Решение ФАС РФ от 01.06.2023 по делу N 28/06/105-1277/2023

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 01.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1277/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Д" (далее - Заказчик), Департамента "Г" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0190200000323005342) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно признавших Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 27.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 399 540 669,72 руб.

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 80404091730360580244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.05.2023;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата подачи ценовых предложений - 16.05.2023;

8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 3 участниками Аукциона;

9) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 3 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признан Заявитель с ценой контракта 1 294 575 119,47 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в случае наличия разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, или без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.

Согласно частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Законом о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 17.05.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене государственного контракта - 1 294 575 119,47 руб.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 18.05.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта (далее - Проект контракта).

Таким образом, регламентированной датой подписания Заявителем Проекта контракта Извещения с предоставлением обеспечения исполнения государственного контракта или направления протокола разногласий в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 25.05.2023.

Кроме того, Комиссией установлено, что Заявителем 22.05.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки протокол разногласий к Проекту контракта (далее - Протокол разногласий).

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом 22.05.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки Проект контракта с учетом замечаний, содержащихся в Протоколе разногласий Заявителя.

Учитывая изложенное, регламентированным сроком подписания Проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения государственного контракта Заявителем в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 23.05.2023.

Вместе с тем Комиссией установлено, что 23.05.2023 Проект контракта Заявителем в регламентированный срок усиленной электронной подписью не подписан, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом 24.05.2023 размещен на сайте Оператора электронной площадки протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта от 24.05.2023 N ППУ20_1 (далее - Протокол уклонения).

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем не подписан Проект контракта по причине технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки при подписании контракта.

Вместе с тем какого-либо подтверждения технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки при подписании Проекта контракта Заявителем на заседании Комиссии не представлено.

Кроме того, представителем Заявителя на заседании Комиссии представлена независимая гарантия АО "А" от 23.05.2023 N 0CI85R018 на сумму 419 862 200,92 руб., что соответствует размеру обеспечения исполнения контракта, установленного Извещением.

На заседании Комиссии установлено, что независимая гарантия 23.05.2023 включена в реестр независимых гарантий, размещенного в ЕИС.

Вместе с тем, учитывая, что 23.05.2023 Проект контракта Заявителем не подписан, Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о признании Заявителя уклонившемся от заключения государственного контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обратном.

Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, являются:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Согласно подпункту "а" пункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным номером "2" (ООО "Г") (далее - Участник N 2) признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр), в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 размещены в том числе копии следующих документов Участника N 2:

- договор подряда от 31.10.2020 N 0797/20 на выполнение работ по строительству объекта: Олимпийский ЛУ Ачимовские залежи Уренгойского месторождения (ОЛУ УМ АЧ), в состав которого, в том числе входят автомобильная дорога к кусту скважин N 91, автомобильная дорога к кусту скважин N 92.

- акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что размещенное в Реестре подтверждение наличия опыта выполнения работ не соответствует пункту 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, поскольку в составе документов отсутствует акт приемки объекта капитального строительства, а также разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Участника N 2 соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом 25.05.2023 в ЕИС размещен протокол об отказе от заключения контракта от 25.05.2023 N ПОК20_1, поскольку у Участника N 2 отсутствует опыт выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом 25.05.2023 устранено выявленное нарушение Закона о контрактной системе, допущенное Комиссией по осуществлению закупки, путем отказа от заключения контракта с Участником N 2.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "ССК" необоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено.

4. Передать материалы дела от 01.06.2023 N 28/06/105-1277/2023 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.