Решение ФАС РФ от 21.04.2023 N 223ФЗ-154/23

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают требования ч. 1 ст. 2, п. 8.2 ч. 9, п. 15.2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 21.04.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2023 г. N 223ФЗ-154/23

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Р" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "РА" от 14.04.2023 N 121 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РБ" в 2023-2025 годах (извещение N 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.<...>.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "РА" (далее - Заявитель) от 14.04.2023 N 121 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РБ" в 2023-2025 годах (извещение N 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.<...>.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РБ", утвержденным решением совета директоров ОАО "РБ" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РБ" от 29.11.2022 (протокол N 5) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора - 28.02.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 91 038 204 руб., по лоту N 2 - 178 680 312 руб., по лоту N 3 - 153 202 609 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.05.2023;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе - 05.05.2023;

5. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе - 18.05.2023;

6. Дата подведения итогов Конкурса - 18.05.2023.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 18.04.2023 до 21.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок применения антидемпинговых мер;

2. Заказчиком в Документации неправомерно не установлены сроки проведения работ по предмету закупки;

3. Заказчиком ненадлежащим образом описан предмет закупки;

4. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию "Опыт участника" (далее - Подкритерий N 1), "Квалификация персонала" (далее - Подкритерий N 2) критерия "Квалификация участника" (далее - Критерий).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок применения антидемпинговых мер.

Пунктом 8.2 части 9, пунктом 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке должен быть указан размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 230 Положения о закупке Заказчиком могут применяться антидемпинговые меры в случае если при участии в закупке участником закупки, с которым заключается договор, предложена демпинговая цена договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса). Обеспечение исполнения договора в соответствии с подпунктом 1 пункта 230 Положения о закупке предоставляется участником, с которым заключается договор, до его заключения. Участник, не выполнивший это требование, признается уклонившимся от заключения договора.

Согласно пункту 1.5 раздела 1 Документации размер обеспечения исполнения договора составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), что по лоту N 1 составляет 3 793 258,50 руб., по лоту N 2 составляет 7 445 013 руб., по лоту 3 составляет 6 383 442 руб.

При этом пунктом 1.3 раздела 1 Документации установлено следующее: "демпинговой ценой при проведении закупки считается цена, сниженная по отношению к начальной (максимальной) цене договора (лота) на 25% и более.

При проведении закупки применяются следующие антидемпинговые меры: требование о предоставлении участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем размер, установленный в конкурсной документации в 1,5 раза, но не менее чем размер аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса)".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что антидемпинговые меры установлены в Документации с целью избежания убытков, связанных с неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением обязательств по договору, связанных со значительным снижением цены договора.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с положениями Документации участниками Конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352) установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 25 Постановления N 1352 если в документации о закупке, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России установлено, что в случае снижения участником закупки, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, цены договора ниже демпинговой цены, то в силу положений Документации такому участнику закупки для заключения договора по предложенной цене необходимо представить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора, что противоречит положениям Постановления N 1352.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок применения антидемпинговых мер, противоречат положениям законодательства Российской Федерации о закупке товаров, работ, услуг и нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 8.2 части 9, пункта 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административно правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно не установлены сроки проведения работ по предмету закупки.

Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно разделу "требования к безопасности работы" технического задания Документации Услуги должны оказываться квалифицированным персоналом. исполнитель самостоятельно определяет необходимое количество квалифицированных специалистов для выполнения работ, при этом численность специалистов исполнителя должна обеспечивать выполнение работ в установленные сроки и в полном объеме.

Разделом 4 технического задания Документации установлен срок выполнения работ: с момента заключения договора и не позднее 31 декабря 2025 г.

В соответствии с пунктом 4.1.1 приложения N 1.2 к Документации (далее - Проект договора) исполнитель по договору обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями договора и передать соответствующему получателю результаты работ в предусмотренные договором сроки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в Документации не содержится информация о сроках проведения работ, предусмотренных предметом договора, что, как следствие, может привести к невозможности исполнения обязательств по такому договору надлежащим образом.

Техническим заданием Документации установлено, что предметом закупки является техническое обслуживание и ремонт систем и установок пожарной автоматики.

В соответствии с разделом 2 технического задания Документации техническое обслуживание, в том числе и проверка работоспособности систем пожарной автоматики каждой единицы подвижного состава, проводится по заявке Заказчика, не менее 1 раза в месяц, на плановых видах обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава в объеме ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3. Техническое обслуживание систем пожаротушения электропоездов проводится на плановых видах ремонта электропоездов в объеме ТР-3. Результаты проведенных работ регистрируются в журнале регистрации работ по ТО и ППР систем пожарной автоматики (для моторвагонного подвижного состава).

Также Документацией установлено, что ремонт неисправных элементов систем производится подрядчиком при выявлении их неисправности при выполнении технического обслуживания систем, либо по требованию Заказчика.

Представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 4.1.2 Проекта договора в случае если в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию систем будет выявлена их неисправность, исполнитель обязан немедленно уведомить об этом получателя с составлением дефектных ведомостей формы ФОУ-18 и расчетов стоимости и срока на выполнение ремонтных работ.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что техническим заданием Документации предусмотрено выполнение работ по ремонту неисправных элементов систем, в том числе по требованию Заказчика при направлении соответствующей заявки исполнителю.

Вместе с тем срок направления, согласования, а также выполнения работ по такой заявке Документацией не установлен, что может привести к установлению Заказчиком неисполнимых сроков выполнения таких работ и, как следствие, к расторжению договора.

При этом неустановление срока выполнения работ по заявкам Заказчика не позволяет участнику закупки на этапе подачи заявки оценить возможность надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего сроки выполнения работ по предмету закупки, нарушают требования пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административно правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом описан предмет закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с пунктом 3.20.4 Документации в техническом предложении участник закупки обязан указать конкретные показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, работ, услуг, вместе с тем в техническом задании при описании предмета закупки Заказчик использует диапазонные значения, требующие уточнения, что, по мнению Заявителя, не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку, подаваемую для участия в Конкурсе.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в соответствии с положениями Документации установлена форма технического предложения участника закупки, согласно которому от участника закупки не требуется указание конкретных показателей материалов и запасных частей, используемых при выполнении работ по предмету закупки.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что согласно положениям Документации участник закупки не должен указывать конкретные значения, поскольку в соответствии с положениями Документации подавая техническое предложение, участник закупки подтверждает, что предлагаемые товары, работы, услуги соответствуют техническим и функциональным требованиям, указанным в Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 1, Подкритерию N 2 Критерия.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

4.1. Подпунктом 2.1 пункта 1 приложения 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 1 Критерия, в соответствии с которым: "оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки по каждому лоту, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1.4 к конкурсной документации. Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной автоматики (без учета НДС) на начальную (максимальную) цену договора (лота) (без учета НДС), по формуле:

,

где

j = 1...n, n - количество участников;

- количество баллов j-го участника;

- стоимость выполненных j-ым участником работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной автоматики (без учета НДС);

- начальная (максимальная) цена договора (для каждого лота) (без учета НДС).

N = 20 - максимально возможное количество баллов.

В случае, если стоимость выполненных работ равна или больше начальной (максимальной) цены договора (лота) (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов.

0 баллов - в случае отсутствия опыта и/или не представления документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1.4 к конкурсной документации".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Подкритерию N 1 Критерия, поскольку согласно вышеуказанному порядку оценки при расчете баллов заявке участника закупки Заказчиком будет учитываться опыт выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной автоматики, вместе с тем участник закупки, имеющий опыт выполнения работ исключительно по техническому обслуживанию или исключительно по ремонту систем пожарной автоматики, получит 0 баллов, что, по мнению Заявителя, создает неравные условия среди участников закупки и ограничивает их количество.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика и способного обеспечить надлежащее исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, при этом предмет оценки по Подкритерию N 1 Критерия установлен, исходя из перечня работ, являющимся предметом Конкурса.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что вышеуказанный порядок оценки установлен Заказчиком исходя из собственных нужд и потребностей, поскольку наличие опыта выполнения работ только по техническому обслуживанию не подтверждает наличие опыта выполнения работ по ремонту пожарной автоматики и наоборот.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4.2. Подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации установлено, что в подтверждение наличия опыта выполнения работ по Подкритерию N 1 Критерия участник в составе заявки представляет:

"- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ;

- договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.);

- копии документов, подтверждающих оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка).

Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации, указать реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты о выполнении работ, оказании услуг).

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной автоматики.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки "Опыт участника" оценка осуществляется в совокупности на основании сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне участника".

На заседании Комиссии ФАС России Заявитель пояснил, что Заказчиком в Документации установлено излишнее требование о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг), для начисления баллов по Подкритерию N 1 Критерия, поскольку выполненные работы (оказанные услуги) могут быть приняты контрагентом по договору, при этом не оплачены в силу объективных причин.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что установление требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договору, для подтверждения наличия опыта участника закупки по предмету закупки, ограничивает количество участников закупки, поскольку в случае наличия у участника закупки соответствующего опыта, подтвержденного исключительно актами об оказании услуг, либо актами о сдаче-приемки оказанных услуг, но без проведения оплаты со стороны заказчика, такой участник лишается права на участие в закупке. Следовательно, соответствие участников закупки указанному требованию может зависеть от волеизъявления третьих лиц, что не соответствует требованиям Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что само по себе составление и подписание сторонами акта о выполненных работах (оказанных услуг) устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, свидетельствует о факте выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с условиями заключенного договора (если иное не предусмотрено договором).

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) любое обязательство может быть прекращено зачетом, что является надлежащим прекращением обязательства по оплате работ.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации для зачета необходимо и достаточно заявления одной стороны. При этом для прекращения обязательств заявление о зачете должно быть доставлено соответствующей стороне или считаться доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ.

Также следует учесть, что гражданско-правовая природа зачета встречного однородного требования, как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, то есть влечет те же последствия, что и исполнение обязательств стороной по договору.

Вместе с тем вышеуказанное положение Документации ставит участников закупки в неравное положение, поскольку участники закупки, имеющие опыт оказания услуг в рамках договоров, обязательства по которым исполнены посредством взаимозачета и у исполнителя по договорам отсутствуют документы, подтверждающие оплату, не могут предоставить сведения о таких договорах для целей оценки по Подкритерию N 1 Критерия.

Кроме того, в соответствии действующим законодательством (Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", статья 863 Гражданского кодекса Российской Федерации) платежные поручения, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы относятся к расчетным (платежным) документам.

Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что расчетные (платежные) документы подтверждают факт осуществления финансовых операций между контрагентами.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий перечень документов, представляемых участниками закупки для оценки заявки по Подкритерию N 1 Критерия и, как следствие, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 1 Критерия, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

4.3. Подпунктом 2.2 пункта 1 приложения 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 2 Критерия: "оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки по каждому лоту, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 1.4 к конкурсной документации.

Оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного при выполнении работ, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного при выполнении работ из всех имеющихся у участников, по формуле:

j = 1...n, n - количество участников;

- количество баллов j-ого участника;

- количество персонала, задействованного при выполнении работ, имеющегося у j-ого участника;

- максимальное количество персонала, задействованного при выполнении работ из всех имеющихся у участников;

N = 20 - максимально возможное количество баллов.

В случае отсутствия в составе заявки участников закупки заполненных Форм согласия на обработку персональных данных и/или в случае не заполнения граф Формы сведений о квалифицированном персонале (приложение N 1.3 к конкурсной документации), сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию "Квалификация персонала".

При отсутствии документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 приложения N 1.4 к конкурсной документации, в составе заявки участников, подтверждающих наличие квалифицированного персонала, баллы не начисляются".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 2 Критерия, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество квалифицированного персонала для расчета баллов заявке участника закупки по соответствующему критерию оценки.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 2 Критерия направлен на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4.4. Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации установлено, что в подтверждение наличия квалифицированного персонала по Подкритерию N 2 Критерия участник в составе заявки представляет:

"- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации;

- гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала;

- в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента);

- действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки "Квалификация персонала" оценка осуществляется в совокупности на основании сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне участника.

Документы, перечисленные в подпунктах 1 - 2 пункта 2 приложения N 1.4 конкурсной документации, представляются в электронной форме в составе конкурсной заявки".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 2 Критерия, поскольку положения Документации имеют разночтения в части документов, необходимых для представления в качестве подтверждения наличия квалифицированного персонала по Подкритерию N 2 Критерия, а именно в подпункте 2 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации отсутствует требование о представлении в составе заявки согласия на обработку персональных данных, при этом пунктом 2.2 пункта 1 приложения 1.4 к Документации установлено, что в случае отсутствия в составе заявки участников закупки заполненных Форм согласия на обработку персональных данных, сведения о представленных специалистах не будут учитываться при оценке по Подкритерию N 2 Критерия.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в Документации, определено, что в составе заявки участника должно быть приложено согласие на обработку персональных данных в отношении каждого специалиста, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, по форме приложения N 1.3 к Документации.

Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации Заказчик не вправе обрабатывать и рассматривать информацию, представленную в составе заявки участника закупки, в отношении сотрудников, не представивших согласие на обработку персональных данных, а, следовательно, информация о таких сотрудниках не может быть учтена при оценке по соответствующему критерию оценки.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что с целью принятия сведений, представленных участниками закупки в отношении квалифицированного персонала, Заказчиком установлено требование о представлении в составе заявки согласия на обработку персональных данных в отношении каждого представленного к оценке сотрудника, а также указанна форма такого согласия.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при определении перечня документов, представляемых для оценки по Подкритерию N 2 Критерия, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи с чем вышеуказанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 14.04.2023 N 121 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РБ" в 2023-2025 годах (извещение N 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.<...>.ru) обоснованной в части:

- ненадлежащего порядка применения антидемпинговых мер;

- неправомерного отсутствия сроков выполнения работ по предмету закупки;

- ненадлежащего порядка оценки заявок участников по подкритерию "Опыт участника" критерия "Квалификация участника".

2. Признать ОАО "РБ" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 8.2 части 9, пункты 4, 13, 14, 15.2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "РБ", ООО "РВ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 21.04.2023 по делу N 223ФЗ-154/23.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.04.2023 N 223ФЗ-154/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.