Решение ФАС РФ от 27.06.2023 по делу N 23/44/104/204

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): информация, в реестр не включена, так как представленными доказательствами подтверждено, что подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта"
Редакция от 27.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. по делу N 23/44/104/204

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

рассмотрев обращение, направленное МБУ "У" города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Заказчик), о включении информации о ПК "М" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),

установила:

Заказчик предоставил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию о ПК "М" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.

Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

В ходе рассмотрения Обращения 23.06.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.06.2023.

Заказчиком 25.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района "Садовый" г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - Работы, Объект) (номер извещения в ЕИС - 0115200001121000486 (далее - Конкурс).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 103 106 400 руб.

Между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 12.05.2021 N 014, цена которого составляет 1 103 106 400 руб. (далее - Контракт).

Дополнительным соглашением от 08.11.2022 N 8 цена контракта увеличена с 1 103 106 400 руб. до 1 211 706 132,01 руб.

Дополнительным соглашением от 28.12.2022 N 9 цена контракта увеличена с 1 211 706 132,01 руб. до 1 421 998 996 руб.

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по Объекту в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью (далее - График выполнения Работ).

На основании пункта 1.2 Контракта Заказчик обязуется обеспечить оплату выполненных работ в сроки и в порядке предусмотренные Контрактом и графиком оплаты выполненных работ (приложение N 4 к Контракту).

В силу пункта 3.1.1 Контракта подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику производственно-техническую исполнительную и прочую необходимую для приемки и оплаты выполненных работ документацию по итогам исполнения Контракта.

Согласно подпункту 3.3.1 пункту 3.3 Контракта Заказчик обязан при подписании Контракта представить подрядчику всю необходимую документацию для надлежащего выполнения работ.

На основании подпункта 3.3.5 пункту 3.3 Контракта Заказчик обязан передать подрядчику на период строительства объекта проектную и рабочую документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на объекте, и по мере необходимости для выполнения этапов работ, указанных в Графике выполнения работ.

Пунктом 4.2 Контракта установлено, что срок исполнения подрядчиком своих обязательств по Контракту с момента заключения Контракта по 31.08.2022.

Дополнительным соглашением от 08.09.2022 N 6 срок выполнения работ продлен по 01.12.2022.

Дополнительным соглашением от 28.12.2022 N 9 срок выполнения работ продлен по 30.12.2022.

Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 1 статьи 718 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.

В соответствии с пунктом 9.7 Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Согласно пункту 9.8 Контракта если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

Представителями Заказчика на заседании Комиссии представлено заключение результатов обследования объекта незавершенного строительством "Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района "Садовый" г. Чебоксары Чувашской Республики", подготовленное судебным строительно-техническим экспертом Н. от 26.05.2023 (далее - Заключение), согласно которому работы Подрядчиком выполняются медленно и при имеющихся ресурсах Подрядчика, работы не будут завершены в срок до 01.07.2023.

Таким образом, основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 07.06.2023 N 335исх (далее - Решение) послужило нарушение условий Контракта, а именно сроков выполнения Работ по Контракту.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 9.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 07.06.2023 Решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системе в сфере закупок направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в сфере закупок.

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Заказчиком Решении является 07.06.2023.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 19.06.2023.

Частью 1 статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с частью 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Согласно пункту 5.4 СП 48.13330.2011 (с изменением N 1) от 20.05.2011 проектная и рабочая документация передается в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях и должна быть принята к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

На заседании Комиссии представитель Подрядчика сообщил, что Подрядчиком в адрес Заказчика направлены письма от 19.05.2021 N 244, от 27.05.2021 N 274, о необходимости выдачи проектной документации (далее - ПД) в полном объеме.

Вместе с тем представитель Подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ, при этом в процессе выполнения Работ установлено, что исполнить Контракт по проектным решениям, указанным в ПД невозможно, поскольку в предусмотренных проектных решениях стеновые наружные трехслойные панели имеют нестандартных размер 8,980 * 2,080 и вес одной панели составляет 6,57 т. вследствие чего изготовление указанных панелей может быть только в специализированных формах и сроком до 9 месяцев.

Указанные обстоятельства свидетельствовали о необходимости внесения изменений в ПД и повлекли за собой увеличение сроков выполнения работ, о чем Подрядчик проинформировал Заказчика письмами от 21.05.2021 N 253, от 27.05.2021 N 275.

Также Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо от 15.06.2021 N 309 о вынужденной приостановке работ ввиду отсутствия ПД в полном объеме со штампом "В производство работ".

Заказчик актами от 18.06.2021, 28.06.2021, 16.07.2021, 23.07.2021, 09.08.2021, 30.08.2021 частично передал ПД Подрядчику.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в связи с необходимостью внесения изменений в ПД между Заказчиком и ООО "Ч" (далее - Исполнитель) заключен контракт от 05.10.2021 N 026 на корректировку ПД (внесение изменений) по Объекту (далее - Контракт от 05.10.2021).

Согласно пункту 3.2 Контракта от 05.10.2021 срок исполнения Исполнителем обязательств с момента заключения контракта по 29.10.2021 с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы.

Комиссии установлено, что 24.02.2022 Исполнителем передана откорректированная ПД в электронном виде по накладной N 19 Заказчику.

Заказчик актом приема-передачи документации по Объекту 25.02.2022 передал откорректированную ПД Подрядчику в электронном виде на диске.

Представитель Подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что письмами от 29.12.2022 N 631, от 01.02.2023 N 54, от 03.02.2023 N 61 уведомил Заказчика о приостановлении работ по Контракту по причине обнаружения обстоятельств, не зависящих от Подрядчика так, например, в ПД отсутствуют изменения в строительных конструкциях блоков 1, 2, 3, 4, выявлено несоответствие по сводному плану инженерных сетей, отсутствуют изменения в отоплении вентиляции охранно-пожарной сигнализации, бассейна.

Вместе с тем Заказчиком откорректированные проектные решения по вентиляции, охранно-пожарной сигнализации, бассейну переданы Подрядчику актами приема-передачи проектной документации от 31.01.2023, от 03.03.2023, от 10.05.2023.

Таким образом, длительный период согласования, внесение изменений в проектные решения и передачи ПД с изменениями в проектных решениях привел к сдвигу сроков выполнения работ соблюдение графика выполнения работ.

Согласно Заключению, представленному на заседании Комиссии степень готовности Объекта согласно актам выполненных работ и подтвержденных экспертом на 24.05.2023 составило 47,45%.

Кроме того, Экспертом установлены объемы фактически выполненных работ на Объекте, при этом указанные работы не отражены в принятых актах по форме КС-2.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком о ПК "М" (ИНН: <...>), в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в Реестр не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.