталей, составных частей и технологических узлов в соответствии с паспортными номерами и номерами комплектов по сопроводительной документации |
Осуществлять промывку и расконсервацию деталей |
Выполнять притирку и шабровку деталей при выполнении сборочных операций с подгонкой |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Методы слесарной обработки деталей по 10 - 12-му квалитету |
Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Сведения о конструкции и назначении узлов и деталей |
Марки и свойства различных смазочных материалов |
Способы устранения характерных дефектов деталей и узлов |
Основные виды дефектов, возникающих при сборке, их причины, способы предупреждения и устранения |
Механические свойства металлов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых в конструкции двигателя |
Технология ремонта выхлопных патрубков и насадок, деталей топливных и масляных фильтров, корпусов и деталей гидроцилиндра, клапанов, корпуса компрессора, опор, турбокомпрессора, маслоагрегатов, фильтров, насосов, масляных баков, рессор валов, гибких валов, цилиндрических шестерен коробки приводов |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Основные сведения о параметрах обработки деталей и их обозначение на чертежах |
Технологические операции слесарных работ |
Приемы и методы слесарной обработки и ремонта деталей и узлов |
Правила использования приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента, применяемого при ремонте |
Технологические особенности и правила обращения с деталями: металлокерамическими, алюмографитированными, талькированными и резиновыми |
Порядок устранения несложных неисправностей используемого инструмента и оборудования |
Марки и свойства абразивных материалов, притирочных паст |
Виды прокладок, их назначение; свойства материалов, применяемых для прокладок |
Антикоррозийные покрытия, меры предупреждения и устранения коррозии |
Влияние механических повреждений и коррозии на прочность деталей |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Приемы клепальных работ, связанные с ремонтом узлов двигателя |
Основные сведения о пайке и сварке материалов |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | Ремонт сложных узлов выполняется под руководством слесаря по ремонту авиационных двигателей более высокой квалификации |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Разборка и сборка узлов авиационных двигателей средней сложности | Код | B/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Визуальное определение комплектности и качества ремонтируемых деталей и узлов |
Определение качества ремонтируемых деталей и узлов при помощи контрольно-измерительного инструмента |
Оформление сопроводительной документации в соответствии с требованиями технологического процесса |
Зачистка наклепа и выработки на статорных деталях и сборочных единицах проточной части, а также на тонкостенных деталях и деталях из жаропрочных материалов, легированных сталей и титановых сплавов |
Устранение забоин деталей и узлов |
Зачистка плоскостей деталей и узлов с последующей проверкой плоскостей инструментальными методами контроля |
Выправление стенок кожухов и обтекателей от вмятин |
Устранение вмятин на тонкостенных деталях методом динамической и статической рихтовки |
Устранение заедания плавающих втулок корпусов валов турбин |
Притирка стыковочных фланцев, корпусных и роторных деталей на притирочной плите |
Постановка новых шпилек различного ремонтного размера на корпусах, картерах и коробках приводов |
Постановка ступенчатых шпилек и штифтов на корпусах, картерах и коробках приводов |
Постановка термоизоляционных кожухов |
Разборка и сборка топливных и масляных фильтров, клапанов, масляных баков в соответствии с технологической документацией |
Необходимые умения | Производить демонтаж и монтаж топливных и масляных фильтров, клапанов, масляных баков |
Производить демонтаж и монтаж выходных устройств и форсажных камер |
Производить демонтаж и монтаж редукторов |
Производить демонтаж и монтаж систем авиационного двигателя |
Читать и применять конструкторскую и технологическую документацию при ремонте |
Производить разборку и сборку узлов после технологической сборки |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Порядок комплектования, методы разборки и сборки узлов и систем |
Методы соединения трубопроводов различными по конструкции соединителями |
Сведения о конструкции и назначении узлов и деталей |
Марки и свойства различных смазочных материалов |
Способы устранения характерных дефектов деталей и узлов |
Технология ремонта деталей и узлов средней сложности |
Правила пользования приспособлениями, слесарным и контрольно-измерительным инструментами, применяемыми при ремонте |
Технологические особенности и правила обращения с деталями: металлокерамическими, алюмографитированными, талькированными и резиновыми |
Порядок устранения несложных неисправностей используемого инструмента и оборудования |
Марки и свойства абразивных материалов, притирочных паст |
Виды прокладок, их назначение; свойства материалов, применяемых для прокладок |
Антикоррозийные покрытия, меры предупреждения и устранения коррозии |
Влияние механических повреждений и коррозии на прочность деталей |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Правила визуального контроля деталей и при помощи контрольно-измерительного инструмента |
Методы строповки при выполнении грузоподъемных и такелажных работ |
Виды, назначение и правила использования технологической оснастки при выполнении демонтажных работ |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | Ремонт сложных узлов и систем под руководством слесаря по ремонту авиационных двигателей более высокой квалификации |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 8 - 10-му квалитету и ремонт узлов авиационных двигателей сложной конструкции | Код | C | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 4-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих или Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года слесарем по ремонту авиационных двигателей 3-го разряда для лиц, прошедших профессиональное обучение Не менее шести месяцев слесарем по ремонту авиационных двигателей 3-го разряда для лиц, получивших среднее профессиональное образование |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Наличие не менее II группы по электробезопасности (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (при необходимости) Допуск к выполнению особо ответственных технологических операций и/или специальных технологических операций <13> (при необходимости) Прохождение обучения и проверки знаний по промышленной безопасности <14> (при необходимости) |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС | § 191 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 4-го разряда |
ОКПДТР | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
ОКСО | 2.24.01.01 | Слесарь-сборщик авиационной техники |
2.24.01.04 | Слесарь по ремонту авиационной техники |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 8 - 10-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,1 мкм | Код | C/01.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 8 - 10-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,1 мкм |
Выбор рациональных методов и порядка ремонта поверхностей деталей в соответствии с технологической документацией |
Определение параметров шероховатости поверхностей непосредственно на деталях |
Подбор необходимого слесарного и измерительного инструментов для выполнения заданной работы |
Настройка используемых приборов и измерительного инструмента |
Оформление технической и технологической документации на ремонт |
Вытравливание и высверливание дефектных шпилек и штифтов из корпусов |
Прокачка, пролив каналов, пневмо- и гидроиспытания узлов маслосистем |
Устранение механических повреждений, заправка и полировка входных и выходных кромок направляющих, спрямляющих, роторных, сопловых, турбинных лопаток с замером хорды |
Замена штифтов крепления лопаток и секторов турбины высокого давления и турбины низкого давления |
Развертывание отверстий под прецизионные болты и подбор призонных болтов ремонтного размера |
Запрессовка стакана в корпуса центральных приводов |
Замена шестеренчатой конической пары с проверкой контактов и регулировкой зазоров в сцеплении шестеренчатых передач в узлах |
Зачистка рисок, забоин и коррозии на опорных цапфах с последующим замером диаметров под посадку подшипников роторов турбин |
Подгонка деталей и узлов путем шабровки и притирки |
Подбор и регулировка сцепления шестеренчатых пар |
Замена втулок |
Удаление дефектных шпилек и штифтов на узлах путем высверливания или вытравливания |
Сложная разметка под сверление отверстий на узлах |
Замена лопаток компрессора при частичной разборке двигателя |
Зачистка рисок, забоин и коррозии на опорных цапфах с последующим замером диаметров под посадку подшипников компрессоров |
Ремонт, пневмо- и гидроиспытания трубопроводов |
Замена завихрителя, рихтовка и выверка жаровой трубы на приспособлении |
Постановка новых футорок на узлах |
Запрессовка новой направляющей втулки цилиндров |
Притирка клапанов цилиндров |
Запрессовка, развертывание и выпрессовка шатунов |
Необходимые умения | Осуществлять ремонт деталей роторов (дисков, барабанов, лабиринтов, втулок) |
Осуществлять ремонт лопаток (компрессорных, турбинных; направляющего, входного направляющего, соплового, спрямляющего аппаратов) |
Осуществлять ремонт электропроводки, коллектора проводов, коллектора термопар |
Осуществлять ремонт корпусов, диффузоров, фланцев соединения жаровой трубы с сопловыми аппаратами |
Осуществлять ремонт корпусов коробки приводов, корпуса и деталей стартеров воздушных, шестерен маслоагрегата и насоса откачки |
Осуществлять ремонт масляных и топливных форсунов |
Осуществлять ремонт трубопроводов |
Осуществлять ремонт корпусов и деталей центрального привода |
Осуществлять комплектование деталей и узлов |
Производить подготовку деталей, узлов в соответствии с техническими требованиями |
Осуществлять проверку технических параметров по зазорам, биению рабочих поверхностей относительно баз, биению по гребешкам лабиринтов, по вытяжке лопаток и дисков |
Производить сборку и разборку коробок приводов |
Применять измерительные средства и приборы при выполнении работ |
Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Основные способы обработки металлов, сплавов и неметаллических материалов |
Основные сведения о параметрах обработки поверхностей |
Правила чтения сложных чертежей ремонтируемых узлов и деталей |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Правила подготовки деталей и узлов к сварке и обработки их после сварки |
Состав припоев, применяемых при сварке |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Ремонт узлов авиационных двигателей сложной конструкции | Код | C/02.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Сборка и разборка маслоагрегатов, стартеров воздушных, насосов откачки, гидроцилиндров, коробок приводов, сопловых аппаратов, опор двигателя, графитовых уплотнений, требующих подгонки с посадкой по 6-му, 7-му квалитету на сборку и по 6 - 9-му квалитету на разборку |
Монтаж узлов на двигатель |
Регламентированная затяжка резьбовых соединений |
Запрессовка деталей с применением гидравлических и винтовых прессов |
Затяжка резьбовых соединений, монтаж систем и обвязки |
Клеймение, глушение, пломбирование сложных деталей и узлов на различных этапах технологического процесса |
Монтаж на двигатель датчиков, электропроводки |
Монтаж и подгонка трубопроводов диаметром до 16 мм на двигатель |
Сборка и пайка проводов несложных электроколлекторов, узлов |
Пайка штепсельных разъемов с выполнением последующего контроля с помощью контрольно-измерительной аппаратуры |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Производить сборку/разборку узлов, имеющих соединения по 6-му, 7-му квалитету |
Производить сборку/разборку узлов, имеющих соединения по 6 - 9-му квалитету |
Применять гидравлические и винтовые пресса при выполнении операций по запрессовке отдельных деталей |
Пользоваться клеймами, пломбирами, заглушками при выполнении сборочных технологических процессов |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Основные понятия о конструкции и принципе работы ремонтируемого двигателя |
Технология ремонта деталей и узлов |
Основные способы обработки металлов, сплавов и неметаллических материалов |
Виды смазочных материалов |
Методы термической обработки стали, алюминиевых и магниевых сплавов |
Виды коррозии и причины появления |
Методы оценки качественного состояния деталей и узлов, прошедших ремонт |
Методы устранения повторяющихся дефектов деталей и узлов |
Правила подбора шестеренчатых пар |
Сведения о неразрушающих методах контроля деталей |
Правила чтения сложных чертежей ремонтируемых узлов и деталей |
Технические требования, предъявляемые к качеству деталей и узлов, поступающих на сборку |
Основные сведения об эксплуатации двигателя |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Конструкция стендов для разборки/сборки узлов двигателя и правила пользования ими |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование | Контроль рабочих параметров и испытания отремонтированных узлов авиационных двигателей | Код | C/03.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль размеров, погрешностей формы, взаимного расположения поверхностей, параметров шероховатости посадочных поверхностей вращающихся деталей и сопрягаемых с ними поверхностей корпусов, деталей золотниковых и плунжерных пар |
Контроль посадки основных сопряжений |
Проверка жесткости и длины пружин под нагрузкой |
Промывка под давлением маслом в маслоустановке маслоканалов, трубопроводов на батистовый фильтр для удаления видимых загрязнений |
Внешний осмотр состояния поверхностей деталей и узлов после прокачки и промывки |
Проверка пределов рабочих давлений и продолжительности срабатывания регулирующих элементов |
Гидравлические и пневматические испытания узлов на специальных установках |
Устранение выявленных дефектов при сборке и после испытаний |
Проведение прокачки маслом (на специальных установках с применением специальной оснастки и приспособлений) маслоканалов, трубопроводов, деталей и узлов на контрольный батистовый фильтр, отбор проб масла и проверка класса чистоты масла |
Проведение испытаний на герметичность воздухом (пневмоиспытания) деталей, узлов, трубопроводов на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки и приспособлений |
Проведение испытаний топливом деталей и узлов на герметичность и срабатывание на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки |
Проверка расхода масла из маслоканалов деталей и узлов, в том числе через жиклирующие отверстия |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Проверять погрешности формы поверхностей деталей агрегатов |
Производить отбор проб масла и проверку класса чистоты масла после прокачки маслом маслоканалов, трубопроводов, деталей и узлов на контрольный батистовый фильтр |
Производить испытания на герметичность воздухом деталей, узлов, трубопроводов на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки |
Применять специальные испытательные установки и специальные приспособления при испытаниях топливом деталей и узлов на герметичность и срабатывание |
Осуществлять проверку расхода масла из маслоканалов деталей и узлов |
Применять приборы для проверки параметров шероховатости поверхностей деталей, сборочных единиц и агрегатов |
Выполнять операции по контролю допусков сопряжений в агрегатах |
Проверять параметры пружин под нагрузкой |
Проверять рабочие параметры агрегатов и систем |
Проводить гидравлические испытания узлов |
Устранять дефекты при сборке и после испытаний |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Правила работы на стендах по прокачке узлов и двигателя, конструкция стендов и их обслуживание |
Порядок промывки маслоканалов корпуса коробки на маслоустановке |
Порядок отбора проб масла и контроля его чистоты |
Порядок проведения пневмоиспытаний деталей, узлов, трубопроводов |
Порядок проведения гидроиспытаний деталей, узлов, трубопроводов |
Порядок проверки расхода масла из маслоканалов через жиклирующие отверстия |
Порядок устранения дефектов, обнаруженных в процессе сборки и после испытаний |
Правила работы с технологической документацией и электронными моделями |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 6-му, 7-му квалитету, установка и испытание деталей и узлов авиационных двигателей сложной конструкции | Код | D | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 5-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих или Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих |
Требования к опыту практической работы | Не менее двух лет слесарем по ремонту авиационных двигателей 4-го разряда для лиц, прошедших профессиональное обучение Не менее одного года слесарем по ремонту авиационных двигателей 4-го разряда для лиц, получивших среднее профессиональное образование |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Наличие не менее II группы по электробезопасности (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (при необходимости) Лица не моложе 18 лет Допуск к выполнению особо ответственных технологических операций и/или специальных технологических операций (при необходимости) Прохождение обучения и проверки знаний по промышленной безопасности (при необходимости) |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС | § 192 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 5-го разряда |
ОКПДТР | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
ОКСО | 2.24.01.01 | Слесарь-сборщик авиационной техники |
2.24.01.04 | Слесарь по ремонту авиационной техники |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 6-му, 7-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,04 мкм | Код | D/01.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение слесарных работ с достижением точности по 6-му, 7-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,04 мкм |
Определение качества ремонта узлов и деталей перед сборкой |
Подгонка натягов и зазоров, центрирование монтируемых деталей, узлов и агрегатов |
Проверка плоскостей разъемов узлов и агрегатов по краске на прилегание |
Применение прессового оборудования при сборке и разборке узлов |
Осмотр двигателя после приемо-сдаточных испытаний |
Сборка, разборка роторов компрессора, турбокомпрессора, силовых турбин, турбин низкого давления, турбин высокого давления, жаровых труб, форсажных камер и сопл, планетарных редукторов, топливных коллекторов |
Подбор по весу и статическому моменту лопаток ротора компрессора и турбины |
Статическое и динамическое уравновешивание деталей и узлов в соответствии с технологическим процессом |
Контроль и монтаж конических шестеренчатых пар агрегатов |
Контровка узлов |
Клеймение узлов |
Испытание на герметичность сварных швов |
Подгонка зацепления конических шестерен |
Подбор регулировочных шайб колец подшипников, опор |
Сборка и пайка сложных электроколлекторов |
Установка технологических подшипников |
Предварительная сборка роторов перед балансировкой |
Облопачивание дисков рабочих колес компрессоров, турбин |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Обеспечивать точную подгонку и посадку при производстве сборки и регулировании сложных узлов |
Производить центрирование устанавливаемых деталей при сборке узлов с обеспечением подгонки натягов и зазоров |
Проверять качество плоскостей разъемов узлов |
Осуществлять подбор регулировочных шайб колец подшипников, опор |
Осуществлять сборку и пайку сложных электроколлекторов |
Применять специализированный инструмент при облопачивании дисков рабочих колес компрессоров, турбин |
Производить установку технологических подшипников |
Производить контрольные осмотры перед сборкой по определению качества узлов и деталей |
Производить установку агрегатов на авиационные двигатели при окончательной сборке |
Производить предварительную сборку роторов перед балансировкой |
Производить уравновешивание деталей и узлов с применением технологических процессов статического и динамического метода |
Подбирать и устанавливать лопатки на рабочие колеса компрессоров и турбин |
Выполнять операции по установке конструктивных элементов в агрегаты |
Выполнять монтаж свечей зажигания, топливных форсунок |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Конструкция и принцип работы ремонтируемых двигателей, температурные и динамические нагрузки на их детали и узлы |
Технические условия на ремонт деталей и узлов |
Конструктивные изменения деталей и узлов по их сериям и внутри серии |
Конструкция применяемого точного слесарного, сборочного инструмента |
Возможные неисправности деталей и узлов двигателя и методы их устранения |
Методика настройки измерительного инструмента и работы с ним |
Состав, физические и механические свойства применяемых материалов |
Технические условия на шлифовку и полировку деталей |
Виды сварных соединений, возможные дефекты, а также методы их выявления и устранения при осуществлении ремонта деталей и узлов |
Особенности работы отдельных узлов и агрегатов |
Последовательность осмотра двигателя после приемо-сдаточных испытаний |
Порядок взвешивания двигателя и расчета массы поставки и сухой массы |
Последовательность предварительной сборки роторов перед балансировкой |
Порядок установки технологических подшипников |
Порядок подгонки зацепления конических шестерен |
Правила подбора регулировочных шайб колец подшипников, опор |
Последовательность монтажа свечей зажигания, топливных форсунок |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Технологическая последовательность облопачивания дисков рабочих колес компрессоров, турбин |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Состав и содержание электронной конструкторской и технологической документации |
Порядок применения прикладного компьютерного программного обеспечения при определении параметров работы узлов |
Порядок работы с электронным архивом технической документации |
Правила выбора термообработки, принципиальные и монтажные схемы, конструкция установок и приспособлений, применяемых на участке ремонта |
Основные сведения по износу деталей и методы уменьшения износа |
Лабораторные методы контроля и измерений |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование | Выполнение соединений и сопряжений при сборке сложных узлов авиационных двигателей | Код | D/02.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проверка уплотнений на герметичность |
Монтаж трубопроводов с обеспечением соединений и сопряжений при монтаже |
Установка коробок приводов, маслоагрегатов, стартеров на авиационные двигатели |
Установка коллекторов зажигания |
Регулировка синхронности хода шнеков регулируемых сопловых устройств |
Контрольная прокачка с прокруткой собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту; отбор проб масла из откачивающей магистрали; проверка масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативно-технической документации |
Тарировка динамометрического и тензометрического инструмента |
Испытание топливной системы и узлов, смонтированных на двигатель, с использованием специальной испытательной установки |
Проведение испытаний на герметичность воздухом (пневмоиспытания) деталей, узлов, трубопроводов на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки при выполнении особо ответственных и/или специальных технологических операций |
Подбор регулировочных колец на опоры двигателя |
Подбор регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Подгонка трубопроводов диаметром 16 мм и более при монтаже на двигатель |
Испытание высоковольтных проводов |
Необходимые умения | Применять при выполнении особо ответственных и/или специальных технологических операций специальную оснастку и испытательные установки при проведении испытаний на герметичность воздухом деталей, узлов, трубопроводов |
Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Применять технологическую документацию и специализированные приспособления при тарировке динамометрических и тензометрических инструментов |
Применять инструкции для обеспечения точной затяжки при сборке сложных узлов |
Применять специальные испытательные установки при испытании топливной системы и узлов двигателя |
Осуществлять подбор регулировочных колец на опоры двигателя и регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Производить контрольную прокачку с прокруткой собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту |
Производить операции по отбору проб масла из откачивающей магистрали |
Осуществлять проверку масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативной документации |
Производить проверку уплотнений на герметичность |
Производить при монтаже на двигатель подгонку трубопроводов |
Производить испытания высоковольтных проводов |
Устанавливать сложные узлы с точной подгонкой и затяжкой |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и их обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Порядок применения прикладного компьютерного программного обеспечения при определении параметров работы узлов |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Порядок работы с электронным архивом технической документации |
Методы подгонки трубопроводов при их монтаже на двигатель |
Методы испытания высоковольтных проводов |
Особенности применения специализированных приспособлений при тарировке динамометрических и тензометрических инструментов |
Особенности обеспечения соединения и сопряжения трубопроводов при их монтаже |
Технология контрольной прокачки собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту |
Методы проверки уплотнений на герметичность |
Порядок сборки болтовых соединений |
Порядок отбора проб масла из откачивающей магистрали |
Порядок проверки масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативной документации |
Виды и конструкция специальных испытательных установок для проведения испытаний узлов и систем двигателя |
Порядок выполнения операций по подбору регулировочных колец на опоры двигателя и регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.4.3. Трудовая функция
Наименование | Испытание отремонтированных узлов авиационных двигателей | Код | D/03.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Регулировка синхронности хода шнеков регулируемых сопловых устройств |
Контрольная прокачка с прокруткой собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту; отбор проб масла из откачивающей магистрали; проверка масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативной документации |
Испытание топливной системы и узлов, смонтированных на двигатель, с использованием специальной испытательной установки |
Проведение испытаний на герметичность воздухом (пневмоиспытания) деталей, узлов, трубопроводов на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки при выполнении особо ответственных и/или специальных технологических операций |
Подбор регулировочных колец на опоры двигателя |
Подбор регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Проверка уплотнений на герметичность |
Подгонка трубопроводов диаметром 16 мм и более при монтаже на двигатель |
Пайка и сборка высоковольтных проводов |
Испытание высоковольтных проводов |
Строповка сборочных единиц и узлов при выполнении такелажных работ в соответствии с технологической документацией |
Транспортировка деталей и узлов с использованием простых механизмов |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Применять технологическую документацию и специализированные приспособления при тарировке динамометрических и тензометрических инструментов |
Применять инструкции для обеспечения точной затяжки при сборке сложных узлов |
Производить контрольную прокачку с прокруткой собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту |
Производить операции по отбору проб масла из откачивающей магистрали |
Осуществлять проверку масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативной документации |
Применять специальные испытательные установки при испытании топливной системы и узлов, смонтированных на двигатель |
Применять при выполнении особо ответственных и/или специальных технологических операций специальную оснастку и испытательные установки при проведении испытаний на герметичность воздухом деталей, узлов, трубопроводов |
Осуществлять подбор регулировочных колец на опоры двигателя и регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Производить проверку уплотнений на герметичность |
Производить при монтаже на двигатель подгонку трубопроводов |
Производить испытания высоковольтных проводов |
Устанавливать сложные узлы с точной подгонкой и затяжкой |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Особенности применения специализированных приспособлений при тарировке динамометрических и тензометрических инструментов |
Особенности обеспечения соединения и сопряжения трубопроводов при их монтаже |
Порядок установки на двигатель коробок агрегатов |
Порядок установки при монтаже коллекторов основного и пускового топлива, коллекторов зажигания |
Технология контрольной прокачки собранных двигателей нагретым маслом под давлением на чистоту |
Порядок отбора проб масла из откачивающей магистрали |
Порядок проверки масла на класс чистоты в соответствии с требованиями нормативной документации |
Виды специальных испытательных установок при испытании топливной системы |
Виды и конструкция специальной оснастки и испытательных установок при проведении испытаний на герметичность |
Порядок выполнения операций по подбору регулировочных колец на опоры двигателя и регулировочных элементов зубчатого зацепления |
Методы проверки уплотнений на герметичность |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Методы подгонки трубопроводов при их монтаже на двигатель |
Методы испытания высоковольтных проводов |
Состав и содержание конструкторской и технологической документации |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Порядок применения прикладного компьютерного программного обеспечения при определении параметров работы узлов |
Порядок работы с электронным архивом технической документации |
Методы строповки при выполнении грузоподъемных и такелажных работ |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.5. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету, испытание и регулирование сложных деталей и узлов авиационных двигателей | Код | E | Уровень квалификации | 5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 6-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года слесарем по ремонту авиационных двигателей 5-го разряда |
Особые условия допуска к работе пуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Наличие не менее II группы по электробезопасности (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (при необходимости) Допуск к выполнению особо ответственных технологических операций и/или специальных технологических операций (при необходимости) Прохождение обучения и проверки знаний по промышленной безопасности (при необходимости) |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС | § 193 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 6-го разряда |
ОКПДТР | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
ОКСО | 2.24.01.01 | Слесарь-сборщик авиационной техники |
2.24.01.04 | Слесарь по ремонту авиационной техники |
3.5.1. Трудовая функция
Наименование | Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,025 мкм | Код | E/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,025 мкм |
Обеспечение требуемых зазоров, биения, центрирования, уравновешенности в процессе сборки деталей, составных частей и технологических узлов с базовым узлом |
Выполнение слесарных и сборочных работ с центробежными колесами |
Проверка размеров сопрягаемых и базовых поверхностей, биений рабочих поверхностей относительно баз и между собой |
Обеспечение посадки подшипников |
Подбор и проверка регулировочных элементов на основе технологической сборки и решения размерных цепей |
Выполнение работ на опытных изделиях |
Развальцовка контрольных штифтов |
Подбор, установка и контровка балансировочных грузов |
Выполнение доработок по техническим условиям с самостоятельным подбором необходимого инструмента для обеспечения заданных характеристик |
Регулирование жесткой связи и механизма входного направляющего аппарата |
Монтаж колец рабочего колеса и направляющего аппарата и контроль радиальных зазоров |
Регулирование систем газораспределения зажигания и самопуска |
Необходимые умения | Осуществлять проверку размеров, сопрягаемых и базовых поверхностей |
Производить проверку технических и геометрических параметров деталей и узлов |
Производить сопряжение составных частей и технологических узлов с базовым узлом в процессе общей сборки |
Производить установку подшипников, подбор и проверку регулировочных элементов, затяжку резьбовых соединений |
Производить монтаж систем и обвязки |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Выполнять сборочные операции с применением необходимой технологической оснастки |
Применять конструкторскую и технологическую документацию при выполнении работ |
Обрабатывать результаты установленных сборочных параметров с использованием прикладных компьютерных программ |
Использовать персональную вычислительную технику для работы с внешними носителями информации и устройствами ввода-вывода информации |
Проверять биения рабочих поверхностей относительно баз и между собой |
Обеспечивать в процессе сборки деталей, составных частей требуемые зазоры, биения, центрирование и уравновешенность технологических узлов с базовым узлом |
Осуществлять проверку и подбор регулировочных элементов на основе технологической сборки и решения размерных цепей |
Производить развальцовку контрольных штифтов |
Производить подбор, установку и контровку балансировочных грузов |
Производить регулирование двигателей при полной сборке |
Осуществлять оформление технической документации для передачи двигателя на испытание |
Осуществлять подготовку деталей, составных частей и узлов для выполнения общей сборки двигателя |
Применять средства контроля и измерений при выполнении работ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Система допусков и посадок, квалитеты точности и параметры шероховатости и обозначения на чертежах |
Виды, конструкция, назначение и порядок применения средств контроля и измерений, правила пользования ими |
Основные технологические процессы нанесения гальванопокрытий, основные виды гальванических покрытий и методики их определения |
Правила пользования лабораторным измерительным инструментом и оборудованием |
Правила настройки точного контрольно-измерительного инструмента (миниметр, пассаметр, микроскоп, оптический угломер, щуп) и лабораторного оборудования |
Особенности работы деталей и узлов в условиях низких или высоких температур |
Влияние различных параметров работы двигателей на свойства рабочих жидкостей и смазок |
Способы определения степени износа деталей и узлов |
Методы предупреждения износа деталей и узлов |
Методы дефектации деталей и узлов |
Способы выверки и измерений сложных деталей и узлов в нескольких плоскостях с применением проверочных инструментов и приборов |
Методы определения чистоты обработки поверхностей и использования аппаратуры для ее определения |
Правила расчетов, связанных с выполнением сложных работ по ремонту узлов |
Конструкция и принцип работы агрегатов газотурбинных и поршневых двигателей |
Правила наладки и регулирования применяемого оборудования |
Порядок проверки биений рабочих поверхностей относительно баз и между собой |
Методы обеспечения в процессе сборки деталей, составных частей требуемых зазоров |
Методы установки подшипников, подбора и проверки регулировочных элементов |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Порядок затяжки резьбовых соединений |
Порядок монтажа систем и обвязки |
Методы достижения сопряжений составных частей и технологических узлов с базовым узлом в процессе общей сборки |
Порядок регулировки двигателей средней мощности при полной сборке |
Характеристики применяемых металлов и сплавов, неметаллических материалов, их состав, структура, свойства и способы обработки |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Основные форматы представления электронной графической и текстовой информации |
Прикладные компьютерные программы для просмотра текстовой и графической информации: наименования, возможности и порядок работы в них |
Технология ремонта сложных деталей и узлов |
Способы и средства контроля качества при ремонте сложных деталей и узлов |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.5.2. Трудовая функция
Наименование | Испытание и регулирование узлов авиационных двигателей | Код | E/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение стендовых испытаний (холодной обкатки) двигателей |
Регулировка и доводка двигателей после испытания |
Регулирование обратной связи топливного насоса, сопла и реверсивного устройства, систем газораспределения, зажигания и упоров гидравлических систем |
Подгонка узлов |
Регулирование тяги управления двигателем |
Устранение дефектов и замена узлов при испытании силовой установки на изделии |
Выполнение доработок по техническим условиям с самостоятельным подбором необходимого инструмента для обеспечения заданных характеристик |
Испытание топливной системы и узлов, смонтированных на двигатель, с использованием специальной испытательной установки экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Проведение испытаний на герметичность воздухом (пневмоиспытания) деталей, узлов, трубопроводов, деталей и узлов экспериментальных двигателей на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки |
Контрольная прокачка маслом опытных, экспериментальных и первых серий двигателей |
Проверка соосности опор |
Контроль и регулирование радиальных зазоров |
Определение центра тяжести двигателя |
Подбор, установка и контровка балансировочных грузов |
Строповка сборочных единиц и узлов при выполнении такелажных работ в соответствии с технологической документацией |
Транспортировка деталей и узлов с использованием простых механизмов |
Необходимые умения | Читать конструкторскую и технологическую документацию |
Производить холодную обкатку двигателей при стендовых испытаниях |
Осуществлять регулировку тяги управления двигателем |
Осуществлять регулировочно-доводочные работы после испытания авиационных двигателей |
Производить регулирование обратной связи систем газораспределения, зажигания и самопуска двигателя |
Производить регулировку реверсивного устройства двигателя |
Производить подгонку, устранение дефектов, возникших в процессе испытания двигателя |
Производить контрольную прокачку маслом опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Осуществлять контроль и регулирование радиальных зазоров |
Производить определение центра тяжести двигателя |
Производить подбор, установку и контровку балансировочных грузов |
Проводить испытания на герметичность воздухом деталей, узлов, трубопроводов, деталей и узлов экспериментальных двигателей на специальных испытательных установках с применением специальной оснастки |
Выполнять работы при испытаниях топливной системы и узлов, смонтированных на экспериментальные двигатели и двигатели первых серий, в пределах компетенции |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Порядок холодной обкатки двигателей на испытательных стендах |
Методы регулировки тяги управления двигателем |
Порядок регулировочно-доводочных работ после испытания двигателей |
Порядок регулирования обратной связи систем газораспределения, зажигания и самопуска двигателя |
Порядок контрольной прокачки маслом опытных, экспериментальных двигателей и двигатели первых серий |
Методы контроля и регулирования радиальных зазоров |
Порядок регулирования окончательно собранного двигателя в соответствии с конструкторской и технической документацией |
Дефекты сборки двигателей, выявляемые при испытании, и способы их предупреждения |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Основные форматы представления электронной графической и текстовой информации |
Прикладные компьютерные программы для просмотра текстовой и графической информации: наименования, возможности и порядок работы в них |
Методы строповки при выполнении грузоподъемных и такелажных работ |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.6. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Ремонт и испытание сложных узлов авиационных двигателей первых серий и новых конструкций, прецизионных деталей сложных геометрических форм, специальных авиационных двигателей с криогенными системами или специальных авиационных двигателей, использующих газовые виды топлива | Код | F | Уровень квалификации | 5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Слесарь по ремонту авиационных двигателей 7-го разряда |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года слесарем по ремонту авиационных двигателей 6-го разряда |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Наличие не менее II группы по электробезопасности (при необходимости) Наличие допуска для выполнения работ на высоте (при необходимости) Наличие удостоверения о допуске к самостоятельной работе с грузоподъемными сооружениями с указанием подъемного сооружения, вида работ и оборудования (при необходимости) Допуск к выполнению особо ответственных технологических операций и/или специальных технологических операций (при необходимости) Прохождение обучения и проверки знаний по промышленной безопасности (при необходимости) |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 7232 | Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава |
ЕТКС | § 194 | Слесарь по ремонту авиадвигателей 7-го разряда |
ОКПДТР | 18509 | Слесарь по ремонту авиадвигателей |
ОКСО | 2.24.01.01 | Слесарь-сборщик авиационной техники |
2.24.01.04 | Слесарь по ремонту авиационной техники |
3.6.1. Трудовая функция
Наименование | Полная сборка и регулирование опытных и экспериментальных авиационных двигателей | Код | F/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение стендовых испытаний опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,025 мкм |
Выполнение регулировочно-доводочных работ после испытания опытных, экспериментальных авиационных двигателей и двигателей первых серий |
Проверка работы сложной автоматики и контрольная переборка опытных и экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Выполнение доработок по техническим условиям с самостоятельным подбором необходимого инструмента для обеспечения заданных характеристик |
Регулирование обратной связи топливного насоса, сопла и реверсивного устройства опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий, систем газораспределения, зажигания и самопуска |
Динамическая балансировка многоступенчатых роторов компрессора и турбин опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Окончательная сборка и регулирование мощных сложных газотурбинных двигателей и их агрегатов, а также уникальных и специальных узлов |
Строповка сборочных единиц и узлов при выполнении такелажных работ в соответствии с технологической документацией |
Транспортировка деталей и узлов с использованием простых механизмов |
Оформление технической документации для передачи опытных и экспериментальных авиационных двигателей, а также двигателей первых серий |
Необходимые умения | Подготавливать к стендовым испытаниям и производить холодную обкатку опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Производить подгонку, устранение дефектов, возникших в процессе испытания, опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Производить регулирование обратной связи систем газораспределения, зажигания и самопуска опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Выполнять динамическую балансировку узлов опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Выявлять и устранять дефекты по результатам проведенных испытаний опытных, экспериментальных двигателей и двигателей первых серий |
Использовать персональную вычислительную технику для работы с внешними носителями информации и устройствами ввода-вывода информации |
Использовать электронную конструкторскую и технологическую документацию при выполнении работ |
Просматривать конструкторскую и технологическую документацию с использованием прикладных компьютерных программ |
Необходимые знания | Типы и принцип работы авиационных двигателей |
Конструкция авиационных двигателей новых серий и технологические особенности их ремонта |
Конструктивные изменения двигателей по их сериям |
Конструкция и особенности технологии сборки опытных двигателей |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Методы подбора по весу и статическому моменту лопаток ротора компрессора и турбины опытных и экспериментальных двигателей |
Способы и правила наладки, регулирования и устранения неисправностей специальных стендов |
Особенности работы деталей турбины, агрегатов и узлов в агрессивной среде |
Методы дефектации деталей узлов |
Правила применения лабораторных измерительных инструментов и оборудования |
Правила и порядок оформления сопроводительной технической и технологической документации |
Правила работы с электронной конструкторской и технологической документацией |
Основные форматы представления электронной графической и текстовой информации |
Прикладные компьютерные программы для просмотра текстовой и графической информации: наименования, возможности и порядок работы в них |
Правила чтения сложных монтажных и сборочных чертежей |
Методы строповки при выполнении грузоподъемных и такелажных работ |
Правила наладки и способы ремонта точных стендов, установок и приборов |
Методы проведения работ по регулировке систем двигателей после ремонта; методы доработки, настройки, доводки авиационных двигателей после испытаний |
Правила оформления сопроводительной технической документации |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
3.6.2. Трудовая функция
Наименование | Проверка работы и переборка опытных и экспериментальных авиационных двигателей | Код | F/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проверка герметичности систем собранного двигателя путем прокачки нагретым маслом под давлением |
Выполнение слесарных и доводочных работ с достижением точности по 4-му, 5-му квалитету и с обеспечением шероховатости поверхностей до Ra = 0,025 мкм |
Проверка работы автоматики и контрольная переборка двигателей |
Регулирование обратной связи топливного насоса, сопла и реверсивного устройства двигателя, систем газораспределения, зажигания |
Нивелировка двигателя для определения его положения, соответствующего направлению тяги |
Выполнение доработок по техническим условиям с самостоятельным подбором необходимого инструмента для обеспечения заданных характеристик |
Выполнение регулировочно-доводочных работ после испытания двигателей |
Строповка сборочных единиц и узлов при выполнении такелажных работ в соответствии с технологической документацией |
Транспортировка деталей и узлов с использованием простых механизмов |
Необходимые умения | Производить проверку герметичности двигателя |
Производить проверку работы автоматики и контрольную переборку двигателя |
Осуществлять регулирование обратной связи топливного насоса |
Осуществлять регулирование реверсивного устройства двигателя, систем газораспределения |
Определять технические характеристики сухого двигателя с помощью его взвешивания |
Производить нивелировку двигателя |
Использовать электронную конструкторскую и технологическую документацию при выполнении работ |
Использовать персональную вычислительную технику для работы с внешними носителями информации и устройствами ввода-вывода информации |
Просматривать конструкторскую и технологическую документацию с использованием прикладных компьютерных программ |
Необходимые знания | Конструкция и особенности технологии сборки опытных двигателей |
Порядок сборки болтовых соединений |
Виды и способы фиксации резьбовых соединений |
Порядок проверки работы автоматики двигателя |
Порядок регулирования реверсивного устройства |
Правила работы с электронной конструкторской и технологической документацией |
Основные форматы представления электронной графической и текстовой информации |
Прикладные компьютерные программы для просмотра текстовой информации: наименования, возможности и порядок работы в них |
Методы строповки при выполнении грузоподъемных и такелажных работ |
Культура производства при выполнении работ |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям в авиастроении, город Москва |
Заместитель председателя | Шепелева Любава Юрьевна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | АО "218 АРЗ", город Гатчина, Ленинградская область |
2 | АО "570 АРЗ" - филиал АО "218 АРЗ", город Ейск, Краснодарский край |
3 | АО "ОДК", город Москва |
4 | АО "ОДК-Климов", город Санкт-Петербург |
5 | АО "ОДК-СТАР", город Пермь |
6 | ПАО "ОДК-Кузнецов", город Самара |
7 | ПАО "ОДК-Сатурн", город Рыбинск, Ярославская область |
8 | ПК "Салют" АО "ОДК", город Москва |
9 | Санкт-Петербургское ГБПОУ "Техникум "Приморский", город Санкт-Петербург |
10 | ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)", город Москва |
11 | ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
12 | ФГУП "ЦАГИ", город Жуковский, Московская область |
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206).
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056; 2021, N 23 ст. 4041).
<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 171).
<6> Приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 29 апреля 2022 г. N 279н (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2022 г., регистрационный N 68657).
<7> Приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 г. N 782н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2020 г., регистрационный N 61477).
<8> Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61983).
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1131; 2011, N 26, ст. 3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 14, ст. 1666).
<10> Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 22, раздел "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования".
<11> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<12> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<13> Приказ Минтранса России от 17 июня 2019 г. N 184 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851).
<14> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2021, N 24, ст. 4188).