Решение ФАС РФ от 26.05.2023 по делу N 23/44/93/134

"Об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): предлагаемые Обществом к поставке товары не соответствуют извещению об осуществлении закупки и требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 26.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2023 г. по делу N 23/44/93/134

ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Министерством "С" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) (далее - Обращение) в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,

установила:

1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика:

Наименование объекта закупки Поставка оборудования на объект: "Реконструкция Комсомольской оросительной системы, Марксовский район, Саратовская область"
Способ закупки Электронный аукцион (далее - Аукцион) Номер извещения 0360100011823000019
Дата размещения извещения 28.04.2023 Начальная (максимальная) цена контракта (руб.) 18 657 037,55
Дата окончания срока подачи заявок 10.05.2023 Количество заявок, поданных на участие в Аукционе 0
Дата подведения итогов 10.05.2023 Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) 0
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Общество) ООО "Ю" (ИНН: <...>)
Цена контракта, предложенная единственным подрядчиком (руб.) 18 657 037,55

Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Пунктом 7.9 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ".

При этом согласно пункту 7.4 проекта государственного контракта Извещения: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком его обязательств по настоящему Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту на тех же условиях и в объеме уменьшенном на размер выполненных обязательств, что указаны в Разделе 7 настоящего Контракта. В ходе исполнения настоящего Контракта Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения настоящего Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения настоящего Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения настоящего Контракта".

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, указавшего противоречивые сведения в отношении сроков предоставления нового обеспечение исполнения в проекте государственного контракта Извещения, нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению N 616 (далее - Перечень).

Подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 616 установлено, что в целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).

В соответствии с Извещением установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.

Согласно абзацу 2 пункта 10 Постановления N 616 устанавливается, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции (далее - Номера реестровых записей), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

Подпунктом "б" пункта 8 Правил установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, а также пунктом 1 (в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Федерального закона), пунктами 2 и 3 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе, заказчик прилагает к обращению, предусмотренному подпунктом "а" пункта 8 Правил, информацию и документы, предусмотренные подпунктами "е" и "ж" пункта 7 Правил.

В силу подпункта "е" пункта 7 Правил к обращению прилагаются информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении об осуществлении закупки для представления в заявке на участие в закупке (за исключением документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки на участие в закупке).

На заседании Комиссии установлено, что в рамках выполнения работ требуется поставка обратных клапанов (вид, согласно коду ОКПД2: 28.14.11 "Арматура регулирующая, обратная, предохранительная, распределительно-смесительная, разделительная, комбинированная, клапаны редукционные"), поворотно-дисковых затворов с двойным эксцентриситетом, фланцевых (вид, согласно коду ОКПД2: 28.14.13 "Арматура запорная для управления процессом (задвижки, краны, клапаны запорные, затворы дисковые и другая арматура)"), которые включены в п. 32, 33 (соответственно) позиции Перечня.

При этом, изучив информацию и документы Обращения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в их составе Номеров реестровых записей, что не соответствует абзацу 2 пункта 10 Постановления N 616.

Кроме того, в составе Обращения направлена информация о следующих предлагаемых Обществом к поставке товарах:

"1) поворотно-дисковый затвор с двойным эксцентриситетом, фланцевый; страна происхождения: Китай;

2) Обратный клапан; страна происхождения: Китай".

Таким образом, предлагаемые Обществом к поставке товары не соответствуют Извещению и требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "ж" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия

решила:

1. Отказать Министерству "С", ФГБУ "У" в согласовании заключения контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 0360100011823000019 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Ю" (ИНН: <...>).

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 26.05.2023 по делу N 23/44/93/134 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его вынесения.