Приказ МНС РФ от 18.08.2000 N БГ-3-18/297

"О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"
Редакция от 23.04.2001 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ
от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ ОТРАЖЕНИЯ В ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ С РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

(в ред. Приказов МНС РФ от 06.10.2000 N БГ-3-18/351, от 23.04.2001 N БГ-3-18/131)

В соответствии с протоколом N 9 (п. 2 раздела IV) от 27.07.2000 заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на предотвращение злоупотреблений, допускаемых коммерческими банками при перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, созданной во исполнение п. 1 раздела IV протокола заседания комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы от 16.09.99 N 1, а также в целях упорядочения рассмотрения вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, приказываю:

1. Утвердить следующий порядок отражения списанных и не поступивших в бюджет денежных средств налоговыми органами в лицевых счетах налогоплательщиков, иных учетных документах и налоговой отчетности.

1.1. Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков в уплату налогов, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах банков, обслуживающих расчетные счета налогоплательщиков, отражаются в лицевых счетах плательщиков в размере более 5 млн. рублей в совокупности на одного налогоплательщика только на основании решений Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. (в ред. Приказа МНС РФ от 06.10.2000 N БГ-3-18/351)

1.2. В целях обеспечения учета всех сумм денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не перечисленных в бюджет, вводится специальный Журнал учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, который должен вестись в электронном виде и на бумажном носителе (Приложение N 1 - не приводится).

В указанном Журнале отражаются денежные средства, которые списаны банками с расчетных счетов налогоплательщиков в уплату налогов, пени, процентов и штрафов, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов вне зависимости от даты их списания с расчетных счетов налогоплательщиков в соответствующих банках.

1.3. Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов и проведенные по лицевым счетам налогоплательщиков как исполненная обязанность по уплате налога до издания настоящего Приказа, отражаются в соответствии с п. 1.4 настоящего Приказа.

1.4. По денежным средствам в размере более 5 млн. рублей в совокупности, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов, документы направляются в Управления МНС России по субъектам Российской Федерации вне зависимости от даты их списания с расчетного счета налогоплательщика. (в ред. Приказа МНС РФ от 06.10.2000 N БГ-3-18/351)

По решению Управления МНС России по субъекту Российской Федерации указанные денежные средства отражаются в лицевом счете налогоплательщика следующим образом:

- указывается дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;

- вводится запись "списана с расчетного счета налогоплательщика, но не зачислена на счета по учету доходов бюджетов сумма налога (пени, процента, штрафа) __________ рублей".

1.5. После отражения в лицевом счете налогоплательщика на основании решения Управления МНС России по субъекту Российской Федерации денежных средств, списанных банками с расчетного счета плательщика, но не зачисленных в бюджет, налоговый орган приостанавливает принудительное взыскание указанных средств с налогоплательщика и начисление пени на эту сумму налога.

1.6. В налоговой отчетности по показателю "списано с расчетных счетов налогоплательщиков денежных средств банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" включаются данные о всех суммах налоговых платежей, которые в обязательном порядке фиксируются в Журнале учета денежных средств, списанных с расчетного счета налогоплательщика банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных средств проводятся только на основании соответствующих финансовых документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на доходные счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

1.7. В случае, если МНС России не установлен особый порядок выдачи справок о наличии задолженности перед бюджетом (например, для проведения мероприятий целевого погашения кредиторской задолженности федерального бюджета), при оформлении справки о состоянии расчетов с бюджетом в справке налогового органа указывается реальная задолженность по налоговым платежам, а именно средства, не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов. При этом в такой справке при наличии у налогоплательщика денежных средств, списанных с расчетного счета в уплату налогов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в обязательном порядке делается дополнительная запись "списано с расчетного счета, но не зачислено на счета по учету доходов бюджетов (дата, номер платежного документа) сумма в размере ____________ рублей по налогу ___________________________ (указать наименование налога) в банке ____________________________ (наименование банка)".

1.8. Налоговым органам довести до налогоплательщиков порядок учета денежных средств, списанных банком с расчетного счета плательщика в уплату налогов (сборов), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

2. Утвердить следующий порядок передачи информации правоохранительным органам налоговыми органами по денежным средствам налогоплательщиков, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

2.1. Налоговый орган оценивает представленные документы налогоплательщиков на предмет их соответствия налоговому законодательству, при необходимости запрашивает дополнительные материалы в налоговых органах по месту постановки налогоплательщиков на учет.

2.2. Налоговый орган передает правоохранительным органам рассмотренные документы в случае несоответствия их содержания критериям, подтверждающим надлежащее исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

2.3. Критерием, подтверждающим надлежащее исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов перед бюджетом, является документально подтвержденное списание коммерческим банком денежных средств в погашение налоговых обязательств налогоплательщика при условии, что списанные денежные средства образовались на расчетном счете налогоплательщика в результате их поступления:

2.3.1. Через корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ Центрального Банка России;

2.3.2. Через кассу коммерческого банка;

2.3.3. Другими способами, предусмотренными действующим законодательством.

2.4. При наличии достаточных оснований налоговый орган направляет соответствующие материалы в территориальные органы ФСНП России, МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае неполучения в месячный срок ответа от вышеуказанных правоохранительных органов вышеупомянутые материалы направляются в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о применении мер прокурорского реагирования.

2.5. При наличии достаточных оснований налоговый орган направляет материалы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о необходимости обращения в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.

3. Обязать руководителей Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов:

3.1. Принимать все необходимые меры в рамках своей компетенции для снижения размера недоимки, возникающей в результате списания налогоплательщиками налоговых платежей через неплатежеспособные банки, не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов. Установить персональную ответственность руководителей УМНС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов за непринятие надлежащих мер.

3.2. Совместно с территориальными органами ФСНП России и МВД России проводить проверки документов, явившихся основанием для зачисления на расчетные счета налогоплательщиков средств, впоследствии списанных в счет погашения налоговых обязательств, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов; выявлять фирмы - посредники, с помощью которых указанные средства зачислялись на расчетные счета налогоплательщиков. Принимать меры по привлечению к ответственности лиц и организаций, участвующих в осуществлении подобных финансовых операций.

3.3. Отстаивать интересы государства в судах всех уровней, вплоть до надзорного производства.

3.4. Руководителям УМНС России по субъектам Российской Федерации не реже одного раза в месяц докладывать в МНС России о размерах недоимки, возникшей в результате списания налоговых платежей через неплатежеспособные банки, не поступивших на счета по учету доходов бюджетов, мерах, принятых налоговым органом, и достигнутых результатах.