Решение ФАС РФ от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1217/2023

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 29.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1217/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Р" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (нанесение горизонтальной дорожной разметки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0336100012523000016) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, а именно:

1) ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (квалификация участников закупки)" (далее - Критерий);

2) неправомерно объединено в один лот выполнение работ по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в нескольких субъектах Российской Федерации;

3) в Извещении не установлено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта;

4) Заказчиком в Извещении не выделены отдельные этапы исполнения контракта, при этом в графике исполнения контракта (далее - График) содержатся отдельные этапы исполнения контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.05.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.05.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 04.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 736 680 758 руб.;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

7) дата подведения итогов - 25.05.2023;

8) по результатам рассмотрения заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признано ООО "Н" с предложением о цене контракта в размере 4 947 777 777 руб.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю Критерия, поскольку установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В силу подпунктов "а", "б" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":

- применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

- оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.

В соответствии с пунктом 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения для расчета баллов по Детализирующему показателю Критерия установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения.

При этом предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки контрактов (договоров), подтверждающей квалификацию участника закупки по Детализирующему показателю Критерия, составляет 7 000 000 000 руб.

Из довода жалобы следует, что установление вышеуказанного предельного максимального значения влечет за собой необоснованное ограничение числа участников закупки.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление предельного максимального значения по Детализирующему показателю обусловлено потребностью Заказчика.

При этом такое предельное значение не ограничивает участников закупки при выявлении среди таких участников квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное предельное максимальное значение характеристики объекта закупки по Детализирующему показателю Критерия, не противоречат Положению и Закону о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединено в один лот выполнение работ по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в двух субъектах Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с Извещением к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, о наличии следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20% НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Извещению предметом контракта является выполнение работ по содержанию участков автомобильных дорог (далее - Работы).

В соответствии с описанием объекта закупки, проектом государственного контракта, являющихся неотъемлемой частью Извещения, предусмотрено исполнение контракта на следующих участках дорог:

- Автомобильная дорога М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 108+400 - км 362+020, с подъездами к г. Тверь, Тверская область;

- Автомобильная дорога М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 362+020 - км 593+600, с подъездами к г. Великий Новгород, Новгородская область.

- Автомобильная дорога Р-132 "Золотое кольцо" Ярославль - Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль, км 1086+425 - км 1438+580, Тверская область;

- Автомобильная дорога М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, км 158+862 - км 419+700, Тверская область;

- Автомобильная дорога Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков км 4+397 - км 105+550, Новгородская область (указанный перечень не является исчерпывающим).

На заседании Комиссии установлено, что выполнение работ по содержанию участков автомобильных дорог будет осуществляться одновременно на территории двух субъектов Российской Федерации, а именно на территории Новгородской области и Тверской области.

При этом, согласно Извещению, НМЦК составляет 1 736 680 758,00 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе - 86 834 037,90 руб., обеспечение исполнения контракта - 347 336 151,60 руб., что, по мнению ФАС России, приводит к увеличению объема выполняемых работ, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения Работ в определенном субъекте Российской Федерации, и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении не установлено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в рамках данной закупки не предусмотрена выплата аванса подрядчику. При этом установление выплаты аванса является правом Заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Извещении не выделены отдельные этапы исполнения контракта, при этом в Графике содержатся отдельные этапы исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Извещением контракт не разделен на этапы исполнения контракта.

Кроме того, в соответствии с проектом государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, оплата и приемка выполненных работ осуществляется после окончания полного исполнения контракта подрядчиком.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части ненадлежащего формирования лота.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1217/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.