ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2023 г. по делу N 28/06/105-369/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок МКУ города Костромы "ДА" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МБУ города Костромы "КА" (далее - Заказчик), МКУ города Костромы "ДА" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству объекта "Здание муниципального общеобразовательного учреждения на 825 мест в микрорайоне Венеция в городе Костроме" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0141600001023000004) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя на основании несоответствия независимой гарантий от 03.02.2023 N 1083264-ГВБЦ/23, выданной АО "МА" (далее - Банк) в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе (далее - Независимая гарантия), требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 22.02.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.02.2023.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.01.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 029 791 730 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.02.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
6) дата подведения итогов - 15.02.2023;
7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок, заявка только 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано АО "КБ" с предложением о цене контракта в размере 1 018 464 020,97 руб.
Согласно доводу Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок в нарушение Закона о контрактной системе принято решение об отклонении заявки Заявителя на основании несоответствия Независимой гарантий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.02.2023 N ПРОII1 заявка Заявителя отклонена по причине предоставления Независимой гарантии для обеспечения заявки, не соответствующей требованиям Постановления N 1005, а именно: в Независимой гарантии неправомерно указаны случаи изменения условий такой гарантии; некорректно указаны реквизиты бенефициара (телефон, адрес электронной почты); не указано наименование арбитражного суда, в котором споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Независимой гарантии, подлежат рассмотрению.
Согласно подпункту "а" пункта 16.1 Независимой гарантии такая независимая гарантия может быть изменена гарантом в следующем порядке: изменения в Независимую гарантию, связанные с увеличением суммы и (или) срока действия настоящей независимой гарантии, а также изменения, связанные с исправлением ошибок в части несоответствия условиям, указанным в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (при наличии), не требуют согласия бенефициара и вступают в силу в дату выпуска гарантом изменений в настоящую независимую гарантию.
При этом Комиссией установлено, что вышеуказанное условие не предусмотрено положениями Постановления N 1005.
Кроме того, в соответствии с дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденными Постановлением N 1005, независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной Типовой форме (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Типовой формой в независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, должна быть указана, в том числе следующая информация: место нахождения, телефон, адрес электронной почты бенефициара.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в Независимой гарантии указана информация о телефоне, адресе электронной почты Уполномоченного органа, при этом в рамках Конкурса бенефициаром по независимой гарантии выступает Заказчик.
Кроме того, согласно пункту 14 Типовой формы споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде________.
При этом в соответствии с Постановлением N 1005 в пункте 14 Типовой формы независимой гарантии указывается наименование арбитражного суда.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в пункте 14 Независимой гарантии участников закупки отсутствует указание наименования арбитражного суда, что не соответствует Постановлению N 1005.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя, не противоречат пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям Постановления N 1005, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом неправомерные действия Банка, выдавшего Независимую гарантию не в соответствии с Постановлением N 1005, привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. На заседании Комиссии установлено, что ООО "ДБ" 10.02.2023 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса, по итогам рассмотрения которой принято решение от 17.02.2023 по делу N 28/06/105-305/2023 (далее - Решение).
Так, согласно Решению:
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в Извещении положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
- в действиях Банка, АО КБ "МБ" (далее - Банки) выявлено нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в выдачи участникам закупки независимых гарантий, не соответствующих требованиям Постановления N 1005.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание от 17.02.2023 по делу N 28/06/105-305/2023 об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Извещение.
Срок исполнения Предписания - 13.03.2023.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "В" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Банков нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 17.02.2023 по делу N 28/06/105-305/2023, предписание об устранении выявленных нарушений по настоящему делу не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.02.2023 по делу N 28/06/105-305/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.