Решение ФАС РФ от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1530/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 30.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1530/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Х" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Департамента "Г" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении ГКУ "Д" (далее - Заказчик), Департаментом "Г" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0190200000323006745) (далее, соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, Комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла решение о признании заявки ООО "С" соответствующей дополнительному требованию, установленному позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона, Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 28.06.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.06.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 29.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 399 873 717,85 руб.;

4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 80404091730360580244, 80404091730360530244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.06.2023;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата подведения итогов - 16.06.2023;

8) по результатам рассмотрения заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Аукциона признано ООО "С" с предложением о цене контракта в размере 1 392 874 349,26 руб.

Согласно доводу Заявителя Комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла решение о признании заявки ООО "С" соответствующей дополнительному требованию по позиции 18 Постановления N 2571.

В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.

При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.

В соответствии с пунктом 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки ООО "С" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

Комиссией установлено, что ООО "С" в целях подтверждения опыта выполнения работ по пункту 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор строительного подряда от 15.01.2021 N 888/2020, заключенный между АО "А" и ООО "С" на сумму 732 184 644,39 руб. на выполнение работ по инженерной подготовке объектов: "куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U65. Площадка"; "дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65"; "куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка"; "куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка"; "дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80" (далее - Договор), при этом к Договору приложены, в том числе:

- дополнительное соглашение от 29.08.2022 N 888-6/2022 с повышением цены Договора до 792 513 254,89 руб.;

- акты о приемке выполненных работ на сумму 639 064 706,95 руб. (далее - Акт выполненных работ);

- акт приемки законченного строительством объекта от 31.03.2022 N 6 "Обустройство пласта Ач51 Уренгойского месторождения Самбуровского лицензионного участка. Этапы 7 - 81. 41 этап строительства. Куст скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65. Площадка" на сумму 148 987 230 руб.;

- акт приемки законченного строительством объекта от 30.03.2022 N 5 "Обустройство пласта Ач51 Уренгойского месторождения Самбуровского лицензионного участка. Этапы 7 - 81. 51 этап строительства. Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка" на сумму 201 117 080 руб.;

- акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2021 N 23 "Обустройство пласта Ач51 Уренгойского месторождения Самбуровского лицензионного участка. Этапы 7 - 81. 36 этап строительства. Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка" на сумму 60 179 210 руб.;

- акт приемки законченного строительством объекта от 31.08.2022 "Обустройство пласта Ач51 Уренгойского месторождения Самбуровского лицензионного участка. Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65" на сумму 124 729 810 руб.;

- акт приемки законченного строительством объекта от 31.08.2022 "Обустройство пласта Ач51 Уренгойского месторождения Самбуровского лицензионного участка. Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80" на сумму 165 514 770 руб.;

- разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства от 30.07.2022 N 89-RU89503000-207н-2022 (далее - Разрешение на ввод).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках исполнения Договора, в том числе осуществлялось строительство автомобильных дорог на сумму 290 244 580 руб., что соответствует предмету работ, установленных позицией 18 Постановления N 2571.

Учитывая изложенное, Комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии заявки Победителя требованиям Закона о контрактной системе и Постановления N 2571.

Вместе с тем Постановлением N 2571 и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено принятие в качестве подтверждения опыта выполнения работ, соответствующих предмету заключаемого контракта в части выполненных работ, а также их стоимости (вместо учета полной стоимости исполненного контракта).

При этом Комиссией установлено, что Разрешение на ввод выдано на объект капитального строительства, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что представленный Договор не подтверждает наличие опыта выполнения работ предусмотренных позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, поскольку не относится к работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

Учитывая изложенное, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "Х" обоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1530/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.