Приказ Минтруда РФ от 28.07.2023 N 606Н

"Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию"
Редакция от 28.07.2023 — Действует с 10.10.2023

Зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2023 г. N 75363


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 июля 2023 г. N 606н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НУЖДАЕМОСТИ ИНВАЛИДА В СОПРОВОЖДАЕМОМ ПРОЖИВАНИИ (С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА), ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ

В соответствии с частью четвертой статьи 9.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:

Утвердить критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию, согласно приложению к настоящему приказу.

Врио Министра
А.Н. ПУДОВ

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 июля 2023 г. N 606н

КРИТЕРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НУЖДАЕМОСТИ ИНВАЛИДА В СОПРОВОЖДАЕМОМ ПРОЖИВАНИИ (С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА), ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ

1. Критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию, определяют основания для установления нуждаемости инвалида старше 18 лет, неспособного вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц (далее - инвалид), в сопровождаемом проживании в целях предоставления ему таких услуг, а также для установления оптимального для инвалида объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию в целях обеспечения проживания такого инвалида в домашних условиях и повышения его способности к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).

2. Для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании учитываются:

а) желание инвалида в предоставлении сопровождаемого проживания, в том числе по форме его предоставления (индивидуально или в группе);

б) отсутствие медицинских противопоказаний для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и на дому, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения <1>.

<1> Часть третья статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании оцениваются трудности, испытываемые инвалидом в выполнении задач и действий, необходимых для осуществления жизнеустройства в домашних условиях, и проблемы, возникающие при его вовлечении в жизненные ситуации, с учетом имеющихся ограничений основных категорий жизнедеятельности и степени их выраженности, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида <2> (далее - нарушение автономии инвалида).

<2> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).

4. Оценка нарушения автономии инвалида производится при наличии 2 или 3 степени ограничения хотя бы одной из следующих основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и контролю за своим поведением.

5. Оценка степени выраженности нарушения автономии инвалида производится в баллах в диапазоне от 23 до 272 баллов.

6. Выделяются 4 степени выраженности нарушения автономии инвалида:

I степень - незначительные нарушения автономии инвалида в диапазоне от 23 до 68 баллов.

II степень - умеренные нарушения автономии инвалида в диапазоне от 69 до 136 баллов.

III степень - выраженные нарушения автономии инвалида в диапазоне от 137 до 204 баллов.

IV степень - значительно выраженные нарушения автономии инвалида в диапазоне от 205 до 272 баллов.

7. Оценка нарушения автономии инвалида производится в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности нарушения автономии инвалида, предусмотренной приложением N 1 к настоящим критериям.

8. Нарушение автономии инвалида определяется путем опроса инвалида (его законного или уполномоченного представителя) с применением опросника, предусмотренного приложением N 2 к настоящим критериям. Степень нарушения автономии инвалида определяется, исходя из суммы набранных баллов, полученных при заполнении опросника.

9. От степени выраженности нарушения автономии инвалида зависит объем необходимых ему услуг по сопровождаемому проживанию, включающий тип периодичности предоставления таких услуг и их продолжительность в течение дня/недели, выраженную в часах.

10. Выделяются 4 типа периодичности услуг по сопровождаемому проживанию:

1 тип - предоставление услуг по сопровождаемому проживанию по запросу с продолжительностью от 4 до 12 часов в неделю;

2 тип - периодическое предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 12 до 28 часов в неделю;

3 тип - регулярное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 4 до 8 часов в сутки;

4 тип - постоянное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 8 до 24 часов в сутки.

При наличии у инвалида ограничений способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению 2 или 3 степени и одновременном определении умеренных или выраженных нарушений автономии инвалида суммарная оценка степени нарушения автономии инвалида может быть увеличена, но не более чем на 30 баллов к проведенной оценке степени выраженности нарушения автономии инвалида для возможности определения типа периодичности услуг по сопровождаемому проживанию, предусматривающего большую продолжительность предоставления услуг по сопровождаемому проживанию.

11. Критерием для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании является I и более выраженная степень нарушения автономии инвалида (в диапазоне от 23 до 272 баллов).

11.1. Критерием для определения нуждаемости инвалида в 1 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию является нарушение автономии инвалида I степени (в диапазоне от 23 до 68 баллов), обуславливающее нуждаемость инвалида в удовлетворении его периодически возникающих запросов для решения новых задач организации своей жизни или планирования/выполнения сложной программы действий с помощью объяснений, ситуативной поддержки и контроля сопровождающего лица.

11.2. Критерием для определения нуждаемости инвалида во 2 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию является нарушение автономии инвалида II степени (в диапазоне от 69 до 136 баллов), обуславливающее нуждаемость инвалида в периодическом (несколько раз в неделю) напоминании, содействии, участии при выполнении действий и контроле сопровождающего лица для решения отдельных задач организации жизни инвалида.

11.3. Критерием для определения нуждаемости инвалида в 3 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию является нарушение автономии инвалида III степени (в диапазоне от 137 до 204 баллов), обуславливающее нуждаемость инвалида в регулярной ежедневной посторонней помощи, в частых напоминаниях и контроле, руководящем участии сопровождающего лица, совместном выполнении действий, а иногда в замещающем выполнении определенных действий.

11.4. Критерием для определения нуждаемости инвалида в 4 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию является нарушение автономии инвалида IV степени (в диапазоне от 205 до 272 баллов), обуславливающее нуждаемость инвалида в ежедневной постоянной посторонней помощи, уходе, присмотре (постоянном замещающем выполнении определенных действий).

12. При определении нуждаемости инвалида в 4 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию может рассматриваться вопрос о целесообразности/нецелесообразности организации сопровождаемого проживания для такого инвалида исключительно в домашних условиях.

13. Пересмотр степени выраженности нарушения автономии инвалида осуществляется индивидуально, но не реже, чем 1 раз в три года.

Приложение N 1
к критериям, применяемым для установления
нуждаемости инвалида в сопровождаемом
проживании (с учетом ограничений
жизнедеятельности и нарушенных
функций организма), определения объема,
периодичности и продолжительности
предоставления услуг по сопровождаемому
проживанию, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 июля 2023 г. N 606н

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ АВТОНОМИИ ИНВАЛИДА

N п/п Рубрика домена по МКФ <*> (код) Основные задачи и действия, необходимые для самостоятельного жизнеустройства инвалида и вовлечения его в жизненные ситуации, в рамках автономии Степень выраженности нарушения автономии инвалида
      0 баллов нет нарушения автономии 1 балл незначительное нарушение автономии 2 балла умеренно выраженное нарушение автономии 3 балла выраженное нарушение автономии 4 балла значительно выраженное нарушение автономии
ОРИЕНТАЦИЯ
1. b11420 Знает свои фамилию, имя, отчество, верно сообщает личную информацию Верно называет свои фамилию, имя, отчество Способен с незначительной помощью (назвать фамилию, имя, отчество после дополнительных вопросов или с одной ошибкой, долго отвечает на вопрос) Способен ориентироваться в собственной личности с помощью (назвать фамилию, имя, отчество только после дополнительных вопросов и с ошибками) Со значительной помощью (делает много ошибок) Не может самостоятельно назвать фамилию, имя, отчество
2. b1140 Правильно определяет время Самостоятельно и правильно определяет время Способен ориентироваться во времени с незначительной помощью (назвать дату после дополнительных вопросов или с одной ошибкой, долго отвечает на вопрос) Способен ориентироваться во времени с помощью (назвать дату только после дополнительных вопросов и с ошибками) Способен ориентироваться во времени со значительной помощью Не способен самостоятельно ориентироваться во времени
3. b114 Понимает свои ограничения Знает о своей группе инвалидности. Знает свой диагноз. Может описать ограничения и проблемы, связанные со здоровьем (в том числе психическим) Знает о своей группе инвалидности. Не знает свой диагноз, но признает нарушения здоровья (в том числе психического) Дает неуверенные или отрицательные ответы относительно диагноза и группы инвалидности. Может описать свои проблемы со здоровьем только при настойчивых расспросах интервьюера или уверенно описывает только проблемы соматического здоровья Не признает наличие заболевания, нарушений здоровья Не способен понимать свои ограничения
4. b1141 Понимает где находится, ориентируется в месте Способен ориентироваться в месте самостоятельно Способен ориентироваться в месте с незначительной помощью (назвать местонахождение с подсказкой, страну, область, город, учреждение, в котором проходит обследование или проживает, этаж, номер квартиры (комнаты) Способен ориентироваться в месте с незначительной помощью (назвать местонахождение с подсказкой и одной/двумя ошибками) Способен ориентироваться в месте со значительной помощью Не может самостоятельно ориентироваться в месте
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
5. b122 В ситуациях затруднения обращается за помощью Обращается за помощью в момент возникновения ситуации затруднения Обращается за помощью, но более длительно продумывает какая помощь требуется Периодически обращается за помощью с незначительной посторонней помощью Обращается за помощью только с посторонней помощью Нет понимания ситуаций затруднения и/или необходимости получения помощи
6. b1304 Контролирует импульсивные побуждения и действия Ведет себя осознанно и разумно, контролирует свои побуждения и действия Ведет себя осознанно, иногда бывает импульсивен Может совершать импульсивные, необдуманные поступки в определенных ситуациях Импульсивное поведение приводит к определенным коммуникативным сложностям Импульсивное поведение связано с серьезными рисками
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
7. b144 Воспроизводит по памяти информацию о предыдущих вопросах Смог четко и понятно изложить информацию об основных темах опроса Смог верно припомнить несколько вопросов Для получения информации понадобились организующие усилия Требуются специальные условия и формат интеракций для воспроизведения информации по памяти Непосредственного опроса не проводилось из-за серьезных трудностей в коммуникации. Было опрошено ближайшее окружение
8. b1442 Знает окружающих его людей Знает окружающих его людей, их роли и функции Знает лишь небольшой круг окружающих его людей Знает только по именам или фамилиям, затрудняется назвать другие важные характеристики Узнает окружающих, или знает людей выборочно Не узнает окружающих
ОБУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
9. d140 Может правильно прочитать вывески Правильно читает Читает правильно, но медленно Способен читать при создании специальных условий, с применением вспомогательных средств (читает по слогам) Способен читать медленно, с посторонней помощью (может прочитать (назвать) отдельные буквы) Не способен читать
10. d145 Может написать простую записку на бытовую или личную тему Правильно и разборчиво пишет Пишет правильно, но медленно Способен писать: может обводить контуры, чертить палочки, кружочки, другие геометрические фигуры (пишет медленно, неразборчиво, допускает ошибки) Способен писать при создании специальных условий, с применением вспомогательных средств (может только копировать буквы, цифры, текст) Не может писать
11. d155 Проявляет интерес к саморазвитию (получению новых знаний, чтению, обучению, получению образования) Получает новые знания, постоянно участвует в обучающих или образовательных занятиях Периодически участвует в обучающих или образовательных занятиях Не участвует в обучающих или образовательных программах, но хотел бы Не участвует в обучающих или образовательных занятиях в силу возраста или имеющихся нарушений Не может участвовать в обучающих или образовательных программах
12. d160 Удерживает внимание в течение опроса Удерживает внимание в течение всего опроса Внимание в основном удерживает, но иногда отвлекается Для удержания внимания во время опроса понадобились организующие усилия Требуются специальные условия и формат интеракций для удержания внимания Непосредственного опроса не проводилось из-за серьезных трудностей в коммуникации. Было опрошено ближайшее окружение
13. d166 Правильно понимает, что находится в объектах, обозначенных вывесками, и как они функционируют Понимает правильно Понимает правильно, но с уточнениями Понимает частично Понимает после объяснения Не понимает и/или не может понять
14. d172 Может посчитать небольшую сумму наличных (в уме или на калькуляторе). Может посчитать сдачу Быстро и легко считает (в том числе, с помощью калькулятора) Считает правильно, но затрачивает больше времени Считает с небольшими ошибками Считает только с посторонней помощью Не может считать
15. d177 Принимает решение в ситуации несложного бытового или личного выбора Легко, четко и адекватно формулирует свои предпочтения Формулирует свои предпочтения самостоятельно, но требуются небольшие уточнения Может описать свои предпочтения и причины выбора только при пояснениях и под руководством других лиц Может сделать выбор только на основе простых ответов (да, нет) Не может сделать выбор
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ
16. d2302 Выполняет распорядок дня Сам организует свой распорядок дня Следует распорядку дня, принятому в семье или учреждении Следует распорядку дня при помощи Выполняет на уровне простых инструкций Распорядок дня полностью организован и поддерживается другими людьми
17. d240 Контролирует агрессивное поведение, когда нервничает Контролирует себя, когда нервничает Контролирует себя, иногда бывает агрессивный, но успокаивается при замечаниях Может быть агрессивен в определенных ситуациях, в других условиях ведет себя спокойно Агрессивное поведение приводит к определенным коммуникативным сложностям Агрессивное поведение связано с серьезными рисками
ОБЩЕНИЕ
18. d310 Понимает и следует устным объявлениям и сигналам (в общественном транспорте, в экстренной или чрезвычайной ситуации) Легко, четко и адекватно излагает, что означает данное объявление, и что он сделает Верно понимает смысл объявления и необходимые действия, но отвечает неуверенно, что он сделает Понимает смысл объявления и необходимые действия только при пояснениях Может понять смысл только на уровне простых инструкций Не понимает устных объявлений и сигналов
19. d310 Понимает сообщения и вопросы собеседника Понимает вопросы и сообщения интервьюера без затруднений Понимает вопросы и сообщения верно, но при расспросе требуется дополнительные пояснения Не всегда верно понимает вопросы и сообщения Понимает только самые простые и/или привычные вопросы и сообщения Непонимание или неадекватное восприятие вопросов и сообщений, другие серьезные трудности в коммуникации
20. d360 Пользуется мобильным телефоном и электронными средствами связи (мессенджером, электронной почтой) Пользуется телефоном, мессенджером, электронной почтой, другими электронными средствами связи Пользуется мобильным телефоном, отправляет сообщения (смс или мессенджеры), не умеет пользоваться электронной почтой Пользуется мобильным телефоном (звонит и отвечает на звонки), но не умеет пользоваться мессенджерами, электронной почтой, не отправляет сообщения Может пользоваться телефоном при помощи других лиц Не может пользоваться мобильным телефоном
МОБИЛЬНОСТЬ
21. d410 Самостоятельно изменяет положения тела Изменяет положение тела самостоятельно, свободно и уверенно Изменяет положение тела самостоятельно с дополнительными усилиями Изменяет положение тела с помощью других лиц При изменении положения тела требуется контроль, присмотр, подстраховка Для изменения положения тела необходима постоянная помощь
22. d415 Самостоятельно поддерживает положения тела Поддерживает положение тела самостоятельно, нужное количество времени Поддерживает положение тела самостоятельно, с дополнительными усилиями, нужное количество времени Не может поддерживать положение тела нужное количество времени, поддерживает положение самостоятельно Не может поддерживать положение тела нужное количество времени, поддерживает положение с помощью других лиц Не способен поддерживать положение тела
23. d430 Поднимает и перемещает не тяжелые объекты Поднимает и перемещает не тяжелые объекты уверенно, безопасно, с оптимальным приложением усилий Поднимает и перемещает не тяжелые объекты с дополнительными усилиями Поднимает и перемещает не тяжелые объекты медленно или неуверенно Может выполнить отдельные действия Не может выполнить данные действия
24. d440 Использует точные движения пальцев и кисти (мелкую моторику) для выполнения последовательных действий Использует точные движения пальцев быстро и уверенно Использует точные движения пальцев и кисти с дополнительными усилиями Использует точные движения пальцев и кисти медленно, неуверенно Может выполнить отдельные действия.
Мелкая моторика не развита или нарушена
Не может выполнить данные действия
25. d450 Достаточно двигается, поддерживает физическую активность Много двигается, поддерживает физическую активность Подвижен, но ограничен в возможностях передвижения Для физической активности необходимы организующие действия других людей Малоподвижен, пассивен, залеживается в постели, отказывается от прогулок Малоподвижен в силу имеющихся ограничений и нарушений
26. d450 Безопасно передвигается и ориентируется без сопровождения Свободно передвигается по квартире (отделению), по близлежащей территории здания или двора, по населенному пункту Свободно передвигается по квартире, по близлежащей территории здания или двора Свободно передвигается по квартире, но за пределы квартиры выходит с сопровождением Внутри квартиры нуждается в сопровождении Нуждается в сопровождении и/или контроле при выполнении любого двигательного действий
27. d4551 Спускается/поднимается по лестнице Ходит по лестнице уверенно, безопасно, с оптимальным приложением усилий Ходит по лестнице самостоятельно, но медленно или с усилиями, самостоятельно пользуется техническими средствами реабилитации Перемещается по лестнице самостоятельно, но требуется помощь При движении по лестнице возможны затруднения или потеря равновесия Не может ходить по лестнице
28. d4600 Перемещается в пределах жилого помещения (квартиры, отделения стационарной организации социального обслуживания и иных помещений, в которых проживает инвалид) Перемещается в пределах жилого помещения свободно и уверенно Перемещается в пределах жилого помещения самостоятельно, но затрачивая больше времени, самостоятельно использует технические средства реабилитации Перемещается самостоятельно, но требуется помощь При перемещении в пределах жилого помещения требуется контроль, присмотр, подстраховка Для перемещения в пределах жилого помещения необходима постоянная помощь
29. d4601 Перемещается в пределах других зданий (в больницах, магазинах, МФЦ и иных общественных заведениях) Перемещается в пределах других зданий свободно и уверенно Перемещается в пределах других зданий самостоятельно, но затрачивая больше времени, самостоятельно использует технические средства реабилитации Перемещается самостоятельно, но требуется помощь При перемещении в пределах других зданий требуется контроль, присмотр, подстраховка Для перемещения в пределах других зданий необходима постоянная помощь
30. d470 Пользуется общественным транспортом Регулярно самостоятельно пользуется общественным транспортом, выходит из дома Самостоятельно перемещается на общественном транспорте, но только по постоянным маршрутам При передвижении на общественном транспорте необходим контроль, подстраховка При передвижении на общественном транспорте необходимо постоянное сопровождение и контроль Использование общественного транспорта затруднено из-за серьезных ограничений здоровья
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
31. d510 Пользуется душем или ванной Регулярно и самостоятельно Самостоятельно с напоминанием и контролем Пользуется самостоятельно, нужна периодическая помощь При принятии душа или ванной требуется постоянная помощь Гигиенические нужды полностью обслуживаются другими людьми
32. d530 Контролирует физиологические отправления, пользуется туалетом Полностью контролирует физиологические отправления, знает, как пользоваться туалетной бумагой, следит за чистотой в туалете Полностью контролирует физиологические отправления, знает, как пользоваться туалетной бумагой, но не следит за чистотой в туалете Полностью контролирует физиологические отправления, но не пользуется туалетной бумагой В основном контролирует физиологические отправления, но при определенных обстоятельствах могут возникать сложности Не контролирует физиологические отправления
33. d540 Знает, когда необходимо помыться, сменить одежду Полностью самостоятельно контролирует гигиенические процедуры, смену одежды В целом чистоплотен, знает, когда надо сменить одежду, могут понадобиться напоминания и контроль Для поддержания личной гигиены, чистоты одежды необходимы организующие усилия Неопрятен, в поддержании гигиены и чистоты одежды есть сложности Личная гигиена, чистота одежды полностью контролируются другими людьми
34. d540 Одевает и снимает одежду с верхних конечностей Самостоятельно и аккуратно одевает и снимает одежду с верхних конечностей Самостоятельно одевает и снимает одежду с верхних конечностей, но может быть неаккуратен, рассеян Самостоятельно одевает и снимает одежду с верхних конечностей, но требуются организующие действия других лиц Выполняет только отдельные действия во время одевания и снятия одежды с верхних конечностей Одевание и снятие одежды с верхних конечностей полностью выполняются другими людьми
35. d5402 Одевает и снимает одежду, обувь с нижних конечностей Самостоятельно и аккуратно одевает и снимает одежду с нижних конечностей Самостоятельно одевает и снимает одежду с нижних конечностей, но может быть неаккуратен, рассеян Самостоятельно одевает и снимает одежду с нижних конечностей, но требуются организующие действия других лиц Выполняет только отдельные действия во время одевания и снятия одежды с нижних конечностей Одевание и снятие одежды с нижних конечностей полностью выполняются другими людьми
36. d5404 Подбирает одежду в зависимости от погоды Выбирает одежду в соответствии с погодой, может объяснить свой выбор одежды Выбирает одежду в основном правильно, но может забыть некоторые детали. Требуется контроль Выбирает одежду под руководством других лиц Понимает выбор и уместность одежды приблизительно Не может самостоятельно выбрать одежду
37. d550 Принимает пищу, напитки Самостоятельно и аккуратно принимает пищу, напитки Принимает пищу и напитки самостоятельно, но есть определенные проблемы с аккуратностью Принимает пищу и напитки самостоятельно, но необходим присмотр при приеме пищи Самостоятельно выполняет только некоторые действия при приеме пищи и питье Постоянно необходима посторонняя помощь
38. d550 Пользуется посудой, столовыми приборами, кухонной утварью Регулярно пользуется посудой, столовыми приборами Пользуется ограниченным набором посуды, столовых приборов Пользуется посудой, столовыми приборами, кухонной утварью под руководством других людей Выполняет только отдельные действия при пользовании посудой, столовыми приборами, кухонной утварью Не может самостоятельно пользоваться посудой, столовыми приборами, кухонной утварью
39. d5702 Своевременно принимает лекарства Самостоятельно своевременно принимает лекарства Необходимы напоминания и контроль за своевременностью приема лекарств Необходимы настойчивые организующие действия других лиц для своевременного приема лекарств Имеются заметные сложности в организации своевременного приема лекарств Не способен самостоятельно своевременно принимать лекарства
40. d5702 Понимает необходимость обращения за медицинской помощью Самостоятельно и обоснованно обращается за медицинской помощью Самостоятельно обращается за медицинской помощью, но иногда делает это необоснованно для привлечения внимания Обращается, если расспрашивать его о самочувствии, или может сообщить только знакомым людям Не обращается за помощью, но может примерно показать, что и где болит Не способен обратиться за медицинской помощью
41. d5702 Знает правила безопасного секса Знает правила безопасного секса Знает частично Знает о безопасном сексе отрывками, что-то слышал Не знает правил безопасного секса Продуктивный контакт на данную тему невозможен
42. d5702 Знает правила безопасности в быту (мокрый пол, электричество, движущиеся механизмы и иные обстоятельства, представляющие опасность для человека в быту) Знает и четко излагает Знает, но излагает неуверенно, требуются дополнительные вопросы Знает правила отрывками Не знает правил или знает неверно Серьезные трудности с коммуникацией
43. d5702 Контролирует вредные привычки Не имеет вредных привычек Имеет вредные привычки, вполне себя контролирует Имеет вредные привычки, контроль осуществляют другие лица Имеет вредные привычки, которые приводили к поведенческим срывам или создавали серьезные проблемы со здоровьем Зависимость от вредной привычки требует профессиональной помощи
БЫТОВАЯ ЖИЗНЬ
44. d62000 Может описать набор и приблизительную стоимость продуктового набора, необходимого на неделю. Может описать необходимый набор бытовых товаров (моющие средства, бытовая химия, средства гигиены и иные необходимые в быту товары) Уверенно и четко описывает состав и стоимость продуктового набора и набор бытовых товаров Описывает состав продуктового набора и набор бытовых товаров Описывает состав продуктового набора и набор бытовых товаров с помощью других лиц Может назвать или указать предпочитаемые продукты Не может описать набор продуктов, набор бытовых товаров
45. d6200 Знает как оплатить коммунальные услуги Самостоятельно оплачивает коммунальные услуги Оплачивает коммунальные услуги, но требуются напоминания или контроль Может оплачивать коммунальные услуги, но требуется помощь Может выполнить отдельные действия Не может оплатить коммунальные услуги в силу имеющихся особенностей или нарушений
46. d6300 Может самостоятельно приготовить простую еду Регулярно готовит себе простую еду Периодически (иногда) готовит себе простую еду Готовит под руководством других людей Может выполнить отдельные действия под руководством других людей Не может самостоятельно приготовить простую еду
47. d6400 Стирает Регулярно стирает самостоятельно, использует разные виды стирки Периодически (иногда) стирает самостоятельно, или стирает только некоторые вещи (например, нижнее белье) Стирает под руководством других людей Может выполнить отдельные действия Не может стирать
48 d6402 Убирает в комнате (застилает кровать, собирает и перемещает мусор в установленное место, вытирает пыль, моет пол, окна, двери, осуществляет иные работы по уборке комнаты) Самостоятельно поддерживает чистоту и порядок в комнате, проводит уборку Поддерживает порядок в комнате, проводит уборку, но требуются напоминания и контроль Принимает участие в уборке своей комнаты с помощью других лиц Выполняет только отдельные действия по уборке Уборка, поддержание порядка полностью выполняются других лиц
49. d650 Заботится о сохранности личного имущества Имеет личное имущество и заботится о его сохранности Заботится об ограниченном количестве личных вещей Заботится о некоторых предпочитаемых личных вещах, не понимая ценности других Не понимает ценности личных вещей Контроль полностью осуществляется другими людьми
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
50. d7100 Понимает и учитывает нужды других людей Понимает и учитывает нужды других людей Понимает нужды других людей, но не всегда учитывает в своем поведении, при получении замечаний корректирует свое поведение Понимает нужды других людей, но не учитывает в своем поведении Может понять нужды других людей на уровне простых сообщений Не понимает нужды, потребности, эмоциональное состояние других людей
51. d7102 Терпим к поведению других Терпим и уважителен, понимает особенности других людей Терпим к людям, к которым привык Существуют проблемы с адекватным восприятием других людей Может чрезмерно реагировать на поведенческие особенности других людей Коммуникативные функции значительно нарушены. Продуктивный контакт невозможен
52. d7103 Адекватно реагирует на замечания, конструктивную критику или похвалу Реагирует адекватно в различных социальных контактах Реагирует адекватно в привычном кругу Существуют проблемы с адекватным восприятием критики или похвалы В ситуации критики может быть импульсивен или агрессивен, в ситуации похвалы - фамильярен и навязчив Коммуникативные функции значительно нарушены. Продуктивный контакт невозможен
53. d7200 Знает основные правила общения Знает правила общения и следует им в разных социальных ситуациях Следует правилам общения в привычной обстановке Недостаточно хорошо знает правила общения Пренебрегает правилами общения Коммуникативные функции значительно нарушены. Не может следовать правилам общения
54. d740 Поддерживает ровные отношения в формальных контактах (например, с персоналом, педагогом, работодателем и с иными формально контактирующими людьми) Люди, состоящие с ним в формальных контактах, довольны качеством контакта В целом, отзываются положительно, социальный круг ограничен Имеются определенные коммуникативные сложности Имеются серьезные коммуникативные сложности (например, агрессивное, конфликтное, вызывающее поведение) Необходимы специальные условия и формат для организации формального общения
55. d750 Взаимодействует с участниками группы в команде, коллективе Постоянная, уверенная, активная способность взаимодействовать в группе, команде, коллективе Взаимодействует адекватно и активно в привычной ему группе Имеются определенные коммуникативные сложности Имеются серьезные коммуникативные сложности Необходимы специальные условия и формат для организации группового взаимодействия
ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ
56. d920 Участвует в групповых досуговых мероприятиях (экскурсиях, поездках, коллективных играх) Регулярно и активно посещает групповые досуговые мероприятия, интересует досугом Посещает мероприятия регулярно, но не проявляет инициативу Посещает мероприятия только если вовлекается другими людьми Мог бы посещать, но отказывается от групповых досуговых мероприятий из-за пассивности или по другим причинами Для посещения досуговых мероприятий необходима организация специальных условий и/или формата взаимодействия
57. d9204 Имеет хобби или иной осмысленный досуг (чтение, музыка, теле- и радиопередачи, пешие прогулки) Уверенно отвечает на вопрос об индивидуальном досуге, имеет свои предпочтения Может индивидуально проводить досуг, затрудняется ответить на вопрос о хобби Проводит индивидуальное время для досуга, если досуг организован другими людьми Не имеет увлечений, хобби или осмысленного досуга в силу пассивности, незаинтересованности Для индивидуального досуга необходима организация специальных условий и/или формата взаимодействия
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ИНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
58. d160 В процессе работы, социальной занятости, иной полезной деятельности достаточно внимателен, целенаправлен и сосредоточен Удерживает внимание и целенаправленность продуктивной деятельности в течение работы или занятий, сконцентрирован Внимание и целенаправленность деятельности в основном удерживает, но иногда отвлекается или жалуется на утомляемость Для удержания внимания и целенаправленности деятельности во время работы, занятий необходимы организующие усилия, напоминание со стороны других людей Для удержания внимания или целенаправленности деятельности необходимо постоянное участие, значительная помощь Внимание нарушено, не может сосредоточиться в процессе работы, занятий и выполнять целенаправленную деятельность в силу имеющихся особенностей или нарушений
59. d160 Доводит задание, работу, социальную занятость, иную полезную деятельность до конца Доводит работу или задание до конца регулярно и самостоятельно В основном доводит работу или задание до конца, но иногда требуется побуждение или контроль со стороны других людей Часто бросает работу или занятие на середине, например, если ленится, или допускает ошибку, или если нужны дополнительные усилия, необходима организующая помощь Способен довести до конца только отдельные действия, не может выполнить задание полностью, требуется значительная помощь других лиц Не может довести задание, работу до конца в силу имеющихся особенностей или нарушений
60. d2100 Может выполнять простые задания в процессе работы, социальной занятости, иной полезной деятельности Выполняет простые задания четко, уверенно, безопасно, с оптимальным приложением усилий Выполняет простые задания с дополнительными усилиями или немного замедленно, но с достижением желаемого результата Выполняет простые задания медленно, неуверенно, совершает ошибки, требуется организующая помощь со стороны других людей Может выполнить только отдельные действия со значительной помощью другого лица Не может выполнять даже простые задания вследствие имеющихся особенностей или нарушений
61. d2302 Знает рабочий распорядок, следует ему. Приходит вовремя к началу занятий, работы, социальной занятости, иной полезной деятельности Сам приходит к началу работы вовремя Следует рабочему распорядку, принятому в учреждении или центре, на рабочем месте, необходимы напоминания и контроль со стороны других людей. Периодически опаздывает Знает рабочий распорядок в учреждении или центре, на рабочем месте. На работу или занятия его сопровождает помощник Не знает распорядка занятий. Требуется значительная помощь для его выполнения, необходим постоянный контроль, напоминание Не может следовать рабочему распорядку вследствие имеющихся особенностей или нарушений
62. d2302 Следует инструкциям и правилам (на работе, социальной занятости, иной полезной деятельности) Знает и следует правилам, верно выполняет инструкции, имеет достаточный опыт работы или иной продуктивной деятельности Знает и следует правилам, верно следует инструкциям, но не имеет достаточного опыта Понимает правила, инструкции при дополнительных разъяснениях, следует им при незначительной помощи (напоминании, контроле) других лиц Может понять только простые правила или выполнить только простые побуждающие или запрещающие инструкции. Или по отношению к правилам выражает протест. Требуется значительная помощь для их выполнения Не понимает и/или не может выполнить в силу имеющихся особенностей или нарушений
63. d440 Владеет простыми рабочими инструментами (ножницами, молотком, степлером и иными простыми рабочими инструментами) Пользуется простыми рабочими инструментами четко, уверенно, безопасно, с оптимальным приложением усилий Пользуется рабочими инструментами с дополнительными усилиями или немного замедленно, но с достижением желаемого результата Пользуется только некоторыми наиболее безопасными рабочими инструментами, требуется организующая помощь со стороны других людей Выполняет только отдельные небезопасные действия с использованием простых рабочих инструментов со значительной помощью других лиц Использование рабочих инструментов невозможно или небезопасно в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений
64. d855, d850 Участвует в какой-либо продуктивной деятельности (работа, социальная занятость, иная полезная деятельность) Участвует в продуктивной деятельности (работе, полезных и творческих занятиях, в трудотерапии) Посещает занятия нерегулярно в силу разных причин Участвует в продуктивной деятельности нерегулярно, только если вовлекается другими людьми Отказывается от полезных занятий или работы из-за пассивности или по другим причинами, необходима постоянная значительная помощь для привлечения к занятиям Не участвует в продуктивной деятельности в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений
65. d855, d850 Проявляет интерес к работе, социальной занятости, иной полезной деятельности Высокая и стабильная мотивация, интерес к продуктивной деятельности Периодически проявляет интерес. Понимает, что это необходимо Мотивация и интерес к социальной занятости поддерживается другими людьми Пассивен, не уверен в себе, апатичен, избегает трудностей и усилий Мотивация к полезной деятельности, стремление к продуктивности отсутствуют в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений
66. d855, d850 Знает, где взять материалы, инструменты для работы, социальной занятости, иной полезной деятельности Знает, какие необходимы материалы, инструменты для работы, занятий и где их взять Знает, какие инструменты и материалы необходимы для работы, занятий и где их взять, частично самостоятельно организует рабочее пространство Подбор инструментов и материалов для работы и занятий осуществляет с незначительной помощью другого человека. Рабочее пространство и процесс занятий организованы другими людьми Подбор инструментов и материалов для работы и занятий осуществляет со значительной помощью другого человека. Затрудняется описать материалы и инструменты для занятий, другой продуктивной деятельности Не знает какие необходимы материалы, инструменты для работы, занятий и где их взять в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений
67. d855, d850 Знает, где найти информацию в отношении работы, социальной занятости, иной полезной деятельности Находит необходимую информацию для выполнения работы, заданий. Знает, где найти дополнительную информацию Находит необходимую информацию для выполнения работы, заданий с незначительной помощью другого лица. Имеет небольшие затруднения при поиске и обращением за информацией Находит необходимую информацию для выполнения работы, заданий, но не обращается за дополнительной информацией.
Инициатива по получению новой информации исходит от других
Находит необходимую информацию для выполнения работы, заданий со значительной помощью другого лица. Не знает, куда и к кому обращаться за нужной информацией Поиск информации для выполнения работы, заданий невозможен в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений
68. e135 Необходимость оборудования, изделий и технологий, используемых при обучении, на службе и в производственном секторе для облегчения труда Нет необходимости в изделиях и технологии для труда и занятости Есть периодическая необходимость в ассистивных технологиях для обучения, выполнения работы, заданий, иной полезной деятельности Есть периодическая необходимость в ассистивных технологиях, напоминании и контроле со стороны сопровождающего и в руководстве действиями Нуждается в изделиях и технологиях для облегчения труда, в непосредственном включении сопровождающего в процесс продуктивной деятельности Неспособен к выполнению работы, заданий, иной полезной деятельности в силу тяжести имеющихся особенностей или нарушений даже при использовании ассистивных технологий
ОБЩАЯ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ АВТОНОМИИ ИНВАЛИДА
N п/п Наименование показателя Степень выраженности нарушения автономии инвалида в баллах
I степень 23 - 68 баллов II степень 69 - 136 баллов III степень 137 - 204 баллов IV степень 205 - 272 баллов
1. 2 3 4 5 6
1. Оценка автономии инвалида Незначительно затруднена, незначительная потребность в поддержке I степени Умеренно затруднена, умеренная потребность в поддержке II степени Выраженно затруднена, выраженная потребность в поддержке III степени Значительно выраженно затруднена, значительно выраженная потребность в поддержке IV степени
2. Тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию I тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию II тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию III тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию IV тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию

<*> Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, одобренная на пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 г.

Приложение N 2
к критериям, применяемым для установления
нуждаемости инвалида в сопровождаемом
проживании (с учетом ограничений
жизнедеятельности и нарушенных
функций организма), определения объема,
периодичности и продолжительности
предоставления услуг по сопровождаемому
проживанию, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 июля 2023 г. N 606н

ОПРОСНИК "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ АВТОНОМИИ ИНВАЛИДА"

Вопросы по разделам МКФ <*> Степень выраженности нарушения автономии инвалида в баллах (в графе с подходящим ответом необходимо поставить галочку или другой знак, обозначающий выбор)
N п/п Рубрика домена по МКФ (код) Вопросы Нарушения автономии инвалида не выявлено Имеется незначительное нарушение автономии инвалида Имеется умеренно выраженное нарушение автономии инвалида Имеется выраженное нарушение автономии инвалида Имеется значительно выраженное нарушение автономии инвалида
0 1 2 3 4
ОРИЕНТАЦИЯ
1. b11420 Знает свои фамилию, имя, отчество, верно сообщает личную информацию          
2. b1140 Правильно определяет время          
3. b114 Понимает свои ограничения          
4. b141 Понимает где находится, ориентируется в месте          
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
5. b122 В ситуациях затруднения обращается за помощью          
6. b1304 Контролирует импульсивные побуждения и действия          
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
7. b144 Воспроизводит по памяти информацию о предыдущих вопросах          
8. b1442 Знает окружающих его людей          
ОБУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
9. d140 Может правильно прочитать вывески          
10. d145 Может написать простую записку на бытовую или личную тему          
11. d155 Проявляет интерес к саморазвитию (получению новых знаний, чтению, обучению, получению образования)          
12. d160 Удерживает внимание в течение опроса          
13. d166 Правильно понимает, что находится в объектах, обозначенных вывесками, и как они функционируют          
14. d172 Может посчитать небольшую сумму наличных (в уме или на калькуляторе). Может посчитать сдачу          
15. d177 Принимает решение в ситуации несложного бытового или личного выбора          
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ
16. d2302 Выполняет распорядок дня          
17. d240 Контролирует агрессивное поведение, когда нервничает          
ОБЩЕНИЕ
18. d310 Понимает и следует устным объявлениям и сигналам (в общественном транспорте, в экстренной или чрезвычайной ситуации)          
19. d310 Понимает сообщения и вопросы собеседника          
20. d360 Пользуется мобильным телефоном и электронными средствами связи (мессенджером, электронной почтой)          
  МОБИЛЬНОСТЬ
21. d410 Самостоятельно изменяет положения тела          
22. d415 Самостоятельно поддерживает положения тела          
23. d430 Поднимает и перемещает не тяжелые объекты          
24. d440 Использует точные движения пальцев и кисти (мелкую моторику) для выполнения последовательных действий          
25. d450 Достаточно двигается, поддерживает физическую активность          
26. d450 Безопасно передвигается и ориентируется без сопровождения          
27. d4551 Спускается/поднимается по лестнице          
28. d4600 Перемещается в пределах жилого помещения (квартиры, отделения стационарного учреждения социального обслуживания и иные помещения, в которых проживает инвалид)          
29. d4601 Перемещается в пределах других зданий (больницы, магазины, МФЦ и иные общественные заведения)          
30. d470 Пользуется общественным транспортом          
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
31. d510 Пользуется душем или ванной          
32. d530 Контролирует физиологические отправления, пользуется туалетом          
33. d540 Знает, когда необходимо помыться, сменить одежду          
34. d540 Одевает и снимает одежду с верхних конечностей          
35. d5402 Одевает и снимает одежду, обувь с нижних конечностей          
36. d5404 Подбирает одежду в зависимости от погоды          
37. d550 Принимает пищу, напитки          
38. d550 Умеет пользоваться посудой, столовыми приборами, кухонной утварью          
39. d5702 Своевременно принимает лекарства          
40. d5702 Понимает необходимость обращения за медицинской помощью          
41. d5702 Знает правила безопасного секса          
42. d5702 Знает правила безопасности в быту (мокрый пол, электричество, движущиеся механизмы и иные обстоятельства, представляющие опасность для человека в быту)          
43. d5702 Контролирует вредные привычки          
БЫТОВАЯ ЖИЗНЬ
44. d62000 Может описать набор и приблизительную стоимость продуктового набора, необходимого на неделю.
Может описать необходимый набор бытовых товаров (моющие средства, бытовая химия, средства гигиены и иные необходимые в быту товары)
         
45. d6200 Знает как оплатить коммунальные услуги          
46. d6300 Может приготовить простую еду          
47. d6400 Стирает          
48. d6402 Убирает в комнате (застилает кровать, собирает и перемещает мусор в установленное место, вытирает пыль, моет пол, окна, двери, осуществляет иные работы по уборке комнаты)          
49. d650 Заботится о сохранности личного имущества          
  МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
50. d7100 Понимает и учитывает нужды других людей          
51. d7102 Терпим к поведению других          
52. d7103 Адекватно реагирует на замечания, конструктивную критику или похвалу          
53. d7200 Знает основные правила общения          
54. d740 Поддерживает ровные отношения в формальных контактах (например, с персоналом, педагогом, работодателем, с иными формально контактирующими людьми)          
55. d750 Взаимодействует с участниками группы в команде, коллективе          
  ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ
56. d920 Участвует в групповых досуговых мероприятиях (экскурсиях, поездках, коллективных играх)          
57. d9204 Имеет хобби или иной осмысленный досуг (чтение, музыка, теле- и радиопередачи, пешие прогулки)          
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ИНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
58. d160 В процессе работы, социальной занятости, иной полезной деятельности достаточно внимателен, целенаправлен и сосредоточен          
59. d160 Доводит задание, работу, социальную занятость, иную полезную деятельность до конца          
60. d2100 Может выполнять простые задания в процессе работы, социальной занятости, иной полезной деятельности          
61. d2302 Знает рабочий распорядок, следует ему.
Приходит вовремя к началу занятий, работы, социальной занятости, иной полезной деятельности
         
62. d2302 Следует инструкциям и правилам (на работе, социальной занятости, иной полезной деятельности)          
63. d440 Владеет простыми рабочими инструментами (ножницами, молотком, степлером и иными простыми рабочими инструментами)          
64. d855, d850 Участвует в какой-либо продуктивной деятельности (работа, социальная занятость, иная полезная деятельность)          
65. d855, d850 Проявляет интерес к работе, социальной занятости, иной полезной деятельности          
66. d855, d850 Знает, где взять материалы, инструменты для работы, социальной занятости, иной полезной деятельности          
67. d855, d850 Знает, где найти информацию в отношении работы, социальной занятости, иной полезной деятельности          
68. e135 Необходимость оборудования, изделий и технологий, используемых при обучении, на службе и в производственном секторе для облегчения труда          
ИТОГОВАЯ СУММА БАЛЛОВ  
Степень выраженности нарушения автономии инвалида  
Тип периодичности услуг по сопровождаемому проживанию  

<*> Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, одобренная на пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 г.