Решение ФАС РФ от 17.05.2023 по делу N 28/06/105-1099/2023

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 1 СТ.31, ч. 5, 8 ст. 34, п. 11, п. 21 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 17.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1099/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "АА" (далее - Заявитель) на действия Министерства "С" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "АБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Новотроицкого водохранилища, Ставропольский край (II этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0321100007223000007) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующим показателям "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласился с доводом 3 Заявителя.

В ходе заседания 15.05.2023 Комиссией ФАС России с целью полного и всестороннего изучения представленных материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.05.2023.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 13.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 297 562 570 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 0820405532T200200414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.05.2023;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13 и 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.

Согласно Извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с позицией 13 Постановления N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства устанавливается дополнительное требование о наличии: 1) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства; 2) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.

При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с Извещением объектом закупки является реконструкция комплекса гидротехнического сооружения Новотроицкого водохранилища.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571, поскольку комплекс гидротехнического сооружения Новотроицкого водохранилища относится к 1 классу.

Комиссией установлено, что согласно сведениям, размещенным на сайте Российского регистра гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru) комплекс гидротехнического сооружения Новотроицкого водохранилища относится к 1 классу, а также имеет уровень безопасности "неудовлетворительный".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что реконструируемый объект закупки относится к особо опасным и технически сложным объектам гидротехнических сооружений, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлением N 2571 не противоречат положениям Постановления N 2571 и Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия, Детализирующему показателю N 2 Критерия.

2.1 Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия, а именно ненадлежащим образом установлены предельное минимальное и предельное максимальное значения характеристик.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения: а) применяются детализирующие показатели; б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов; в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения: а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: - общая цена исполненных участником закупки договоров; - общее количество исполненных участником закупки договоров; - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров; б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается; в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению: - устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); - устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); - может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно Порядку оценки Заказчиком, Уполномоченным органом для расчета баллов по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлена формула, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 20 Положения.

При этом по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное минимальное значение характеристики (), которое составляет 350 000 000 руб. (27% от НМЦК), а также предельное максимальное значение характеристики (), которое составляет 550 000 000 руб. (42% от НМЦК).

Вместе с тем с учетом того, что в рамках Детализирующего показателя N 1 оценивается один исполненный участником закупки контракт (договор), установление предельного минимального значения характеристики в размере 350 000 000 руб. и предельного максимального значения характеристики в размере 550 000 000 руб. по сути представляет собой требование к минимальной и максимальной стоимости контракта (договора), представляемого участником закупки в целях присвоения баллов.

При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения подрядчика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми кроме цены понимается в том числе квалификация такого участника.

Комиссия, изучив установленный Заказчиком, Уполномоченным органом Порядок оценки, приходит к выводу, что установление Заказчиком, Уполномоченным органом предельного минимального значения, по Детализирующему показателю N 1 Критерия в размере 350 000 000 руб. (27% от НМЦК) не соответствуют пункту 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения, но более чем значение установленное в целях подтверждения наличия опыта у участника закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.

Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное максимальное значение характеристики, которое составляет 550 000 000 руб., что в свою очередь составляет 42% от НМЦК.

Таким образом, вне зависимости от цены контракта, предоставленного к оценке по Детализирующему показателю N 1 Критерия, все контракты, цена которых составляет 550 000 000 рублей и более будут оценены равнозначно максимальному количеству баллов.

С учетом изложенного, участник закупки, предоставивший к оценке контракт с ценой в размере, например, 1 200 000 000 рублей, по результатам оценки по Детализирующему показателю Критерия получит максимальное количество баллов, равно как и участник закупки, предоставивший в составе заявки контракт с ценой в размере 550 000 000 рублей.

Опыт выполнения работ в рамках контракта с ценой в размере 550 000 000 рублей, не является сопоставимым опыту выполнения работ в рамках контракта с ценой в размере 1 200 000 000 рублей, поскольку объем выполнения работ в рамках последнего контракта, как минимум в 2 раза больше, по сравнению с первым контрактом, и соответственно, оценка их опыта не может равняться одинаковому количеству баллов.

Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в 2 и более раза.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

2.2 Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю N 2 Критерия, а именно ненадлежащим образом установлены предельное минимальное и предельное максимальное значения характеристик.

Согласно Порядку оценки Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю N 2 Критерия установлена формула, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 20 Положения.

При этом по Детализирующему показателю N 2 Критерия установлено предельное минимальное значение характеристики (), которое составляет 1 000 000 000 руб. (77% от НМЦК), а также предельное максимальное значение характеристики (), которое составляет 1 350 000 000 руб. (104% от НМЦК).

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что установление предельного минимального значения характеристики в размере 1 000 000 000 руб. и предельного максимального значения в размере 1 350 000 000 руб. обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, для удовлетворения потребности Заказчика.

При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, а именно дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе установлена на нерабочий день.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом пунктом 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что такая дата не может приходиться на нерабочий день.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.05.2023.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что при внесении изменений в Извещение допущена техническая ошибка.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Решением Комиссии от 12.05.2023 по делу N 28/06/105-1031/2023 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 11, пункта 21 части 1 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений посредством внесения изменений в Извещение.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части подпункта 2.1 пункта 2, пункта 3 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 11, пункта 21 части 1 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 12.05.2023 по делу N 28/06/105-1031/2023.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.05.2023 по делу N 28/06/105-1031/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.