ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2023 г. по делу N 08/05/5-17/2023
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении рекламы сети магазинов "П" с сообщением о проводимой акции "Пенсионерам скидки" в эфире телеканалов "Первый канал", "Телеканал "Россия" (Россия - 1)" в ноябре 2022 года,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:
ООО "А" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002) - <...>,
заинтересованное лицо:
ООО "К" (адрес: <...>, ОГРН <...>, дата присвоения ОГРН: 18.09.2007, ИНН: <...>, КПП: <...>) - <...>,
установила:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к распространявшейся в эфире телеканалов "Первый канал", "Телеканал "Россия" (Россия - 1)" в ноябре 2022 года рекламе сети магазинов "П", сообщающей об акции "Пенсионерам скидки".
В рекламном видеоролике сообщается следующее.
"Десять процентов? Десять процентов".
Скидка десять процентов каждый день всем пенсионерам в Пятерочке".
В видеоряде рекламы размещен товарный знак "П" и утверждения "- 10% с открытия до 13:00", "Пенсионерам скидка каждый день".
На всем протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются дисклеймеры со следующим текстом:
1) с 00 по 05 секунду - "Срок действия акции с 01.10.22 по 31.12.22 (включительно). Акция действует во всех магазинах сети "П". Скидка предоставляется при предъявлении пенсионного удостоверения. Пенсионное удостоверение может заменить справка, полученная в Пенсионном фонде России или любой другой документ, подтверждающий пенсионный статус".
2) с 06 по 09 секунду - "Скидка распространяется не на все категории товаров, представленных в магазинах ТС "П". Администрация магазинов "П" оставляет за собой право приостановить действие данной акции в любой момент, а также продлить срок действия акции без объявления причин. Подробные условия акции уточняйте в магазинах "П" и на сайте www.5ka.ru."
Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 6,9% площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3 - 5 секунд.
Сообщаемые в рекламе утверждения "скидка десять процентов каждый день всем пенсионерам в Пятерочке", "пенсионерам скидка каждый день" дают потребителям основания полагать, что магазин распространяет действие акции на все категории товаров магазина.
Вместе с тем согласно условиям акции "Пенсионерам скидки", размещенным на официальном сайте сети магазинов "П", и информации, приведенной в дисклеймерах, скидка распространяется не на все категории товаров, представленных в магазинах ТС "П". Так, скидка не распространяется на табак, табачные изделия или никотиносодержащую продукцию, устройства для потребления никотиносодержащей продукции; уцененный товар; лотерейные билеты; товары, участвующие в промоакциях; социально значимые товары, отмеченные ценником "Выгодно" и наличием обозначения на ценнике буквы "Ц", а также товары под брендом "Красная цена".
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст дисклеймеров ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предоставления скидки.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В своих пояснениях ООО "А" указывает, что дисклеймер с условиями акции различим, читабелен и контрастирует с фоном ролика. Проведение акции положительно воспринимается потребителями, позволяя экономить на покупках.
Вместе с тем Комиссия ФАС России установила, что информация о том, что скидка в рамках акции распространяется не на все категории товаров, является существенной. При этом форма и условия представления данной информации в рекламе не позволяют довести ее до сведения потребителя надлежащим образом. Соответственно потребители не получают часть существенной для них информации об условиях предоставления скидки и вводятся в заблуждение относительно возможности получить скидку на все категории приобретаемых товаров.
Таким образом, в рекламе магазинов "П", сообщающей об акции "Пенсионерам скидки" и скидке 10% каждый день всем пенсионерам в Пятерочке в рамках, распространявшейся в эфире телеканалов "Первый канал", "Телеканал "Россия" (Россия - 1)" в ноябре 2022 года, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
ООО "К" сообщило, что рекламодателем рекламы является ООО "А". ООО "К", в свою очередь, является Управляющей компанией общества ООО "А" и осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа ООО "А".
Согласно представленным ООО "А" документам, ООО "А" является рекламодателем рекламы сети магазинов "П" с сообщением о проводимой акции "Пенсионерам скидки", распространявшейся в эфире телеканалов "Первый канал", "Телеканал "Россия" (Россия - 1)" в ноябре 2022 года.
Таким образом, рекламодателем рекламы является ООО "А" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...> дата присвоения ОГРН: 10.12.2002).
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922.
Руководствуясь частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", распространявшуюся в ноябре 2022 года рекламу сети магазинов "П", сообщающую об акции "Пенсионерам скидки" и скидке 10% каждый день всем пенсионерам в Пятерочке, поскольку реклама замалчивает часть существенной информации об условиях предоставления скидки и вводит потребителей в заблуждение относительно возможности приобрести все категории товаров со скидкой.
2. Выдать ООО "А" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "А".
Решение изготовлено в полном объеме "24" мая 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.