Постановление Правительства РФ от 17.05.2023 N 769

"О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения"
Редакция от 17.05.2023 — Действует с 01.09.2023

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. N 769

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением пункта 12 Правил, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2024 г., и действует до 1 сентября 2029 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 2023 г. N 769

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

2. Системы оповещения населения создаются для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Создаются следующие системы оповещения населения:

а) системы оповещения субъектов Российской Федерации (далее - региональные системы оповещения населения) - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) муниципальные системы оповещения населения, являющиеся сегментами региональных систем оповещения населения, - органами местного самоуправления;

в) локальные системы оповещения населения - организациями, указанными в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне".

4. Границами зон действия систем оповещения населения являются:

а) региональных и муниципальных систем оповещения населения - административные границы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно;

б) локальных систем оповещения населения:

для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы зон воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности;

для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы территорий в радиусе 5 километров вокруг указанных производств и объектов (включая зону безопасности с особым правовым режимом);

для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, - границы территорий, находящихся в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 километров от указанных гидротехнических сооружений.

5. Мероприятия по созданию, реконструкции региональных и муниципальных систем оповещения населения проводятся в 3 этапа в соответствии с пунктами 7 - 11 настоящих Правил.

6. Реконструкция систем оповещения населения проводится в случаях:

а) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения, не выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.

7. На первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.

План мероприятий по созданию или реконструкции системы оповещения населения должен содержать этапы и мероприятия, перечисленные в настоящем пункте, а также в пунктах 9 - 11 и 13 настоящих Правил (по объектам), сроки выполнения мероприятий, а также сведения об ответственных должностных лицах (организациях), выполняющих эти мероприятия.

Техническое задание на создание или реконструкцию системы оповещения населения должно содержать виды и характеристики работ, подлежащих выполнению, требования к системе оповещения населения с учетом опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При разработке технического задания на создание или реконструкцию системы оповещения населения учитываются:

границы зоны действия системы оповещения населения согласно пункту 4 настоящих Правил;

возможности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сетей связи операторов связи, действующих на территории создаваемой или реконструируемой системы оповещения населения с учетом перспектив ее развития;

сопрягаемые с создаваемой или реконструируемой системой оповещения населения действующие автоматизированные и информационные системы, взаимодействие которых определено законодательством Российской Федерации;

наличие объектов, производств и сооружений, в районах размещения которых должны быть созданы локальные системы оповещения населения в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О гражданской обороне";

наличие и расположение мест массового пребывания людей;

сведения о зонах экстренного оповещения населения.

Проектно-техническая документация разрабатывается в текстовом и графическом виде и состоит из следующих основных разделов:

раздел 1 "Пояснительная записка";

раздел 2 "Проектно-изыскательские работы с обследованием объектов для размещения технических средств оповещения";

раздел 3 "Технологические решения по размещению технических средств оповещения";

раздел 4 "Мероприятия и технические решения по подключению к сетям электроснабжения и телекоммуникаций, системам заземления";

раздел 5 "Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения";

раздел 6 "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения";

раздел 7 "Спецификация технических средств оповещения, оборудования, кабельной продукции и расходных материалов";

раздел 8 "Сметы на создание или реконструкцию системы оповещения населения";

раздел 9 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования".

Для обеспечения звукопокрытия оконечными средствами оповещения региональных и муниципальных систем оповещения населения в населенных пунктах допускается устанавливать оконечные средства оповещения населения на крышах зданий, сооружений и многоквартирных домов по согласованию с собственниками соответствующего имущества.

Согласование мест размещения технических средств оповещения, в том числе оконечных средств оповещения населения, осуществляется заказчиком проектно-технической документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В проектно-техническую документацию, ранее выданную заказчику проектно-технической документации, допускается вносить обоснованные исправления, исключения или добавления данных.

Обоснования изменений, в том числе расчетов количества и мест размещения технических средств оповещения населения, а также зон звукопокрытия оконечными средствами оповещения, вносятся в пояснительную записку.

Изменение проектно-технической документации выполняется на основании разрешения, которое утверждает руководитель организации - разработчика такой документации или лицо, исполняющее его обязанности.

8. В случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются.

9. План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения проверяются на предмет соответствия пункту 7 настоящих Правил и согласовываются:

органом государственной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при создании или реконструкции региональной системы оповещения населения;

органом местного самоуправления с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при создании или реконструкции муниципальной системы оповещения населения.

Срок согласования документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не должен превышать 30 календарных дней со дня их поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При направлении в установленный настоящими Правилами срок обоснованных замечаний проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.

В случае ненаправления в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании или обоснованных замечаний план мероприятий (техническое задание, проектно-техническая документация) на создание или реконструкцию системы оповещения населения считается согласованным.

План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация утверждаются должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на которое возложены соответствующие полномочия.

10. На втором этапе:

а) устанавливаются технические средства оповещения, сертифицированные в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), или технические средства оповещения населения - при наличии документов об оценке соответствия обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза, или законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, выданных или принятых до даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 февраля 2022 г. N 18 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021)";

б) проводятся работы, предусмотренные проектно-технической документацией на создание или реконструкцию системы оповещения населения;

в) осуществляются подключение системы оповещения населения к сетям операторов связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания в соответствии с пунктом 31 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", ввод адресов направлений оповещения и взаимодействия в базу данных технических средств оповещения системы оповещения населения и комплексная наладка программного обеспечения системы оповещения населения и технических средств оповещения, включая средства защиты информации;

г) проводится обучение правилам эксплуатации допускаемых к эксплуатации технических средств оповещения дежурного (дежурно-диспетчерского) и технического персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. На третьем этапе проводятся испытания и осуществляется ввод системы оповещения населения в эксплуатацию.

Пункт 12 действует с 01.09.2024 по 01.09.2029 (пункт 3).

12. Мероприятия по созданию и реконструкции локальных систем оповещения населения устанавливаются решением руководителя организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", при этом разрабатывается проектно-техническая документация, указанная в пункте 7 настоящих Правил, за исключением сметы на создание системы оповещения населения, и утверждается должностным лицом такой организации, на которое возложены соответствующие полномочия.

Согласование проектно-технической документации на создание или реконструкцию локальной системы оповещения населения на предмет соответствия пункту 7 настоящих Правил осуществляется последовательно органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого размещены производства, объекты, сооружения и зоны воздействия их поражающих факторов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - согласующие органы). При этом срок согласования указанной документации каждым согласующим органом не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления такой документации.

При направлении в установленный настоящими Правилами срок обоснованных замечаний согласующего органа проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.

В случае ненаправления согласующим органом в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании проектно-технической документации или обоснованных замечаний к такой документации проектно-техническая документация считается согласованной.

13. Ввод системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, распорядительного документа организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", принятого при условии положительных результатов испытаний системы оповещения населения.

На введенную в эксплуатацию систему оповещения населения оформляются паспорт и положение о соответствующей системе оповещения населения.

Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорта и положения о системах оповещения населения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для проведения испытаний системы оповещения населения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", создается комиссия с участием представителя территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

14. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется после ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.

15. Поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения достигается за счет:

а) осуществления обучения уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне";

б) заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в) регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;

г) эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;

д) создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";

е) осуществления реконструкции систем оповещения населения в случаях, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

16. Положения о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения населения утверждаются правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, распорядительными документами организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", соответственно.

17. Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения осуществляется в ходе комплексных и технических проверок, проводимых в порядке согласно приложению.

18. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также средств организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Приложение
к Правилам создания, реконструкции
и поддержания в состоянии постоянной
готовности к использованию систем
оповещения населения

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Комплексные и технические проверки готовности систем оповещения населения проводятся в целях контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

В ходе комплексных проверок готовности систем оповещения населения осуществляется включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!", в том числе путем замещения телерадиовещания с перерывом вещательных программ.

В ходе технических проверок готовности систем оповещения населения проверяется исправность технических средств оповещения без включения оконечных средств оповещения и доведения сигнала оповещения и соответствующей информации до населения.

Критерии оценки готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Комплексные проверки готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения проводятся 2 раза в год комиссией по проверке готовности систем оповещения населения, назначаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения и соответствующей информации осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября, при этом замещение эфирного телевизионного вещания и радиовещания осуществляется с 10 часов 43 минут по местному времени продолжительностью до 1 минуты.

При подготовке к проведению комплексных проверок готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование населения об их проведении.

В состав комиссии по проверке готовности региональной (муниципальной) системы оповещения населения включаются представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, операторов связи, предоставивших каналы связи в интересах региональной (муниципальной) системы оповещения населения, а также операторов связи, оказывающих услуги эфирного телевизионного вещания (включаются только в состав комиссии по проверке готовности региональной системы оповещения населения).

3. По решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения.

4. Комплексные проверки готовности локальных систем оповещения населения проводятся эксплуатирующими организациями по согласованию с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией, назначаемой руководителем организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", с участием территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При подготовке к проведению комплексных проверок готовности локальных систем оповещения населения эксплуатирующей организацией по согласованию с органами местного самоуправления заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование населения об их проведении.

5. Технические проверки готовности систем оповещения населения проводятся дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующих организаций, уполномоченным на задействование систем оповещения населения, с периодичностью не реже одного раза в сутки.

Результаты технической проверки готовности системы оповещения населения отражаются в журнале несения дежурства дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом, проводившим техническую проверку.

6. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Акты по результатам комплексных проверок готовности региональной, муниципальной и локальной систем оповещения населения утверждаются соответственно высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований, руководителями организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", или лицами, исполняющими их обязанности.

Утвержденный акт по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения направляется в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 30 календарных дней с даты включения оконечных средств оповещения и доведения до населения сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!".