Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности

(заключено в г. Москве 19.04.2022)
Редакция от 19.04.2022 — Действует с 05.05.2023

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Армения, далее именуемые Сторонами,

отмечая значительный прогресс в развитии и внедрении информационно-коммуникационных технологий, оказывающих существенное влияние на обеспечение международной информационной безопасности,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г.,

отмечая большое значение информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития на благо человечества, а также для поддержания международного мира, безопасности и стабильности,

выражая озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с задачами обеспечения международного мира, безопасности и стабильности, для подрыва суверенитета и безопасности государств и вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации внутриполитической и социально-экономической обстановки, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды,

придавая важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности,

поддерживая разработку и принятие под эгидой Организации Объединенных Наций международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве для содействия обеспечению равной безопасности для всех стран,

подтверждая суверенное право государств определять и проводить государственную политику по вопросам, связанным с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", включая обеспечение ее безопасного и стабильного функционирования,

будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление и развитие взаимодействия Сторон в области использования информационно-коммуникационных технологий отвечают их интересам,

придавая важное значение балансу между обеспечением безопасности и соблюдением прав человека в области использования информационно-коммуникационных технологий в соответствии с национальным законодательством, а также с международными обязательствами государств Сторон,

стремясь предотвратить угрозы международной информационной безопасности и обеспечить национальные интересы в информационной сфере государств Сторон,

желая создать правовые и организационные основы сотрудничества Сторон в области обеспечения информационной безопасности, не направленного против интересов третьей стороны,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Основные угрозы в области обеспечения информационной безопасности

При осуществлении сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением Стороны исходят из того, что основными угрозами в области обеспечения информационной безопасности являются:

1) использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления актов, направленных на нарушение суверенитета, безопасности и территориальной целостности государств Сторон;

2) использование информационно-коммуникационных технологий для оказания деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры;

3) использование информационно-коммуникационных технологий в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности;

4) использование информационно-коммуникационных технологий для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, связанных в том числе с неправомерным доступом к компьютерной информации и использованием информационных ресурсов государств Сторон, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ, с нарушением правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, а также в иных преступных целях;

5) использование информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств Сторон, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей и теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию и нестабильности, а также для дестабилизации внутриполитической и социально-экономической обстановки, нарушения управления государством;

6) использование информационно-коммуникационных технологий для распространения информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной средам государств Сторон.

Статья 2
Общие принципы сотрудничества

1. Стороны осуществляют сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности в рамках настоящего Соглашения таким образом, чтобы указанное сотрудничество способствовало социальному и экономическому развитию, было совместимо с задачами поддержания международного мира, безопасности и стабильности и соответствовало общепризнанным принципам и нормам международного права, а также принципам двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств Сторон.

2. Деятельность Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств Сторон.

3. Каждая Сторона имеет равные права на защиту информационных ресурсов своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от компьютерных атак на них. Каждая Сторона не осуществляет по отношению к другой Стороне подобных действий и оказывает содействие другой Стороне в реализации указанных прав.

4. Стороны прилагают усилия к тому, чтобы информационная инфраструктура и ресурсы государств Сторон не использовались третьей стороной для нанесения ущерба государствам Сторон.

Статья 3
Основные направления сотрудничества

1. В рамках настоящего Соглашения компетентные органы государств Сторон, которые определяются в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения, осуществляют сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности по следующим основным направлениям:

1) координация противодействия угрозам в области обеспечения информационной безопасности, указанным в статье 1 настоящего Соглашения;

2) обмен информацией в правоохранительной области в целях выявления, предупреждения, пресечения и расследования правонарушений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

3) согласование и осуществление необходимых мер доверия, способствующих обеспечению информационной безопасности;

4) обмен информацией между компетентными органами государств Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности, включая сотрудничество в области реагирования на компьютерные инциденты;

5) обмен информацией о законодательстве государств Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;

6) совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества государств Сторон в области обеспечения информационной безопасности;

7) участие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности;

8) взаимодействие и координация деятельности государств Сторон при решении проблем обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов (включая Организацию Объединенных Наций, Международный союз электросвязи. Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацию Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств и другие);

9) проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов государств Сторон в сфере информационной безопасности;

10) взаимодействие в области подготовки кадров, стажировок, обмена специалистами в сфере информационной безопасности;

11) обмен опытом по совершенствованию законодательства в области информационной безопасности;

12) содействие осуществлению научно-исследовательской деятельности по вопросам обеспечения информационной безопасности.

2. Стороны или компетентные органы государств Сторон могут определять другие направления сотрудничества путем письменной договоренности.

Статья 4
Координирующие органы

В целях содействия эффективной реализации положений настоящего Соглашения и установления непосредственного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Армения в рамках настоящего Соглашения координирующими органами определены:

от Российской Федерации - Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;

от Республики Армения - Аппарат Совета Безопасности Республики Армения.

При необходимости Стороны могут заменить координирующий орган, незамедлительно оповестив в письменной форме о таких изменениях другую Сторону по дипломатическим каналам.

Статья 5
Формы и механизмы сотрудничества

1. Практическое взаимодействие по конкретным направлениям сотрудничества, предусмотренным настоящим Соглашением, Стороны могут осуществлять по линии компетентных органов государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения. В течение 60 дней со дня вступления настоящего Соглашения в силу Стороны обменяются по дипломатическим каналам данными о компетентных органах государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.

2. В целях создания правовых и организационных основ сотрудничества по конкретным направлениям компетентные органы государств Сторон могут заключать соответствующие договоры.

3. С целью рассмотрения хода реализации настоящего Соглашения, обмена информацией, анализа и совместной оценки возникающих угроз информационной безопасности, определения, согласования и координации совместных мер реагирования на такие угрозы Стороны проводят на регулярной основе межведомственные консультации с участием представителей компетентных органов государств Сторон, а также консультации компетентных органов государств Сторон.

Межведомственные консультации проводятся по согласованию Сторон не реже одного раза в год попеременно в Российской Федерации и Республике Армения, консультации компетентных органов - по согласованию данных органов.

Каждая из Сторон может инициировать проведение дополнительных консультаций, предлагая время и место их проведения, а также повестку дня.

Статья 6
Защита информации

Стороны обеспечивают надлежащую защиту передаваемой или создаваемой в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения информации, доступ к которой ограничен в соответствии с национальным законодательством государств Сторон.

Защита такой информации осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) соответствующими нормативными правовыми актами государства получающей Стороны. Такая информация не раскрывается и не передается третьим лицам и сторонам без письменного согласия и соблюдения условий предоставившей эту информацию Стороны.

Такая информация обозначается в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государств Сторон, а факты ее передачи между Сторонами фиксируются документально.

Передача в рамках настоящего Соглашения информации, содержащей персональные данные, осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств Сторон. При этом полученные персональные данные не могут быть переданы третьим лицам и сторонам либо опубликованы без письменного согласия Стороны, предоставившей указанные персональные данные.

Порядок обмена, условия и меры по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации и (или) государственную тайну и служебную тайну Республики Армения, в ходе реализации и по окончании действия настоящего Соглашения определяются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной защите секретной информации от 5 ноября 2002 г.

Статья 7
Финансирование

1. Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в соответствующих мероприятиях по выполнению настоящего Соглашения.

2. В отношении прочих расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, Стороны в каждом отдельном случае могут согласовывать иной порядок финансирования в соответствии с национальным законодательством государств Сторон.

Статья 8
Разрешение споров

Стороны решают спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и переговоров между компетентными органами государств Сторон и в случае необходимости по дипломатическим каналам.

Статья 9
Заключительные положения

1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу на 30-й день со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2. По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения и оформляемые отдельными протоколами.

3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено по истечении 90 дней со дня получения одной из Сторон по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны принимают меры для полного выполнения обязательств по защите информации, а также обеспечивают выполнение ранее согласованных совместных работ, проектов и иных мероприятий, осуществляемых в рамках настоящего Соглашения и не завершенных к моменту прекращения действия настоящего Соглашения.

Совершено в г. Москве 19 апреля 2022 г. в двух экземплярах, каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Республики Армения