ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1029/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Д" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, "К" (далее - Уполномоченный орган), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Торжок - Высокое - Берново - Старица" км 37+440 - км 51+000, км 76+382 - км 110+290 в Торжокском и Старицком районах Тверской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0136500001123001803) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки;
2) установивших в проектной документации Извещения (далее - Проектная документация) виды работ, которые относятся к выполнению работ по капитальному ремонту в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно проводится закупка на выполнение работ по текущему ремонту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 10.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.05.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.04.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 326 275 900,56 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10404095810357840244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.04.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки в части формирования лота.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Извещению предметом контракта является выполнение работ по ремонту на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Торжок - Высокое - Берново - Старица" км 37+440 - км 51+000, км 76+382 - км 110+290 в Торжокском и Старицком районах Тверской области" (далее - Работы).
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации в письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется во второй климатической зоне.
Вместе с тем согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 326 275 900,56 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 23 262 759,01 руб., обеспечение исполнения Контракта установлено в размере 232 627 590,06 руб.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом лота на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2 326 275 900,56 руб. приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению от 29.12.2021 N 2571.
С учетом изложенного формирование Заказчиком, Уполномоченным органом лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения Работ в определенном субъекте Российской Федерации, и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом сформировавшего лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проектной документации установлены виды работ, которые относятся к выполнению работ по капитальному ремонту в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно проводится закупка на выполнение работ по текущему ремонту.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 4 пункта 5 раздела III Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог" (далее - Приказ N 402) установлено, что к комплексу работ по ремонту, в том числе, относится:
- восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования;
- восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 части 6 раздела VI Приказа N 402 к комплексу работ по содержанию, в том числе, относится исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений.
В соответствии с абзацем 2 требований к результатам работ описания объекта закупки Извещения работы по ремонту соответствуют разделу III Приказа N 402 и пункту 5 раздела I приложения к распоряжению Правительства Тверской области от 08.07.2017 N 220-рп "Об общих требованиях к качеству дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области (далее - Распоряжение).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 5 раздела I Распоряжения при ремонте участка автомобильной дороги Тверской области выполняются работы по его содержанию, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние и не были выполнены до начала ремонтных работ.
В Проектной документации указаны работы по демонтажу барьерного ограждения, дорожных знаков и их последующий монтаж.
При этом восстановление элементов обустройства производится в соответствии с действующими проектами организации дорожного движения. При разработке ведомости дефектов и намечаемых объемов работ (далее - Ведомость) учитывалось фактическое наличие этих элементов, подлежащих в соответствии с Ведомостью замене и восстановлению. Недостающие элементы обустройства, ранее демонтированные (в том числе из-за вандального отношения, пришедшие в полную негодность) будут восстановлены при проведении работ по ремонту.
На момент составления ведомости дефектов и намечаемых объемов работ вышеуказанные элементы отсутствовали (были ранее демонтированы), так как в настоящее время лимиты денежных средств, предусмотренные на содержание автомобильных дорог, не позволяют в необходимом объеме обеспечить надлежащее техническое состояние в том числе на указанном ремонтируемом участке автомобильной дороги.
Кроме того, необходимо отметить, что в Проектной документации указаны работы по демонтажу и монтажу существующих автопавильонов. Предусмотрены работы по восстановлению существующих автопавильонов на автобусных остановках, что в соответствии с Приказом N 402 относится к комплексу работ по текущему ремонту.
Учитывая изложенного и изучив Проектную документацию Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.05.2023 по делу N 28/06/105-1029/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.