Решение ФАС РФ от 21.06.2023 по делу N 23/44/99/59

"О результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 21.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу N 23/44/99/59

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "В" (далее - Заявитель) на действия АО "ЭА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МБДОУ "Д" (далее - Заказчик), ГКУ РО "Ц" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по ремонту кровельного покрытия из ПВХ-мембран (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0859200001123006575) (далее - Аукцион),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно допустившего к участию в Аукционе заявку Заявителя, не соответствующую требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 269 961,60 рублей;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 07.06.2023;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) дата проведения Аукциона - 07.06.2023;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8) по результатам проведения Аукциона принято решение о соответствии 1 заявки участника Аукциона требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;

9) победителем Аукциона признан ООО "С" с минимальным предложением о цене контракта в размере 9 223 611,79 рублей.

В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в закрытых электронных процедурах участник закупки, аккредитованный на специализированной электронной площадке, направляет оператору этой специализированной электронной площадки электронные документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких электронных документов). Помимо указанных электронных документов участник закупки вправе направить оператору специализированной электронной площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на этой специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:

1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня, представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.

В соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке, осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки, в том числе в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571. При этом:

а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;

б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:

номера позиции приложения к дополнительным требованиям;

цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца пятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;

в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.

Согласно пункту 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, на предмет:

а) наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами;

б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;

в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, цены такого договора (контракта);

г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду позиция 15 Раздела II Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.

В соответствии с позицией 15 приложения II к Постановлению Правительства N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений требуется наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений.

При этом в соответствии с абзацем 6 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений устанавливается дополнительное требование к участникам закупки, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно допустившего к участию в Аукционе заявку Заявителя, не соответствующую требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Извещением о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил сведения, согласно которым Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие Заявителя требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлены:

- договор подряда от 03.11.2022 N 16К/22 с ценой договора 6 300 000,00 руб., на выполнение работ по капитальному ремонту здания солодовенного цеха (Лит. А4, А5) по адресу: <...>, заключенный между ООО "ЭБ" и Заявителем;

- акты, подтверждающие стоимость выполненных работ, на общую сумму 4 022 238,00 руб.

При этом Комиссией установлено, что заявка Заявителя на участие в Аукционе не содержит информацию об исполнении контракта, заключенного и исполненного в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что не является подтверждением опыта исполнения договора на выполнение работ, предусмотренного позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.

Таким образом, Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки неправомерно направлена Заказчику заявка Заявителя, не соответствующая требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать довод ООО "В" нашедшим подтверждение.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 21.06.2023 по делу N 23/44/99/59 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.