Решение ФАС РФ от 07.06.2023 по делу N 28/06/105-152/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 07.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-152/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противогазов для нужд Минюста России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100010823000021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требования к характеристикам противогазов, совокупность которых соответствует продукции единственного производителя ООО "Б", что ограничивает количество участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 19.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 475 800 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 31803044240990020244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2023;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, заявка 1 участника признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признан ИП М. с предложением о цене контракта в размере 449 631 руб.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлены в Извещении требования к характеристикам противогазов, совокупность которых соответствует продукции единственного производителя ООО "Б", что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описанием объекта закупки Извещения к характеристикам противогазов установлены в том числе следующие требования: "Размер (рост) лицевой части противогаза - 1, 2, 3", "Марка фильтра противогаза: А, В, Е, К, SX, HgP3".

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования к характеристикам противогазов, поскольку по совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует противогаз исключительно продукции ООО "Б", а именно модель "БРИЗ - 3306".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к противогазам установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке, как минимум, двух производителей, изготавливающих противогазы, характеристики которых соответствуют требованиям описания объекта закупки Извещения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении требования к характеристикам противогазов, совокупность которых соответствует продукции одного производителя, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 07.06.2023 по делу N 28/06/105-152/2023 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.