Решение ФАС РФ от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1201/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают ч. 9 ст. 31, п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 29.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1201/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлении закупок "М" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГКУ КБР "У" (далее - Заказчик), "М" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ на объекте: "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0104200002123000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении Конкурса (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 25.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.05.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 22.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 050 869 287,62 руб.;

4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 932050215505R5230414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, заявки 2 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано ООО "С" с предложением о цене контракта в размере 2 045 869 287 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В силу подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Согласно Извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 18.05.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки ООО "С" на участие в Конкурсе по следующему основанию: "Стоимость принимаемых основных фондов, указанная в акте приемки законченного строительством объекта (по форме N КС-11) от 20.09.2022 г. N 1 не подтверждает цену договора строительного подряда от 06.07.2020 г. N ЮВЭС/07-01".

На заседании Комиссии установлено, что ООО "С" в целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлены договор строительного подряда от 06.07.2020 N ЮВЭС/07-01, заключенный с ООО "Ю", на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству и вводу в эксплуатацию ВЛ 110 кВ Хандыга - Нежданинская (уч. N 1 "ПС "Хандыга - опора N 390", протяженностью 131,2 км) с ценой 1 315 336 936,43 руб., акты о приемке выполненных работ, акт приемки законченного строительством объекта от 20.09.2022 N 1, подтверждающие стоимость выполненных работ, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18.05.2022 N RU14-516 32-2020.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка участника Конкурса ООО "Строй Газ Инвест" не противоречит требованиям, предусмотренным положениями Постановления N 2571.

Учитывая вышеизложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки ООО "Строй Газ Инвест" от участия в Конкурсе, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023 в действиях Комиссии по осуществлению закупок, выявлены следующие нарушения:

- части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившегося в не отстранении заявки ООО "С" от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

- пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившегося в неправомерном принятии решения об отклонении заявки ООО "А" от участия в Конкурсе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения части 9 статьи 31, пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023, предписание по настоящему делу не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.