ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2023 г. по делу N П-101/23
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ИП А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МКУ "УА" (далее - Заказчик), ГКУ КК "Д" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы МБОУ ООШ N 22 им. П.И. Державина с. Мессажай (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0818500000823001082) (далее - Аукцион),
установила:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), в результате чего заявка Заявителя на участие в Аукционе неправомерно направлена Оператором электронной площадки Заказчику, что повлекло блокирование денежных средств Заявителя на основании третьего отклонения заявки Заявителя в одном квартале.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукционе размещено в ЕИС - 16.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 46 458 638 руб.;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования Туапсинский район;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.02.2023;
6) на участие в Аукционе подано 16 заявок от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 28.02.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 14 участников закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе принято решение о соответствии 10 заявок участников закупки требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "М" с минимальным предложением о цене контракта в размере 35 029 813,05 руб.
11) между Заказчиком и ООО "Г" заключен контракт от 27.03.2023 N 2023.046049.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) требуют наличие у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Документами, подтверждающими наличие опыта, предусмотренного дополнительными требованиями к участникам закупки, установленными пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 24.2 в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Постановлением N 2571, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением о дополнительных требованиях в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Оператор электронной площадки, неправомерно принял решение о размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с Постановлением N 2571, в результате чего заявка Заявителя на участие в Аукционе неправомерно направлена Оператором электронной площадки Заказчику, что повлекло блокирование денежных средств Заявителя на основании третьего отклонения заявки Заявителя в одном квартале.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, а также размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 464 586,38 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2023 N ИЭА2 заявка Заявителя на участие в Аукционе признана не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил документы и пояснил, что отклонение заявки Заявителя на участие в Аукционе является третьим отклонением заявки Заявителя в течение первого квартала 2023 года в следующих закупочных процедурах:
- по электронному аукциону с номером извещения - 0818500000823000138 на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения заявки Заявителя - 02.02.2023);
- по электронному аукциону с номером извещения - 0118300018723000051 на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения заявки Заявителя - 28.02.2023);
- по Аукциону на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения заявки Заявителя - 03.03.2023).
В соответствии с протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по указанным аукционам заявки Заявителя отклонены в связи с несоответствием Заявителя требованиям, установленным в извещениях об осуществлении указанных аукционов в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в части непредставления документов, предусмотренных пунктом 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, а именно опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что сведения о Заявителе содержатся в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр), по позиции 10 приложения к Постановлению N 2571.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявитель в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 предоставил следующие документы:
1) муниципальный контракт, заключенный в рамках Закона о контрактной системе от 09.08.2022 N 2022.201648 (далее - Контракт) между МКУ "УБ" и Заявителем на выполнение работ по текущему ремонту помещений административного здания с ценой контракта 13 253070,20 руб.;
2) дополнительное соглашение к Контракту от 04.10.2022 N 1;
3) акт о приемке выполненных работ от 30.11.2022 N 1.
Также на заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Оператор электронной площадки принял решение о размещении указанной информации и документов в Реестре, в связи с чем указанная информация и документы направлены Заказчику.
При этом Комиссией установлено, что Законом о контрактной системе, Правилами взаимодействия, Постановлением N 2571 не предусмотрена обязанность Оператора электронной площадки проводить оценку соответствия предмета Контракта дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
решила:
Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.