Решение ФАС РФ от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1238/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 29.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1238/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Т. (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения "И" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений спортивного и тренажерного залов; капитальный ремонт систем тепло-, электро-, водоснабжения и канализации в помещениях, относящихся к спортивному и тренажерному залу; монтаж стационарного спортивного оборудования. ГБОУ "Л". Административное здание N 7а, 7 мкр. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100083823000003) (далее - Извещение, Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представитель Заказчика в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 16.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 559 115,10 руб.;

4) источник финансирования - местный бюджет, КБК - 8120702305Е250980243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2023;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

7) победителем Аукциона признано ООО "М" с предложением о цене контракта 10 559 115,10 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 11 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с Постановлением N 2571 позиция 11 приложения применяется при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 приложения Постановления N 2571, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Вместе с тем согласно Извещению объектом закупки является капитальный ремонт помещений спортивного и тренажерного залов, а также капитальный ремонт систем тепло-, электро-, водоснабжения и канализации в помещениях, относящихся к спортивному и тренажерному залу.

При этом в соответствии с Постановлением N 2571 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) необходимо применять позицию 10 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно сводному сметному расчету (приложение к Извещению) выполнение работ по капитальному ремонту систем тепло-, электро-, водоснабжения и канализации в помещении составляет 658 933,61 руб., при этом выполнение работ по общестроительным работам составляет 8 140 328,9 руб.

Учитывая изложенное, Комиссия, изучив описание объекта закупки, приходит к выводу, что к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования, предусмотренные позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.

Таким образом, действия Заказчика, установившего дополнительные требования, предусмотренные позицией 11 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

При этом согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Таким образом, в соответствии с ГрК РФ работы по договорам строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства могут выполняться только членами саморегулируемых организаций.

Согласно Извещению предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, в связи с чем участники Аукциона должны являться членами саморегулируемых организаций.

Вместе с тем Заказчиком в Извещении не установлено требование о наличии членства в саморегулируемых организациях (далее - СРО).

Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего требование о наличии членства в СРО, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.

4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

На заседании Комиссии установлено, что в Извещении установлен размер обеспечения исполнения контракта, при этом в проекте контракта (приложение к Извещению) не содержится информация, предусмотренная частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Т. обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1238/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.