Решение Псковского городского суда Псковской области от 02.06.2022 по делу N 12-57/2022

"Об изменении постановления: снизив размер назначенного обществу административного штрафа, суд исходил из того, что с учетом фактических обстоятельств дела, сведений о юридическом лице, наличия смягчающих вину обстоятельств: частичного признания вины, совершение нарушения впервые, а также отсутствия отягчающих вину общества обстоятельств, штраф является завышенным и не соответствует целям и задачам административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ"
Редакция от 02.06.2022 — Действует

ПСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2022 г. по делу N 12-57/2022

Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В.,

при помощнике судьи И.,

с участием защитника АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" М.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" на постановление N АД-1195/13/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Р. от 14.12.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением N АД-1195/13/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Р. от 14.12.2022 АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 19 978 209 рублей 04 копейки.

В жалобе заявитель АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" в лице представителя по доверенности М. просит отменить названное постановление, мотивируя тем, что у АО не было возможности исполнить требование закона и своевременно проверить и устранить несоответствия в предоставленной в контролирующий орган отчетности, предоставить соответствующие пояснения; полагая, что общество не является надлежащим субъектом, в данном случае субъектом является должностное лицо - эколог, в непосредственные обязанности которого входит направление различных отчетов в сфере экологии в контролирующие органы. Размер назначенного штрафа, учитывая, что допущенное нарушение не содержит каких-либо опасных угроз для общества или государства, поданная с неверными сведениями отчетность не повлекла негативных последствий для общественных отношений, правонарушение совершено впервые, без прямого умысла, отсутствия отягчающих вину общества обстоятельств, явно завышен и не соответствует целям и задачам административного наказания. считает невозможным уплату Обществом штрафа в назначенном размере.

Защитник АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Акт о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год был направлен на личную электронную почту сотрудника АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков", который в дальнейшем уволился. О вышеуказанных направленных документах АО "Электротехнический завод "Зенча-Псков" стало известно лишь в октябре 2021 года. Ранее почту сотрудника, в обязанности которого входила отправка отчетов, никто не проверял. Принять по отчету решение в отсутствие эколога не представлялось возможным. Умысла на совершение правонарушения АО "Зенча-Псков" не имел. Ущерб общественным, либо государственным интересах вследствие данного нарушения не наступил. В случае установления вины АО "Зенча-Псков" просит применить положения о малозначительности правонарушения, поскольку оно совершено впервые без умысла на его совершение. Либо уменьшить размер штрафа, поскольку он назначен несоразмерно совершенному правонарушению.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 7 ст. 24.2 ФЗ N 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 в адрес Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация о предоставлении АО "Зенча-Псков" декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за отчетный 2019 год на бумажном носителе и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год в электронном виде, указанной в таблице за отчетный 2019 4334701, за отчетный 2020 год 4896494, акт контроля N 855.

В адрес вышеуказанной организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) был направлен акт контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, с требованием о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения Акта представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности, и внести в нее изменения для устранения фактов, указанных в Акте. Однако по состоянию на 14.12.2021 (т.е. на момент вынесения постановления по деле об административном правонарушении) в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования отсутствовала информация о представлении АО "Зенча-Псков" скорректированной отчетности за отчетный 2020 год соответствии с замечаниями, указанными в акте контроля N 855 от 26.06.2021.

В соответствии с пунктами 1 - 3 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в Перечень, возлагается на импортеров товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза. Декларацию и отчетность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров", установлен порядок представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. На момент проведения контрольных мероприятий документ являлся действующим, в частности Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров".

Учитывая примечание 7 к форме отчетности Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2010 отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.

Таким образом, в 2021 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2020 год, указывают в отчетности количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в 2019 году, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2020 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р.

Согласно пунктам 28, 29 Правил N 2010 за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела отчетность АО "Зенча-Псков" о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный 2020 год и направила акт N 855 от 26.06.2021 г., о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2019 год.

В ходе проведения контроля за выполнением установленных нормативов утилизации выявлены следующие ошибки, допущенные при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный 2020 год и противоречия (несоответствия) между сведениями, содержащимися в отчетности, и информацией, имеющейся в распоряжении Росприроднадзора и (или) полученной им при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического контроля.

Однако по состоянию на 14.12.2021 в Федеральной службе по надзору в сфере Природопользования отсутствовала информация о предоставлении АО "Зенча-Псков" скорректированной отчетности за отчетный 2020 год в соответствии с замечаниями, указанными в акте контроля N 855 от 26.06.2021.

Основным видом деятельности АО "Зенча-Псков" согласно выписке, из ЕГРЮЛ, является производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры. В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" установлен порядок представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии с Правилами N 1342 и Правилами N 2010, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично.

Согласно пункту 17 Правил N 1342 и пунктами 28, 29 Правил N 2010 непредставление (несвоевременное представление) Отчетности, а также за представление достоверных сведений в Отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АО "Зенча-Псков" нарушены требования п. п. 16, 17, 18 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

По факту выявленных нарушений 30.11.2021 в отношении АО "Зенча-Псков" составлен протокол N АД-1195/13/2021 об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Р. вынесено постановление от 14.12.2021 N АД-1195/13/2021 по делу об административном правонарушении, которым АО "Зенча-Псков" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 19 978 209.04 рублей.

Из совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу, что АО "Зенча-Псков" обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Зенча-Псков" подтверждаются собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами: расчет суммы экологического сбора АО "Зенча-Псков", протокол об АП от 30.11.2021, выписка из ЕГРЮЛ, письмо N АА-10-03-34/20181 от 29.06.2021, акт N 885 о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год.

Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом.

Сроки давности привлечения заявителя к административной ответственности в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены, оснований для прекращения производства по делу, отмены оспариваемого постановления не имеется.

Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях конкретных должностных лиц, которые осуществляют деятельность на основании трудового договора, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, а также контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной внимательности и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности и соблюдение требований закона.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что об акте N 885 АО "Зенча-Псков" стало известно в октябре 2021 года, однако, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, т.е. 14.12.2021 отсутствовала информация о предоставлении АО "Зенча-Псков" скорректированной отчетности за отчетный 2020 год в соответствии с замечаниями, указанными в акте контроля N 855 от 26.06.2021.

Доводы заявителя о том, что акт был направлен на электронную почту сотрудника АО "Зенча-Псков", а не на почту Общества не освобождает Общество от ответственности, поскольку должностное лицо вело официальную переписку с органом и согласно материалов дела письмо в адрес АО "Зенча-Псков" было направлено на электронную почту v.guseva@zencha.ru, адрес которой также свидетельствует о принадлежности АО "Зенча-Псков".

Доказательств, подтверждающих, что АО "Зенча-Псков" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований действующего законодательства об охране окружающей среды материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что свидетельствует о его вине.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела и доказательств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и собранных по делу доказательств, правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Положения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение АО "Зенча-Псков" от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения не применимы.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. В связи с тем, что выявленные нарушения имеют повышенную степень общественной опасности, поскольку нарушают требования действующих правил и норм законодательства об охране окружающей среды, то вышеперечисленные действия юридического лица сами по себе влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу, при этом факт не наступления неблагоприятных последствий, не освобождает юридическое лицо от ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, оснований для прекращения производства по делу по ст. 2.9 КАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не усматривается.

АО "Зенча-Псков" относится к среднему предприятию согласно информации Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, однако, положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о применении наказания в виде предупреждения не может быть применено, поскольку мероприятия по контролю (надзору) в отношении АО "Зенча-Псков" не проводились.

Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, назначено АО "Зенча-Псков" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о правонарушителе, а также характеру совершенного им противоправного деяния.

Вместе с тем размер назначенного должностным лицом наказания в виде штрафа в размере 19 978 209 рублей 4 копейки с учетом фактических обстоятельств дела, сведений о юридическом лице, наличия смягчающих вину обстоятельств: частичного признания вины, совершение нарушения впервые, а также отсутствия отягчающих вину общества обстоятельств, является завышенным и не соответствует целям и задачам административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ, в связи с чем, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО "Зенча-Псков" в части размера назначенного наказания в виде штрафа подлежит изменению, путем снижения штрафа до 9 989 104 рублей 52 копеек, поскольку назначение наказание в виде штрафа в размере 19 978 209 рублей 4 копейки не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, является чрезмерным, вследствие чего принудительное взыскание штрафа в размере 19 978 209 рублей 4 копейки рублей может негативно повлиять на осуществление данным юридическим лицом своей деятельности. По мнению суда, разумный сдерживающий эффект, необходимый для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, в данном конкретном случае, будет достигнут в результате наложения наказания в виде административного штрафа на юридическое лицо в размере 9 989 104 рублей 52 копеек, то есть с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Р. от 14.12.2022 о привлечении АО "Зенча-Псков" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ - изменить, снизить размер штрафа до 9 989 104 рублей 52 копеек, в остальной части жалобу АО "Зенча-Псков" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья
И.В. ТИМОФЕЕВА