Зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 2023 г. N 76236
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 октября 2023 г. N 715/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА В РАЗМЕРЕ ВЫКУПНОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ ИНОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В ДЕНЕЖНОЙ ИЛИ НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ УКАЗАННОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктами 5 и 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, приказываю:
утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 5 октября 2023 г. N 715/пр
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА В РАЗМЕРЕ ВЫКУПНОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ ИНОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В ДЕНЕЖНОЙ ИЛИ НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ УКАЗАННОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
I. Общие положения
1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - налоговый вычет, налоговый расход, налоговая льгота).
2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности предоставления плательщикам налоговой льготы.
3. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют понятиям, предусмотренным статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила).
4. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности и оценку результативности налогового расхода.
5. Целевая категория налогового расхода относится к техническим налоговым расходам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18.1 Правил оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных налоговыми льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Минфин России в соответствии с абзацем вторым пункта 23 Правил.
6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.
II. Оценка эффективности налогового расхода
7. Оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и общей численности плательщиков за пятилетний период.
8. Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и выражается в снижении налоговой нагрузки на граждан и увеличении объема располагаемых денежных доходов населения. Возникающая экономия денежных средств граждан, сформированная за счет применения налогового вычета и, соответственно, снижения налоговой нагрузки, может быть направлена соответствующими налогоплательщиками на улучшение жилищных условий семей.
Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и общей численности плательщиков за пять лет по следующей формуле:
,
- востребованность плательщиками налоговой льготы в i-м году;
- численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу в i-м году, определяемая на основании сведений, представляемых Минфином России в соответствии с пунктом 12 Правил;
- общая численность плательщиков, имеющих право на применение налоговой льготы в i-м году, определяемая на основании сведений, представляемых Минфином России в соответствии с пунктом 12 Правил;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (i = 1 при расчете показателя в рамках отчетного года).
9. Налоговая льгота считается востребованной в случае, если значение показателя больше нуля.
Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в пункте 7 настоящей Методики. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из таких критериев, Минстрой России представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.
10. Оценка результативности налогового расхода не проводится в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики.
III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности налогового расхода
11. По результатам оценки эффективности налогового расхода Минстроем России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.
12. В соответствии с пунктом 23 Правил паспорт налогового расхода Российской Федерации и сведения, указанные в пункте 11 настоящей Методики, направляются Минстроем России в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), и в Минэкономразвития России - ежегодно до 1 марта. Рекомендуемый образец паспорта налогового расхода Российской Федерации приведен в приложении к настоящей Методике.
13. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах.
Приложение
к Методике оценки эффективности
налогового расхода Российской
Федерации, связанного с применением
имущественного налогового вычета
в размере выкупной стоимости
земельного участка и (или)
расположенного на нем иного объекта
недвижимого имущества, полученной
налогоплательщиком в денежной
или натуральной форме,
в случае изъятия указанного
имущества для государственных или
муниципальных нужд, утвержденной
приказом Минстроя России
от 5 октября 2023 г. N 715/пр