Решение ФАС РФ от 17.07.2023 по делу N 23/44/99/П7

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 17.07.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2023 г. по делу N 23/44/99/П7

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Н" Минздрава России (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "Е" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100031923000437) (далее - Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно полученной информации Заказчиком допущены следующие нарушения:

1. При формировании описания объекта закупки извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товара по позициям NN 9, 11, 12, которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя TET-A-TET Nitrile Plus Dual;

2. При формировании извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком ненадлежащим образом применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) в части описания объекта закупки по позиции N 11.

В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Запроса котировок размещено в ЕИС - 08.06.2023;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 495 100 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 16.06.2023;

5) на участие в Запросе котировок подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям извещения об осуществлении Запроса котировок и Закона о контрактной системе;

6) согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Запрос котировок признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Запросе котировок подана только одна заявка на участие в Запросе котировок.

1. Из обращения следует, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам поставляемого товара по позициям NN 9, 11, 12 соответствующих единственному производителю TET-A-TET Nitrile Plus Dual.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, а также при осуществлении закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно извещению о проведении Запроса котировок объектом закупки по позициям NN 9, 11, 12 является поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, а также перчаток хирургических латексных с цветовой индикацией прокола (далее - Товар).

Также извещением о проведении Запроса котировок установлены требования к характеристикам Товара, в том числе в позициях NN 9, 11 установлено, что перчатки должны быть двухслойными (изготовлены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, текстурированными, внешний слой перчаток должен быть оранжевого или желтого цвета, в составе перчаток должно быть не менее 80% нитрильного латекса и не менее 10% полихлоропренового латекса, а также в позиции N 12 установлено, что внешние перчатки должны быть изготовлены из натурального латекса, внутренние перчатки должны быть изготовлены из полихлоропренового латекса, внешние перчатки белого или желто-белого цвета.

Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили и представили сведения, согласно которым на товарном рынке имеется как минимум 3 производителя закупаемого Товара, подходящих под описание объекта закупки, а именно "Benovy", "Sitekmed", "SFM".

Таким образом указанный довод не нашел своего подтверждения.

2. Также согласно полученной информации Заказчиком ненадлежащим образом применены положения Постановления N 145 в части описания объекта закупки по позиции N 11.

Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ.

При этом в пункте 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с позицией N 11 описания объекта закупки извещения о проведении Запроса котировок к поставке требуются перчатки хирургические латексные с цветовой индикацией прокола с внутренним полимерным покрытием на основе антисептического компонента.

Из материалов дела следует, что Заказчиком при описании объекта закупки по позиции N 11 применена позиция КТРУ 22.19.60.119-00000008 - "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", которая не содержит в себе описание товара, работы, услуги.

Также указанной позиции КТРУ соответствует код вида 122630, который согласно номенклатурной классификации описывает перчатки, не содержащие антибактериальных веществ/материалов.

Вместе с тем из-за наличия требования к содержанию антисептика, указанная перчатка по номенклатурной классификации должна иметь код вида 320790, которому соответствует позиция КТРУ 22.19.60.119-00000011, которая отсутствует в извещении о проведении Запроса котировок.

Таким образом, установленное требование к наличию антисептического компонента противоречит приведенному описанию объекта закупки, установленному Заказчиком, а также противоречит описанию товара по справочной информации из КТРУ 22.19.60.119-00000008.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом применившего положения Постановления N 145 в части описания позиции N 11 объекта закупки, нарушают часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.

3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 22.06.2023 по делу N 077/06/106-8158/2023 соответствующему должностному лицу Московского УФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.