Решение ФАС РФ от 02.06.2023 по делу N 28/06/105-1273/2023

"О признании жалобы необоснованной: действия оператора электронной площадки не противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 02.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1273/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ "Т" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК г. Москвы "ОКЦ СВАО", структурное подразделение Библиотека N 48 по адресу: ул. Новоалексеевская, д. 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200138223000091) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки, АО "Б" (далее - Банк), выдавшего Заявителю независимую гарантию в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе (далее - Независимая гарантия, Заявка), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, что привело к неправомерному возврату Заявки.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 31.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.06.2023.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 241 045,28 руб.;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2023;

5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

6) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 24.04.2023;

7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "41123" с предложением о цене контракта в размере 22 543 810 руб.

Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.

Согласно части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе банк, выступающий гарантом, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее - Реестр) либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе в Реестр и закрытый реестр независимых гарантий включается информация о сроке действия независимой гарантии.

Как следует из пункта 2 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе.

Пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых Оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки.

В силу пункта 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.

При этом в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.

Комиссией установлено, что датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 23.05.2023.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, что привело к неправомерному возврату Заявки.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заявка возвращена Заявителю 23.05.2023, поскольку, согласно Реестру, срок действия Независимой гарантии до 00:00:00 23.05.2023, при этом информация о независимой гарантии, предоставляемой Заявителем в качестве обеспечения Заявки с надлежащим сроком действия, в Реестре отсутствует.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что 13.04.2023 Банком Заявителю выдана Независимая гарантия (N 1167527-ВБЦ) со сроком действия до 23.05.2023 включительно, то есть до 23:59:59 23.05.2023, при этом информация, предусмотренная пунктом 4 части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, включена Банком в Реестр некорректно: 23.05.2023 00:00:00.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем действия Банка, выразившиеся во включении в Реестр некорректной информации о сроке действия Независимой гарантии, нарушают часть 11 статьи 45 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

2. Признать в действиях Банка нарушение части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.