Решение ФАС РФ от 05.07.2023 по делу N 23/44/93/192

"Об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): действия комиссии по осуществлению закупок нарушают пп. "А" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 05.07.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. по делу N 23/44/93/192

ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Обращение), направленное "Н" (далее - Заказчик), в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,

установила:

1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Наименование закупки Выполнение комплекса строительно-монтажных и наладочных работ по объекту капитального строительства "Н", Реконструкция корпуса N 2 (циклотронный зал) с целью создания радиоизотопного комплекса для получения широкого спектра радиоизотопов для диагностики и терапии онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических и офтальмологических заболеваний, г. Гатчина, Ленинградская область" (2 этап)
Способ закупки Электронный аукцион (далее - Аукцион) Реестровый номер закупки 0345100003323000029
Дата размещения извещения 09.06.2023 Начальная (максимальная) цена контракта (руб.) 1 221 301 600
Дата окончания срока подачи заявок 19.06.2023 Количество заявок, поданных на участие в Аукционе 1
Дата подведения итогов 20.06.2023 Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона 1
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ППК "В"
(ИНН: <...>)
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (руб.) 1 221 301 600

Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Частью 8 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение восьми рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По результатам рассмотрения такого обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) либо об отказе в таком согласовании.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, в том числе опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, являются:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным номером "114451914" (ППК "В") (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены копии следующих документов Победителя, предусмотренных позицией 7 приложения к Постановлению N 2571:

- выписка из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющего государственную тайну (далее - Выписка);

- итоговый акт приемки выполненных работ от 04.08.2022;

- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.08.2021 N 29-29018008-2512-2021-153.

Вместе с тем представление Выписки для подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 не предусмотрено Постановлением N 2571.

Учитывая изложенное, Комиссия, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что Победителем не представлен опыт выполнения работ в соответствии с позицией 7 Приложения.

Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 333, органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

Абзацем 5 пункта 2 Положения установлено, что лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.

Таким образом, согласно требованиям Положения, лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну может быть выдана, в том числе Министерством обороны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в случае если предприятия подчинены указанным министерствам и ведомствам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Извещения Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны")" (далее - Постановление N 333).

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования в отношении лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной исключительно ФСБ России, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.

4. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Пунктом 1 Извещения установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "В соответствии со статьей 55.17 ГрК РФ информация об участнике должна быть включена Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, чем подтверждается наличие допуска к выполнению соответствующих объекту видов работ, в том числе по организации строительства на основании контракта с застройщиком, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения контрактов, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, в том числе объектов использования атомной энергии, с уровнем ответственности, соответствующим цене договора" (далее - СРО).

В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по реконструкции корпуса N 2 (циклотронный зал) с целью создания радиоизотопного комплекса для получения широкого спектра радиоизотопов для диагностики и терапии онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических и офтальмологических заболеваний, г. Гатчина, Ленинградская область" (2 этап).

В связи с тем, что проектной документацией Извещения предусмотрено выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, который не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, Комиссия приходит к выводу, что требование о членстве в СРО в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов является неправомерным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

В соответствии с подпунктами "з", "г" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1, частью 8 статьи 93 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Отказать "Н" в согласовании заключения контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 0345100003323000029 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ППК "В" (ИНН: <...>).

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 03.07.2023 по делу N 23/44/93/192 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.