Решение ФАС РФ от 30.05.2023 по делу N 28/06/105-1220/2023

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчик нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 3 ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 30.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1220/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "СА" ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФГКУ "СА" ФМБА России (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции объекта капитального строительства: "Проектирование и реконструкция объекта незавершенного строительства в целях создания федерального центра высокотехнологичной медицинской помощи федерального государственного бюджетного учреждения "С" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0830100002323000003) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

1) ненадлежащим образом сформировано обеспечение исполнения контракта;

2) неправомерно не указана информация по платежам относительно каждого этапа исполнения контракта, а также не содержится условие о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта;

3) установлены ненадлежащие сроки выполнения работ.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Комиссией 26.05.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.05.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 04.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная максимальная цена контракта - 1 734 915 017,22 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 38809090120194009414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2023;

6) в соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано обеспечение исполнения контракта.

Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

При этом если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.

Согласно Извещению Заказчиком установлено, что аванс составляет 50%, при этом расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению.

При этом согласно Извещению Заказчиком установлен следующий порядок обеспечения исполнения контракта, а именно: "10% от НМЦК, в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса (п. 3 ч. 6 статья 96 Федерального закона N 44-ФЗ) что составляет: 86 745 750,86 руб.".

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, поскольку на момент размещения Извещения рассчитать конкретный размер аванса не представляется возможным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

2. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком неправомерно не указана информация по платежам относительно каждого этапа исполнения контракта, а также не содержится условие о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно Извещению финансирование за счет бюджетных средств поделено на четыре этапа (2023 год, 2024 год, 2025 год, 2026 год), а также согласно пункту 5.6 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) "В случае если исполнение Контракта, осуществляется в 2023 году и последующих годах и соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика, недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, выплата Заказчиком части аванса в оставшемся размере осуществляется не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа".

Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в Извещении и в Проекте контракта не содержатся условия по платежам относительно каждого этапа исполнения контракта, а также о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта, поскольку государственный контракт не разделен на этапы и исполняется непрерывно.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлен неисполнимый срок выполнения работ.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В силу части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе проект контракта объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Согласно пункту 6.1 Проекта контракта Заказчиком установлено, что работы начинаются в срок, не позднее одного дня с момента исполнения обязательств и завершены не позднее 31.12.2025 года включительно.

Начальный и конечный сроки выполнения работ, промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ, указаны в графике выполнения работ.

На заседании Комиссии установлено, что положения Приказа Минстроя от 15.05.2020 N 264/пр не распространяются на формирование сроков по разработке рабочей документации, а также на реконструкцию объекта капитального строительства.

При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление указанного срока разработки рабочей документации и выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом особенностей, указанных в части 13 статьи 48 ГрК РФ.

Пунктом 3(1) положения о составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию утвержденного Постановления N 87 (далее - Положение) установлено, что в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включается, в том числе, раздел "Технологические решения".

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 17.03.2023 N 26-1-1-3-012851-2023 в состав проектной документации входит раздел N 5 "Технологические решения", в котором содержатся документы "Раздел ПД N 5 подраздел ПД N 7 ТХ изм. 3", "Раздел ПД N 5 подраздел ПД N 7 ТХ.МО", "Раздел ПД N 8 МООС1 изм. 3".

Вместе с тем Комиссией установлено, что в ЕИС не размещены документы "Раздел ПД N 5 подраздел ПД N 7 ТХ изм. 3", "Раздел ПД N 5 подраздел ПД N 7 ТХ.МО", "Раздел ПД N 8 МООС1 изм. 3".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

5. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

Пунктом 3 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Согласно Извещению Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требование к участникам закупки о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Также Заказчиком в Извещении установлено, что уровень ответственности участников закупки, являющихся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, должен соответствовать положениям части 12 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 N ИЭОК3 Комиссией по осуществлению закупок заявка ООО "СБ" признана соответствующей требованиям Извещения.

Комиссией установлено, что ООО "СБ" осуществлен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 1 500 000 руб., вместе с тем взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств отсутствует.

Также Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "СБ" содержится гарантийное письмо, согласно которому ООО "СБ" гарантирует осуществление соответствующего взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до заключения контракта, в случае признания заявки ООО "СБ" победителем Конкурса.

Вместе с тем, при рассмотрении заявки участника закупки Комиссией по осуществлению закупок, такой участник закупки должен соответствовать требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку ООО "СБ" соответствующей требованиям Извещения, нарушают пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.30 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 30.05.2023 по делу N 28/06/105-1220/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.