Решение ФАС РФ от 30.01.2023 по делу N 23/44/93/13

"О согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласовано, поскольку к обращению приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства РФ о контрактной системе"
Редакция от 30.01.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 января 2023 г. по делу N 23/44/93/13

О СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание комиссии - заместителя начальника управления - начальника отдела нормативной работы Управления контроля размещения государственного заказа М.,

начальника отдела проверок Контрольно-финансового управления Б.,

начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Ц.,

рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Министерством "Ф" (далее - Заказчик) в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,

установила:

1. В соответствии с документами, составленными при определении подрядчика:

Наименование закупки Выполнение работ по сопровождению государственных информационных систем Министерства "Ф" в 2023 году
Способ закупки Открытый конкурс в электронной форме (далее - Конкурс) Номер извещения 0173100000122000039
Дата размещения извещения 28.12.2022 Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) 814 170 000
Дата окончания срока подачи заявок 13.01.2023 Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе 1
Дата подведения итогов 17.01.2023 Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) 1
Наименование единственного подрядчика (поставщика, исполнителя) АО "Г" (ИНН: <...>)
Цена контракта, предложенная единственным подрядчиком (рублей) 813 870 000

Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

К обращению Заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Извещения.

Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Комиссией установлено, что согласно Извещению, контракт не разделен на этапы исполнения.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 проекта государственного контракта Извещения работы выполняются в 5 этапов.

Согласно пункту 5.3 проекта государственного контракта оплата работ по государственному контракту осуществляется заказчиком по окончании каждого этапа выполнения работ в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком соответствующего акта на основании представленных исполнителем счета и счета-фактуры, путем перечисления безналичных денежных средств на расчетный счет исполнителя.

Кроме того, согласно пункту 5 описания объекта закупки Извещения работы по государственному контракту осуществляется в соответствии с календарным планом, разделенным на 5 этапов выполнения работ: подготовительный этап N 1, основной этап N 2, основной этап N 3, основной этап N 4, основной этап N 5.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего противоречивые сведения в отношении этапов исполнения государственного контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем Комиссия решила предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Типовые условия), установлено следующее: "В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:...".

Комиссией установлено, что согласно пункту 4 Извещения объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 35% от цены контракта.

Вместе с тем согласно пункту 2.2.9 проекта государственного контракта Извещения установлена следующая обязанность исполнителя: "В течение 7 рабочих дней со дня оплаты исполнителем выполненных обязательств по договору с соисполнителем представлять Заказчику следующие документы: ...".

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в проекте государственного контракта Извещения обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предоставления документов со дня оплаты исполнителем выполненных обязательств по договору с соисполнителем не в соответствии с пунктом 4 Типовых условий, нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Согласно Извещению Заказчиком установлено следующее:

"Требования к гарантии качества товара, работы, услуги

Требуется гарантия качества товара, работы, услуги

Нет".

Вместе с тем разделом 6 проекта государственного контракта и пунктом 7 описания объекта закупки Извещения установлены требования к гарантии качества выполняемых работ.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые требования в отношении гарантии качества выполняемых работ, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем Комиссия решила предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

5. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 Положения оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" предусмотрен показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Подпунктом "б" пункта 30 Положения установлен перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);

- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Порядком оценки заявок участников закупки Извещения (далее - Порядок оценки) установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), который содержит детализирующие показатели "Общее количество сертифицированных специалистов, имеющих один или несколько сертификатов: сертифицированный специалист Project Management Professional; сертифицированный специалист в области управления проектами разработки прикладного программного обеспечения и баз данных с применением автоматизированных средств управления командами разработчиков Atlassian; сертифицированный специалист в области разработки и (или) администрирования платформы BarsUP.Net; сертифицированный специалист в области разработки и (или) администрирования BarsUP.Designer; сертифицированный специалист в области разработки и (или) администрирования системы управления базами данных Postgres Professional; сертифицированный специалист в области разработки приложений с использованием системы управления базами данных D3; сертифицированный специалист по комплексной защите информации в организации; сертифицированный специалист в области защиты информации при использовании программных средств ведущих компаний; сертифицированный специалист в области договорно-правовых отношений", "Общее количество специалистов, имеющих высшее образование" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".

Также Порядком оценки по Детализирующим показателям Критерия установлен следующий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов, их квалификацию:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской (в том числе копия приказа о назначении на должность (выписка из приказа) или копия трудового договора или копия гражданско-правового договора, подтверждающая наличие трудовых или гражданско-правовых отношений специалиста с участником конкурса);

- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников (в том числе копия диплома о высшем образовании).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Детализирующим показателям Критерия не соответствует подпункту "б" пункта 30 Положения.

Таким образом, действия Заказчика, выраженные в ненадлежащем установлении Порядка оценки заявок по Детализирующим показателям Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Порядок оценки не применялся в связи с тем, что на участие в Конкурсе подана только одна заявка.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил, Комиссия

решила:

1. Согласовать Министерству "Ф" возможность заключения государственного контракта по итогам проведения Конкурса с номером Извещения 0173100000122000039 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - АО "Г" (ИНН: <...>) на условиях, предусмотренных Извещением, и по цене, не превышающей 813 870 000 руб.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 30, части 1 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 30.01.2023 по делу N 23/44/93/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.