Решение ФАС РФ от 28.06.2023 по делу N 28/06/105-1519/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 28.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1519/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ГКУ СО "Д" В., Г., представители ООО "Р", ООО "Л" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ГКУ СО "Д" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Новоузенск-Основной" на участке км 33+000 - км 43+000 в Новоузенском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги "Е. - О. Гай" на участке км 3+456 - км 40+256 в Ершовском районе Саратовской области. I этап км 3+456 - 21+456, II этап км 21+456 - км 40+256; ремонт автомобильной дороги по улицам Гоголя, Целинной, Революции в г. Новоузенске в Новоузенском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги "Маркс - Липовка - п. им. Тельмана" на участке км 34+000 - км 45+500 в Марксовском районе Саратовской области; ремонт автоподъезда к с. Калининское от автомобильной дороги "Маркс - Липовка - п. им. Тельмана" на участке км 0+000 - км 5+800 в Марксовском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги по улицам Лесозаводской, Степной, Советской, просп. Фридриха Энгельса, просп. Строителей в г. Энгельсе Саратовской области (на участках по улице Степная и улице Советская), ремонт автомобильной дороги по ул. 40 лет Победы в р.п. Турки в Турковском районе Саратовской области; ремонт автомобильной дороги по улицам Железнодорожной, Ленина, Ветеринарной, Мира в р.п. Турки в Турковском районе Саратовской области; ремонт автоподъезда к с. Терса от автомобильной дороги "Р-228 "Сызрань - Саратов - Волгоград" на участке км 0+000 - км 3+500 в Вольском районе Саратовской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0360200054023000037) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по ремонту дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.06.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.06.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 01.06.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 980 015 854,40 руб.;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.06.2023;

5) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, при этом указанная заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

6) победителем Конкурса признано ООО "А" с предложением о цене контракта в размере 1 980 015 000 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по ремонту дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с Извещением к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, о наличии следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20% НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Извещению предметом контракта является выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог на территории Саратовской области (автомобильной дороги регионального значения) (далее - Работы).

В соответствии с проектом государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) предусмотрено исполнение обязательств по контракту следующих участков автомобильных дорог на территории Саратовской области, а именно:

1. Ремонт автомобильной дороги "Новоузенск-Основной" на участке км 33+000 - км 43+000 в Новоузенском районе Саратовской области;

2. Ремонт автомобильной дороги "Е. - О. Гай" на участке км 3+456 - км 40+256 в Ершовском районе Саратовской области. I этап км 3+456 - км 21+456, II этап км 21+456 - км 40+256;

3. Ремонт автомобильной дороги по улицам Гоголя, Целинной, Революции в г. Новоузенске в Новоузенском районе Саратовской области;

4. Ремонт автомобильной дороги "Маркс - Липовка - п. им. Тельмана" на участке км 34+000 - км 45+500 в Марксовском районе Саратовской области;

5. Ремонт автоподъезда к с. Калининское от автомобильной дороги "Маркс - Липовка - п. им. Тельмана" на участке км 0+000 - км 5+800 в Марксовском районе Саратовской области;

6. Ремонт автомобильной дороги по улицам Лесозаводской, Степной, Советской, просп. Фридриха Энгельса, просп. Строителей в г. Энгельсе Саратовской области (на участках по улице Степная и улице Советская);

7. Ремонт автомобильной дороги по ул. 40 лет Победы в р.п. Турки в Турковском районе Саратовской области;

8. Ремонт автомобильной дороги по улицам Железнодорожной, Ленина, Ветеринарной, Мира в р.п. Турки в Турковском районе Саратовской области;

9. Ремонт автоподъезда к с. Терса от автомобильной дороги "Р-228 "Сызрань - Саратов - Волгоград" на участке км 0+000 - км 3+500 в Вольском районе Саратовской области.

В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации в письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 установлены критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота.

Так, на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации для I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.

Вместе с тем для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

На заседании Комиссии установлено, что численность населения города Саратова на 2023 год составляет менее 1 миллиона жителей, кроме того, территория Саратовской области находится во II климатической зоне.

Учитывая изложенное, начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке не должна превышать 1 млрд. рублей.

Согласно Извещению НМЦК составляет 1 980 015 854,40 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе - 99 000 792,72 руб., обеспечение исполнения контракта - 178 201 426,90 руб., что, по мнению ФАС России, приводит к увеличению объема выполняемых работ, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 7.3 Проекта контракта установлено, что подрядчик обязан до начала производства работ с применением многокомпонентных смесей представить Заказчику на согласование их состав.

На заседании Комиссии установлено, что, согласно пункту 1.2 Проекта контракта, подрядчик выполняет работы в соответствии с материалами согласно перечню нормативно-технических документов (ГОСТ), обязательных при выполнении дорожных работ.

Кроме того, вышеуказанное требование ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Учитывая изложенное, требование о согласовании составов многокомпонентных смесей с Заказчиком является неправомерным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего в Проекте контракта требование о необходимости согласования с Заказчиком состава на приготовление многокомпонентных смесей, используемых при производстве Работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 28.06.2023 по делу N 28/06/105-1519/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.