Решение ФАС РФ от 26.05.2023 по делу N 28/06/105-1188/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 4, 6 ст. 31, п. 1 ч. 13, ч. 30 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 26.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1188/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП С. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "И" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по капитальному ремонту открытой плоскостной спортивной площадки ГКОУ НШ N 15. Административное здание N 22А, 5 мкр. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100083823000002) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

1) неправомерно установившего требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций наряду с требованием об отсутствии в предусмотренном частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки;

2) ненадлежащим образом установившего требования к участникам закупки;

3) неправомерно установившего к участникам закупки дополнительное требование, предусмотренное позицией 11 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);

4) установившего требования к составу заявки на участие в закупке в недействующей редакции Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.05.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 10.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 328 220,66 руб.

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 8120702305Е250980243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.05.2023;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, неправомерно установлено требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций наряду с требованием об отсутствии в предусмотренном частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Пунктом 2 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".

Вместе с тем пунктом 5 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Постановлением N 2571 наряду с установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованием, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Пунктом 4 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".

Кроме того, пунктом 3.8 технического задания (приложение N 1 к проекту государственного контракта Извещения) установлено требование к участнику закупки, а именно участник закупки на основании части 2 статьи 52 ГрК РФ должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Подтверждением соответствия этом требованию является наличие информации в едином реестре сведений о членах саморегулируемой организации и их обязательствах.

Вместе с тем Извещением установлена начальная (максимальная) цена контракта, которая составляет 6 328 220,66 руб., что не превышает минимальный размер обязательств, установленного частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ в размере 10 000 000 руб.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего требования к участникам закупки нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 11 приложения к Постановлению N 2571.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства N 2571.

Извещением установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт открытой плоскостной спортивной площадки.

Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 11 приложения к Постановлению N 2571.

Позицией 11 приложения к Постановлению N 2571 устанавливается дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Вместе с тем частью 10.1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, открытая плоскостная спортивная площадка не является линейным объектом, в связи с чем установление к участникам закупки дополнительного требования, предусмотренного позицией 11 приложения к Постановлению N 2571 является неправомерным.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика установившего дополнительные требования, предусмотренные позицией 11 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в закупке в недействующей редакции Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлены информация и документы об участнике закупки, которые должна содержать заявка на участие в конкурентом способе закупки.

Согласно пункту 1.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения (далее - Требования) установлено: "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)".

Кроме того, пунктом "а" пункта 1.2 Требований установлено: "первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе)" (перечень не является исчерпывающим).

Таким образом, в Требованиях установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в недействующей редакции Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, инструкция по заполнению заявки (первая часть) (приложение N 1 к Требованиям) не связана с предметом закупки, что вводит участников закупки в заблуждение, что в свою очередь может привести к отказу от участия в Аукционе заинтересованных лиц, имеющих возможность осуществлять выполнение работ, вследствие чего сокращается число потенциальных участников.

Также на заседании Комиссии установлено, что в составе Извещения содержится электронный документ: "порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" (далее - Порядок оценки).

Вместе с тем Извещением установлено, что способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является электронный аукцион.

Таким образом, установление Заказчиком в составе Извещения Порядка оценки вводит участников закупки в заблуждение, что в свою очередь может привести к отказу от участия в Аукционе заинтересованных лиц, имеющих возможность осуществлять выполнение работ, вследствие чего сокращается число потенциальных участников.

Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

5. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается.

Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.1.1 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что государственный заказчик производит авансирование в размере 30% от цены контракта, но в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации по контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг в течение 10 (десяти) дней после предоставления подрядчиком счета на предоставление аванса.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в Проекте контракта отсутствует положение о недопущении выплаты аванса исполнителю, предложившему стоимость цены контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренное частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению Заказчиком устанавливается обеспечение исполнения контракта в размере 1 898 466,20 руб.

Кроме того, пунктом 9.3 Проекта контракта установлено, что при заключении контракта подрядчик должен предоставить государственному заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта.

Также пунктом 9.1 Проекта контракта установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств по контракту подрядчик предоставляет государственному заказчику независимую гарантию или передает в залог денежные средства в обеспечение исполнения Контракта в размере, указанном в пункте 9.3 Проекта контракта.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в Проекте контракта отсутствует положение о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, в соответствии с требованиями части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП С. обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4, 6 статьи 31, пункта 1 части 13, части 30 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 26.05.2023 по делу N 28/06/105-1188/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.