Решение ФАС РФ от 20.04.2023 по делу N 23/44/93/66

"Об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): действия комиссии по осуществлению закупок нарушают пп. "А" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 20.04.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2023 г. по делу N 23/44/93/66

ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное ФКУ Упрдор "Ч" (далее - Заказчик) в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,

установила:

1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика:

Наименование закупки Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский. Реконструкция автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский на участке км 19 со строительством транспортной развязки, Республика Адыгея
Способ закупки Электронный аукцион (далее - Аукцион) Номер извещения 0318100051223000009
Дата размещения извещения 18.03.2023 Начальная (максимальная) цена контракта (руб.) 11 552 801 342
Дата окончания срока подачи заявок 07.04.2023 Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе 1
Дата подведения итогов 11.04.2023 Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) 1
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ООО "Х" (ИНН: <...>)
Цена контракта, предложенная единственным подрядчиком (руб.) 11 552 801 342

Заказчик обратился за согласованием возможности заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.

К обращению Заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Извещения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571, являются:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 являются:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 являются:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации

Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям позиции 17 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно подпункту "а" пункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным номером "А-91863" (ООО "Х") (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр), в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 размещены в том числе следующие документы Победителя:

- копия договора субподряда от 01.03.2017 N 5-м, заключенного между АО "В" и Победителем, на выполнение комплекса работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, а также строительство транспортной развязки на км 974 автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, Самарская область на сумму 5 139 170 000 руб. (далее - Объект) (далее - Договор);

- копия акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 16.12.2020 б/н на сумму 5 072 376 802,6 руб.;

- копия заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 16.12.2020 б/н;

- копия акта о соответствии параметров построенного реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации от 16.12.2022 б/н.

На заседании Комиссии установлено, что Договор, заключен в рамках исполнения обязательств по государственному контракту, заключенному между ФКУ "П" и ПАО "В" 13.11.2014 на сумму 6 232 943 539,15 руб. (далее - Контракт), срок исполнения обязательств по Контракту - 30.11.2023.

В соответствии с пунктом 1.1 Договора Договор заключен в рамках исполнения обязательств по Контракту.

Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Учитывая изложенное, ПАО "В" является генеральным подрядчиком, который осуществляет строительство и реконструкцию Объекта по Контракту и сдает результат выполненных работ заказчику - ФКУ "П". В свою очередь, ФКУ "П" по результатам выполненных ПАО "В" работ получает разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию.

Так, Комиссией также установлено, что ФКУ "П" получено разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 30.12.2020 N 63-ru6302000-163-2020-ФДА/113. При этом ФКУ "П" не является стороной по Договору.

Вместе с тем Комиссия, изучив размещенные в Реестре документы Победителя в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571, приходит к выводу, что представленные документы не свидетельствуют о наличии у Победителя опыта по строительству, реконструкции Объекта, поскольку Победитель не являлся лицом, выполнившим обязательства по строительству, реконструкции Объекта.

Так, Победитель не имел каких-либо взаимоотношений с ФКУ "П" и не сдавал ФКУ "П" Объект для получения разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Кроме того, ответственность за выполненные работы по Контракту возлагаются на ПАО "В".

Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подпунктом "з" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия

решила:

1. Отказать ФКУ Упрдор "Ч" в согласовании возможности заключения контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 0318100051223000009 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Х" (ИНН: <...>).

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 20.04.2023 по делу N 23/44/93/66 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.