Решение ФАС РФ от 27.06.2023 по делу N 28/06/105-1514/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 4 ст. 31, п. 9 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 27.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1514/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев жалобу ИП Т. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "И" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по капитальному ремонту открытой плоскостной спортивной площадки ГКОУ НШ N 15. Административное здание N 22А, 5 мкр. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100083823000005) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 10 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.06.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.06.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 09.06.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) максимальное значение цены контракта - 6 328 220,66 руб.

4) источник финансирования - бюджет города Байконур, КБК - 8120702305Е250980243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.06.2023;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата подачи ценовых предложений - 19.06.2023;

8) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке Комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Как следует из содержания Извещения, объектом закупки является капитальный ремонт открытой плоскостной спортивной площадки.

Заказчиком в Извещении установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.

Позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.

Таким образом, капитальный ремонт открытой плоскостной спортивной площадки относится к видам работ по благоустройству территории.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика установившего дополнительные требования, предусмотренные позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.

Согласно Извещению максимальное значение цены контракта составляет 6 328 220,66 руб.

Начальная сумма цен товара, работы, услуги составляет 632 220,66 руб.

Вместе с тем согласно расчету начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК), размещенному в ЕИС, определен объем подлежащих выполнению работ и НМЦК в размере 6 328 220,66 руб., в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществляется закупка по цене единицы товара, работы, услуги.

Также в сводном сметном расчете установлены конкретные виды и объемы работ, подлежащие выполнению в ходе исполнения контракта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего начальную сумму цен товара, работы, услуги нарушают пункт 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Т. обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 27.06.2023 по делу N 28/06/105-1514/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.