Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060

"Об утверждении правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"
Редакция от 01.12.2023 — Действует с 01.03.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2023 г. N 2060

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО И (ИЛИ) КРУПНОГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 67 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 6, ст. 675);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1218 "О внесении изменений в приложение N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом и постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 67" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5449).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2023 г. N 2060

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО И (ИЛИ) КРУПНОГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают:

допустимые массу, нагрузку на ось, нагрузку на группу осей (в целях учета неравномерности распределения нагрузки в группах сближенных сдвоенных и строенных осей) и габариты транспортного средства;

порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, включающий в том числе срок действия специального разрешения, порядок согласования проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - проект организации дорожного движения), перечня мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, а также порядок подтверждения владельцем автомобильной дороги выполнения заявителем мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства;

порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам;

порядок определения размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам;

требования к движению по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием;

порядок ведения Федерального реестра специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

порядок взаимодействия уполномоченного органа с владельцами автомобильных дорог в целях внесения сведений о фактических значениях габарита приближения, технических характеристик автомобильных дорог, допустимых весовых параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, введенных временных ограничениях или прекращениях движения транспортных средств по автомобильным дорогам или их участкам, а также об особых условиях движения (при наличии).

II. Основные понятия

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"делимый в контейнере груз" - делимый груз при международной перевозке в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта;

"делимый груз" - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на двух или более грузовых местах;

"единый портал" - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

"заявитель" - физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, подавшие заявление на выдачу специального разрешения;

"заявление" - заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

"крупногабаритное транспортное средство" - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные согласно приложению N 1, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

"личный кабинет перевозчика" - личный кабинет перевозчика в федеральной государственной информационной системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, доступ к которому осуществляется на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://safe-route.ru/lk;

"маршрут движения" - маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения такого транспортного средства, указанный заявителем в заявлении;

"неделимый груз" - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;

"оператор системы" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственное ему учреждение, предусмотренное частью 3 статьи 31.2 Федерального закона;

"прицепное оборудование" - агрегаты, орудия и оборудование, различаемое по способу агрегатирования (прицепное, полунавесное, навесное), не оборудованные двигателем и предназначенные для выполнения основных и (или) дополнительных функций крупногабаритной сельскохозяйственной техники;

"реестр" - Федеральный реестр специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

"система выдачи специального разрешения" - федеральная государственная информационная система выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

"системы удержания в транспортном положении" - совокупность средств фиксации рабочих агрегатов прицепного, полунавесного или навесного оборудования в транспортном положении, включающая средства крепления (цепи, тросы) и натяжные устройства (лебедки, стяжки, натяжные замки);

"специальное разрешение" - специальное разрешение, при наличии которого в случаях, предусмотренных статьей 31 Федерального закона, допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

"транспортное положение" - положение агрегатов прицепного, полунавесного или навесного оборудования, предписанное производителем для его транспортировки, и расположение такого оборудования относительно проезжей части автомобильной дороги и тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники, используемой в качестве тягача, не создающее угрозы жизни и здоровью людей, исключающее повреждение или уничтожение материальных ценностей, дорожного полотна и природных объектов, а также не создающее помех оператору (водителю) в обзоре и управлении тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техникой и не ухудшающее ее устойчивости;

"тяжеловесная и (или) крупногабаритная сельскохозяйственная техника" - тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство (трактор, комбайн и иные сельскохозяйственные самоходные машины либо трактор или комбайн и иные сельскохозяйственные самоходные машины с прицепным оборудованием), габариты и (или) нагрузка на ось и (или) масса которого превышают допустимые габариты и (или) допустимую нагрузку на ось и (или) допустимую массу транспортного средства, установленные приложениями N 1, 2 и 3 к настоящим Правилам, или габариты и (или) нагрузку на ось и (или) массу транспортного средства, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

"тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, нагрузка на ось которого и (или) масса которого с грузом или без груза превышают допустимую нагрузку на ось и (или) допустимую массу транспортного средства, установленные приложениями N 2 и 3 к настоящим Правилам, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков;

"уполномоченный орган" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственное ему учреждение, предусмотренное частью 7 статьи 31 Федерального закона.

III. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, включающий в том числе срок действия специального разрешения, порядок согласования проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, перечня мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, а также порядок подтверждения владельцем автомобильной дороги выполнения заявителем мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства

3. Специальное разрешение выдается в электронной форме уполномоченным органом по маршруту движения, указанному в заявлении.

4. Специальное разрешение выдается на движение транспортного средства по определенному маршруту без груза или с грузом на срок, указанный в заявлении, но не более чем на сто тридцать пять календарных дней.

При необходимости проведения внеплановых работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и (или) содержанию на автомобильной дороге и (или) пересекающих ее сооружениях и инженерных коммуникациях в пределах согласованного маршрута, действие специального разрешения приостанавливается на время проведения таких работ.

Владелец соответствующей автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в течение часа после наступления обстоятельств, приведших к необходимости проведения внеплановых работ, уведомляет уполномоченный орган с использованием системы выдачи специального разрешения о введении ограничений, связанных с внеплановыми работами, и сроках действия таких ограничений.

Уполномоченный орган уведомляет о приостановлении и возобновлении действия специального разрешения владельца транспортного средства посредством личного кабинета перевозчика.

В случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники своим ходом в период с марта по ноябрь в пределах одного муниципального образования специальное разрешение выдается на движение такой техники по определенному маршруту на срок, указанный в заявлении, но не более чем на девять месяцев.

5. О дате начала каждой поездки тяжеловесного транспортного средства заявитель информирует уполномоченный орган посредством указания даты начала такой поездки в личном кабинете перевозчика.

6. За выдачу специального разрешения должна быть уплачена государственная пошлина, установленная статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению.

Подача заявления

7. Заявление и документы, предусмотренные настоящими Правилами и необходимые для получения специального разрешения, подаются по выбору заявителя посредством личного кабинета перевозчика или единого портала.

Если предполагаемый маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходит в границах муниципального района и не проходит по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам указанных автомобильных дорог при условии закрепления законом субъекта Российской Федерации за соответствующим органом местного самоуправления муниципального района вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог, заявление и документы, предусмотренные настоящими Правилами и необходимые для получения специального разрешения, могут быть поданы заявителем на бумажном носителе в орган местного самоуправления муниципального района.

Орган местного самоуправления муниципального района, получивший заявление и документы, предусмотренные настоящими Правилами и необходимые для получения специального разрешения, вносит эти заявление и документы в систему выдачи специального разрешения путем создания личного кабинета перевозчика для заявителя.

Доступ к личному кабинету перевозчика граждан Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

В случае подачи заявления посредством единого портала оно подписывается заявителем простой электронной подписью, усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

8. В заявлении указываются:

а) информация о заявителе: полное наименование, организационно-правовая форма и адрес в пределах места нахождения - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей (с указанием статуса индивидуального предпринимателя), телефон и адрес электронной почты;

б) идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации;

в) код налогоплательщика в стране регистрации - для заявителей, зарегистрированных за пределами Российской Федерации;

г) маршрут движения (пункт отправления и пункт назначения без указания промежуточных пунктов);

д) вид перевозки (внутрироссийская, международная);

е) срок выполнения поездок;

ж) планируемое количество поездок (не учитывается для крупногабаритных транспортных средств);

з) характеристика груза (при наличии груза) (габариты (длина, ширина, высота), масса, делимость (делимый, неделимый, делимый в контейнере (при международной перевозке);

и) сведения о транспортном средстве: марка, модель, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, страна регистрации;

к) параметры транспортного средства (автопоезда): масса, расстояние между осями, нагрузки на оси, количество и скатность колес на каждой оси, наличие пневматической подвески, габариты (длина, ширина, высота, длина свеса (при наличии), минимальный радиус поворота с грузом, в случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием - наименование, габариты (длина, ширина, высота), масса такого оборудования;

л) предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда), км/ч;

м) сведения о допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (регистрационный номер записи в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, срок действия допуска) - при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов.

9. Номер и дата присваиваются уполномоченным органом заявлению после его регистрации.

Дата начала выполнения поездок, указываемая в заявлении, не должна быть позднее сорока пяти дней со дня подачи заявления.

Заявление оформляется в электронном виде на русском языке машинописным текстом (наименования марок и моделей транспортных средств, их государственных регистрационных номеров допускается оформлять буквами латинского алфавита).

Взаимодействие с заявителем осуществляется с использованием личного кабинета перевозчика или единого портала в зависимости от способа подачи заявления.

10. К заявлению прилагаются:

а) копии документов каждого транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт самоходной машины) - для транспортных средств, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, а также зарегистрированных за пределами Российской Федерации;

б) схема тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (автопоезда) с изображением размещения груза (при наличии груза) (формируется автоматически системой выдачи специального разрешения или единым порталом на основании данных о транспортных средствах и грузе, в случае параллельного расположения транспортных средств в автопоезде схема прикладывается заявителем). На схеме изображаются транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, его габариты с грузом и крепежными элементами (при наличии груза), количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям, а также при наличии груза - габариты груза, расположение груза на транспортном средстве, погрузочная высота, свес (при наличии) (изображается вид в профиль, сзади).

11. В случае подачи заявления представителем лица, в интересах которого осуществляется выдача специального разрешения, к заявлению также прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия.

12. После уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление регистрируется в системе выдачи специального разрешения.

13. До получения специального разрешения заявление может быть отозвано заявителем по его инициативе.

Порядок доступа к личному кабинету перевозчика российских

или иностранных заявителей

14. Для подачи заявления посредством личного кабинета перевозчика необходимо зарегистрировать учетную запись.

15. При регистрации учетной записи в личном кабинете перевозчика необходимо указать следующую информацию:

а) номер телефона;

б) электронная почта;

в) полное наименование, организационно-правовая форма и адрес в пределах места нахождения - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей (с указанием статуса индивидуального предпринимателя);

г) идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации;

д) код налогоплательщика в стране регистрации - для заявителей, зарегистрированных за пределами Российской Федерации.

16. В случае доступа к личному кабинету перевозчика посредством единой системы идентификации и аутентификации сведения, содержащиеся в единой системе идентификации и аутентификации, повторно не вносятся.

17. Проверка сведений, указанных при регистрации, осуществляется в автоматическом режиме на этапе регистрации учетной записи в личном кабинете перевозчика с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - единая система).

В случае невозможности осуществления проверки сведений, указанных заявителем при регистрации, с использованием единой системы их проверка осуществляется оператором единой системы на основании загруженных в личном кабинете перевозчика копий документов в течение трех рабочих дней с момента поступления заявки на регистрацию личного кабинета перевозчика оператору системы.

В случае внесения заявителем изменений в сведения, хранящиеся в личном кабинете перевозчика, проводится повторная проверка данных.

Подача заявления при наличии непроверенных сведений в личном кабинете перевозчика не допускается.

Рассмотрение заявления

18. Маршрут движения устанавливается системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в срок, не превышающий одного календарного дня с момента регистрации этого заявления в системе выдачи специального разрешения, на основании сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения.

Заявителю может быть предложено несколько маршрутов на выбор.

Установленный системой выдачи специального разрешения маршрут движения согласовывается (подтверждается) заявителем.

В случае если объем сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения, не позволяет ей установить маршрут движения, уполномоченный орган в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента регистрации заявления в системе выдачи специального разрешения, вносит в нее необходимые сведения, после чего системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в течение одного календарного дня с момента внесения необходимых сведений устанавливается маршрут движения.

19. Установление необходимости разработки проекта организации дорожного движения, перечня мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства (далее - перечень мер, меры), а также принятия мер производится системой выдачи специального разрешения одновременно с установлением маршрута движения в соответствии с частями 15 и 16 статьи 31 Федерального закона.

Согласование проекта организации дорожного движения,

перечня мер, а также порядок подтверждения владельцем

автомобильной дороги выполнения заявителем мер

20. При поступлении заявителю информации, указанной в пункте 19 настоящих Правил, заявитель в течение пяти рабочих дней со дня поступления такой информации должен посредством личного кабинета перевозчика или единого портала (в случае подачи заявления через единый портал) уведомить уполномоченный орган о согласии на предоставление проекта организации дорожного движения и (или) принятие мер.

После получения уведомления от заявителя уполномоченный орган незамедлительно в автоматическом режиме посредством системы выдачи специального разрешения уведомляет соответствующего владельца автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) о согласии заявителя на представление проекта организации дорожного движения, перечня мер и (или) принятие мер.

21. Разработка проекта организации дорожного движения, перечня мер и (или) принятие мер обеспечиваются заявителем.

22. Согласование проекта организации дорожного движения, перечня мер осуществляется владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут или участок маршрута, посредством системы выдачи специального разрешения.

Согласование проекта организации дорожного движения осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, по территории обслуживания которых проходит указанный в проекте организации дорожного движения, перечне мер маршрут или участок маршрута, а в случае движения транспортного средства в международном сообщении - Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции) посредством удаленного рабочего места в системе выдачи специального разрешения, доступ к которому в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона обеспечивается оператором системы выдачи специального разрешения на основании заявки подразделений Госавтоинспекции.

Согласование проекта организации дорожного движения подразделениями Госавтоинспекции осуществляется после согласования проекта организации дорожного движения, перечня мер владельцами автомобильных дорог.

23. Подтверждение владельцем автомобильной дороги выполнения заявителем перечня мер производится путем уведомления уполномоченного органа посредством удаленного рабочего места владельца автомобильной дороги в системе выдачи специального разрешения, доступ к которому осуществляется через официальный сайт оператора системы выдачи специального разрешения, после фактического их выполнения и (или) представления письменной гарантии выполнения мер, определенных владельцами пересекающих автомобильную дорогу инженерных коммуникаций.

24. Рассмотрение проекта организации дорожного движения, перечня мер владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут или участок маршрута, и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их поступления соответственно к владельцу автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут или участок маршрута, и в подразделение Госавтоинспекции.

В случае если по истечении указанного срока подразделение Госавтоинспекции и (или) владелец автомобильной дороги не сообщили о своем решении (согласии или мотивированном отказе), такие проекты организации дорожного движения, перечень мер считаются согласованными.

Выдача, отказ в выдаче специального разрешения

25. Для получения специального разрешения заявителем вносится плата в счет возмещения вреда, который будет причинен тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам (далее - плата в счет возмещения вреда), в порядке, установленном пунктом 27 настоящих Правил.

26. Расчет платы в счет возмещения вреда производится системой выдачи специального разрешения одновременно с установлением маршрута в автоматическом режиме в соответствии с порядком определения размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, установленном настоящими Правилами, на основании сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения после подтверждения заявителем согласия с маршрутом движения.

27. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется заявителем на основании счета уполномоченного органа. Такой счет формируется системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме по результатам расчета платы в счет возмещения вреда после согласования заявителем маршрута движения или после получения всех необходимых согласований проекта организации дорожного движения и (или) перечня мер от владельцев автомобильных дорог и подразделений Госавтоинспекции.

28. Выдача специального разрешения осуществляется путем внесения сведений о выданном специальном разрешении в реестр.

Заявителю направляется выписка из реестра, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа.

29. Специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента согласования маршрута движения заявителем, за исключением случаев, когда для выдачи специального разрешения требуется наступление иных событий, необходимых для получения специального разрешения. В этих случаях специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента наступления всех событий, предусмотренных частью 21 статьи 31 Федерального закона.

30. По запросу заявителя, направленному в уполномоченный орган посредством личного кабинета перевозчика, уполномоченный орган в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации такого запроса, производит замену указанного в специальном разрешении транспортного средства на аналогичное по своим техническим характеристикам, весовым и габаритным параметрам транспортное средство.

31. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если:

а) в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о заявителе (не распространяется на физических лиц), информация о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица не совпадает с соответствующей информацией, указанной в заявлении на выдачу специального разрешения. Положения настоящего подпункта не распространяются на иностранных физических и юридических лиц;

б) установленные требования о перевозке груза, не являющегося неделимым, не соблюдены;

в) сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу специального разрешения и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, регистрационным данным транспортного средства, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки;

г) при согласовании проекта организации дорожного движения и (или) перечня мер установлена невозможность осуществления движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с заявленными техническими характеристиками между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, указанными заявителем в заявлении на выдачу специального разрешения, в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственных дорожных сооружений и иных сооружений или инженерных коммуникаций, а также в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения;

д) отсутствует согласие заявителя на разработку проекта организации дорожного движения и (или) принятие мер;

е) отсутствует допуск у российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов);

ж) истек указанный в заявлении на выдачу специального разрешения срок перевозки.

32. До выдачи специального разрешения, но не менее чем за пять рабочих дней до окончания срока перевозки, в случае необходимости разработки проекта организации дорожного движения и (или) перечня мер заявитель вправе посредством личного кабинета перевозчика ходатайствовать об изменении заявленного срока перевозки на срок, не превышающий трех месяцев со дня окончания ранее заявленного срока перевозки.

Рассмотрение ходатайства владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения, осуществляется посредством системы выдачи специального разрешения в срок, не превышающий пяти рабочих дней. В случае удовлетворения ходатайства всеми владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения, уполномоченный орган увеличивает срок перевозки на указанный в ходатайстве.

IV. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам

33. Вред, причиняемый тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами тяжеловесных транспортных средств или их уполномоченными представителями.

34. Осуществление расчета платы в счет возмещения вреда производится системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в соответствии с порядком определения размера вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, определенным настоящими Правилами.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

35. Размер платы в счет возмещения вреда определяется с учетом:

а) размеров вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, определенных для автомобильных дорог (их участков), по которым проходит маршрут транспортного средства;

б) протяженности автомобильных дорог (их участков), по которым проходит маршрут транспортного средства;

в) базового компенсационного индекса текущего года.

36. Размер платы в счет возмещения вреда применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства (), рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

- размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам при превышении значения допустимой массы транспортного средства, определенный для автомобильной дороги (ее участка), руб./100 км;

- сумма размеров вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам при превышении значений допустимой нагрузки на каждую ось транспортного средства, определенных для автомобильной дороги (ее участка), руб./100 км;

1, 2, i - порядковый номер осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства;

S - протяженность автомобильной дороги (ее участка), сотни км;

- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по формуле:

,

где:

- базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);

- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на год планирования (при расчете на период более одного года - произведение индексов-дефляторов на соответствующие годы) в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

37. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, рассчитанных применительно к каждой автомобильной дороге (ее участку), по которой проходит маршрут транспортного средства.

38. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется заявителем через платежные системы, указанные в личном кабинете и едином портале (в случае подачи заявления через единый портал), или по квитанции, формируемой в личном кабинете или направляемой заявителю с использованием единого портала (в случае подачи заявления через единый портал).

Внесение платы в счет возмещения вреда посредством единого портала осуществляется с использованием информации о начислении платы, размещаемой в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

39. Средства, полученные уполномоченным органом в качестве платы в счет возмещения вреда, который будет причинен автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частным автомобильным дорогам, подлежат зачислению соответственно в доход федерального бюджета, доход бюджета субъекта Российской Федерации, доход местных бюджетов, доход собственников частных автомобильных дорог.

40. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, принимается уполномоченным органом в семидневный срок со дня получения заявления плательщика.

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, принимается в случае, если при осуществлении расчета платы в счет возмещения вреда и (или) при внесении заявителем соответствующей платы допущена техническая ошибка.

V. Порядок определения размера платы в счет возмещения вреда

41. При определении размера платы в счет возмещения вреда учитываются:

а) превышение установленных настоящими Правилами, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений:

допустимой массы транспортного средства;

допустимой нагрузки на ось транспортного средства;

б) тип дорожной одежды;

в) расположение автомобильной дороги на территории Российской Федерации;

г) значение автомобильной дороги.

42. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам при превышении значений допустимых нагрузок на одну ось (), рассчитывается по формулам:

а) для дорог с одеждой капитального и облегченного типа, в том числе для зимнего периода года:

,

где:

- коэффициент, учитывающий условия дорожно-климатических зон, определенный согласно приложению N 4;

- коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в приложении N 4 к настоящим Правилам;

- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Принимается равным единице при неблагоприятных природно-климатических условиях, в остальное время принимается равным 0,35;

- исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам при превышении допустимых нагрузок на ось транспортного средства, определенное согласно приложению N 5;

- величина превышения фактической нагрузки на ось транспортного средства над допустимой для автомобильной дороги (значение превышения следует округлять в меньшую сторону до десятых), тонн;

Н - нормативная нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, тонн;

a, b - постоянные коэффициенты, приведенные в приложении N 5 к настоящим Правилам;

б) для дорог с одеждой переходного типа, в том числе для зимнего периода года:

,

43. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам при превышении значений допустимой массы транспортного средства, на каждые 100 километров () определяется по формуле:

,

где:

- коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в приложении N 4 к настоящим Правилам;

- коэффициент влияния массы транспортного средства в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в приложении N 4 к настоящим Правилам;

- исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам, при превышении допустимой массы транспортного средства, равное 7365 руб./100 км;

c - коэффициент учета превышения массы, равный 0,01675;

- величина превышения фактической массы транспортного средства над допустимой (значение превышения следует округлять в меньшую сторону до десятых), процентов.

VI. Требования к движению по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием

44. Движение по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием осуществляется при наличии специального разрешения.

Тяжеловесная и (или) крупногабаритная сельскохозяйственная техника и прицепы, на которые распространяются требования технических регламентов Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС N 031/2012), "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС N 010/2011) (далее - технические регламенты Таможенного союза), допускаются к движению после осуществления их государственной регистрации.

Тяжеловесная и (или) крупногабаритная сельскохозяйственная техника с прицепным оборудованием должна соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Тяжеловесная и (или) крупногабаритная сельскохозяйственная техника с прицепным оборудованием, выпущенная в обращение до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, должна соответствовать требованиям к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 1967 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники".

Собственник (владелец) тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием обязан обеспечить соответствие ее технического состояния требованиям безопасности дорожного движения и не допускать тяжеловесную и (или) крупногабаритную сельскохозяйственную технику к эксплуатации при наличии у нее неисправностей, предусмотренных перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 916 "Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники".

45. Для обеспечения безопасности дорожного движения тяжеловесная и (или) крупногабаритная сельскохозяйственная техника с прицепным оборудованием допускается к движению по автомобильным дорогам общего пользования при соблюдении следующих условий:

движение только в светлое время суток;

наличие автомобилей прикрытия, предусмотренных требованиями к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства;

наличие на тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной технике и элементах конструкции прицепного оборудования внешних световых приборов (габаритных, контурных и стояночных огней, сигналов торможения, указателей поворота, аварийной световой сигнализации, фонарей заднего хода), световозвращающих приспособлений и светоотражающей маркировки;

приведение сцепных устройств, агрегатов и систем их удержания в транспортное положение в соответствии с правилами эксплуатации, установленными заводом-изготовителем.

46. При движении по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесной и (или) крупногабаритной сельскохозяйственной техники с прицепным оборудованием, не подлежащим государственной регистрации, государственный регистрационный знак тягача (трактора, комбайна) должен быть продублирован путем установки на задней части прицепного оборудования дополнительной пластины, соответствующей типу 3, установленному ГОСТ Р 50577-2018 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", обеспечивающей его видимость и идентификацию с расстояния 20 метров.

VII. Порядок ведения реестра

47. Реестр является государственным информационным ресурсом системы выдачи специального разрешения. Уполномоченным органом обеспечивается ведение реестра.

48. Сведения о специальных разрешениях в реестр вносятся уполномоченным органом и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

49. Сведения о специальном разрешении содержат следующую информацию:

а) матричный (двухмерный) штриховой код (QR-код);

б) номер специального разрешения;

в) дата выдачи специального разрешения;

г) вид перевозки (внутрироссийская, международная);

д) количество разрешенных поездок - для тяжеловесных транспортных средств;

е) срок выполнения поездок;

ж) маршрут транспортного средства;

з) сведения о допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае движения в международном сообщении);

и) сведения о транспортном средстве: марка, модель, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, страна регистрации;

к) информация о заявителе: полное наименование, адрес в пределах места нахождения, телефон - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, телефон - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

л) характеристика груза (при наличии груза): габариты (длина, ширина, высота), масса;

м) параметры транспортного средства (автопоезда): масса, расстояние между осями, нагрузки на оси, количество и скатность колес на каждой оси, наличие пневматической подвески, габариты (длина, ширина, высота, длина свеса (при наличии), минимальный радиус поворота с грузом;

н) предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда), км/ч;

о) вид сопровождения;

п) особые условия движения;

р) сведения о владельцах автомобильных дорог, органы и организации, согласовавшие проект организации дорожного движения, реквизиты документов о согласовании (исходящий номер и дата);

с) схема тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (автопоезда);

т) сведения об электронной подписи уполномоченного органа.

VIII. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с владельцами автомобильных дорог в целях внесения сведений о фактических значениях габарита приближения, технических характеристик автомобильных дорог, допустимых весовых параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, введенных временных ограничениях или прекращениях движения транспортных средств по автомобильным дорогам или их участкам, а также об особых условиях движения (при наличии)

50. Основными функциями системы выдачи специального разрешения являются:

а) возможность приема заявлений на выдачу специального разрешения в соответствии с настоящими Правилами;

б) внесение сведений о фактических значениях габарита приближения, технических характеристик автомобильных дорог, допустимых весовых параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, введенных временных ограничениях или прекращениях движения на автомобильных дорогах или их участках, а также об особых условиях движения (при наличии);

в) установление пути следования по маршруту движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, указанными заявителем в заявлении на выдачу специального разрешения;

г) расчет и внесение платы в счет возмещения вреда;

д) возможность согласования проекта организации дорожного движения и (или) перечня мер;

е) внесение в реестр сведений о специальном разрешении.

51. Программные, технические средства и информационные технологии системы выдачи специального разрешения используются оператором системы выдачи специального разрешения в целях:

а) ввода в систему выдачи специального разрешения владельцами автомобильных дорог сведений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (если владельцем автомобильной дороги общего пользования является физическое лицо, электронные документы могут быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и заполнения разработанных оператором системы выдачи специального разрешения электронных форм (шаблонов, формуляров) документов;

б) обмена данными с другими информационными системами с использованием согласованного интерфейса взаимодействия, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

в) обеспечения открытости и доступности информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

г) программно-технической защиты размещенной в системе выдачи специального разрешения информации;

д) информационного взаимодействия между оператором, владельцами автомобильных дорог, заявителями, подразделениями Госавтоинспекции для направления уведомлений, запросов и информации, обмена сообщениями;

е) автоматизированного ведения электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе выдачи специального разрешения, с фиксацией размещения и изменения информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и сведений о поставщиках информации, осуществивших указанные действия;

ж) копирования размещенной в системе выдачи специального разрешения информации на резервные материальные носители с возможностью ее восстановления с использованием таких носителей в течение одних суток со дня возникновения полной или частичной технической недоступности системы выдачи специального разрешения для пользователей;

з) защиты размещенной в системе выдачи специального разрешения информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, изменения и блокирования доступа к ней, а также защиты системы выдачи специального разрешения и защиты информации от неправомерных действий со стороны пользователей информации.

52. Оператор системы посредством системы выдачи специального разрешения обеспечивает:

а) сбор, хранение, включая резервное копирование, предоставление доступа к сведениям, содержащимся в системе выдачи специального разрешения;

б) возможность представления и размещения владельцами автомобильных дорог в системе выдачи специального разрешения информации, представляемой и размещаемой ими в порядке, установленном пунктами 55 - 58 настоящих Правил;

в) организацию консультационной поддержки пользователей системы выдачи специального разрешения;

г) осуществление анализа и обработку информации, содержащейся в системе выдачи специального разрешения;

д) проверку полноты информации, содержащейся в системе выдачи специального разрешения;

е) предоставление пользователям информации, содержащейся в системе выдачи специального разрешения, в соответствии с их ролями;

ж) сервисное обслуживание, обновление и адаптацию программного обеспечения, используемого в системе выдачи специального разрешения;

з) бесперебойное функционирование системы выдачи специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 54 настоящих Правил.

53. Оператор системы выдачи специального разрешения в целях выдачи специального разрешения запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы информацию, содержащуюся в государственной информационной системе электронных перевозочных документов, а также в других государственных информационных системах.

54. Оператор системы выдачи специального разрешения несет ответственность за круглосуточную непрерывную работу системы выдачи специального разрешения, за исключением заблаговременно (не менее чем за 6 часов) объявляемых в системе выдачи специального разрешения плановых перерывов для проведения регламентных и технологических работ, производящихся не чаще двух раз в течение одного календарного месяца, длительность которых не может превышать двенадцати часов в пределах одних суток, за исключением перерывов, связанных с возникновением технических неполадок (технологических сбоев) в системе выдачи специального разрешения.

55. Внесение сведений об автомобильных дорогах в систему выдачи специального разрешения осуществляется ответственным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление дорожной деятельности, ответственным лицом владеющего автомобильной дорогой юридического лица или владеющим автомобильной дорогой физическим лицом посредством удаленного рабочего места владельца автомобильной дороги в системе выдачи специального разрешения, доступ к которому осуществляется через официальный сайт оператора системы выдачи специального разрешения.

Подписание вносимых сведений об автомобильных дорогах осуществляется усиленной квалифицированной электронной подписью указанного ответственного лица.

Владелец автомобильной дороги - физическое лицо вправе при наличии технической возможности подписать вносимые сведения об автомобильных дорогах усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем в том числе порядок проверки такой подписи.

56. Состав сведений об автомобильных дорогах, вносимых владельцами автомобильной дороги в систему выдачи специального разрешения в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил, определяется в соответствии с приложением N 6.

57. Изменение сведений об автомобильных дорогах, внесенных в систему выдачи специального разрешения, в том числе актуализация соответствующей информации, осуществляется владельцем автомобильной дороги в порядке, предусмотренном пунктом 55 настоящих Правил, в течение одного рабочего дня со дня оформления отчета о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.

58. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту, актуальность, корректность и достоверность размещенной в системе выдачи специального разрешения информации, в том числе ответственность за соответствие включенной в состав информации электронной копии (электронного образа) документа его подлиннику на бумажном носителе, несет разместивший ее владелец автомобильной дороги.

Приложение N 1
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

ДОПУСТИМЫЕ ГАБАРИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Длина

Одиночное транспортное средство - 12 метров
Прицеп - 12 метров
Автопоезд - 20 метров
Автобус двухосный - 13,5 метра
Автобус с числом осей более 2 - 15 метров
Автобус сочлененный - 18,75 метра
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза - 2 метра

Ширина

Все транспортные средства - 2,6 метра

Высота

Все транспортные средства - 4 метра

Примечание. Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, а также прицепное оборудование сельскохозяйственной техники.

Приложение N 2
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

ДОПУСТИМАЯ НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Расположение осей транспортного средства <*> Расстояние между сближенными осями, метров Допустимая нагрузка на ось <**> колесного транспортного средства, тонн
для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 тонн на ось <***> для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 11,5 тонны на ось
Одиночная ось свыше 2,5 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Группа сближенных сдвоенных осей до 1 (включительно) 8 (9) 10 (11) 11,5 (12,5)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 10 (11) 15 (16) 17 (18)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Группа сближенных строенных осей до 1 (включительно) 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 13,5 (15) 21 (22,5 <****>) 23,5 (24)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колеса на оси) до 1 (включительно) 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 4 (4,5) 6 (6,5) 6,5 (7)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси) до 1 (включительно) 6 9,5 11
свыше 1 до 1,3 (включительно) 6,5 10,5 12
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 7,5 12 14
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 8,5 13,5 16

<*> Группа сближенных осей - сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием между ближайшими осями до 2,5 метра (включительно).

<**> Под нагрузкой на ось понимается масса, соответствующая нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность. Для групп сближенных сдвоенных и строенных осей - допустимая нагрузка на группу осей.

<***> В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.

<****> В том числе для транспортных средств, имеющих группы сближенных осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Примечания: 1. В скобках приведены значения для осей с двускатными колесами (колесо транспортного средства, имеющее две шины), без скобок - для осей с односкатными колесами (колесо транспортного средства, имеющее одну шину).

2. Группы сближенных осей, имеющие в своем составе оси с односкатными и двускатными колесами, следует рассматривать как группы сближенных осей, имеющие в своем составе оси с односкатными колесами.

3. Для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев, указанных в примечании 4.

4. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей, и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами.

5. При наличии в группах осей различных значений межосевых расстояний каждому расстоянию между осями присваивается значение, полученное методом арифметического усреднения (суммы всех межосевых расстояний в группе делятся на количество межосевых расстояний в группе).

6. При промерзании грунта земляного полотна под дорожной одеждой на величину 0,4 метра и более допускается увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения соответствующей информации на своем официальном сайте:

а) при нормативном состоянии автомобильных дорог (при этом допустимая масса транспортного средства определяется в соответствии с приложением N 3 к Правилам движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. N 2060):

для автомобильной дороги I - II категории - в 1,04 раза;

для автомобильной дороги III - IV категории - в 1,20 раза;

для автомобильной дороги V категории - в 1,40 раза;

б) при отсутствии мостов и путепроводов (при этом допустимая масса транспортных средств не нормируется):

для автомобильной дороги I - II категории - в 1,80 раза;

для автомобильной дороги III - IV категории - в 2 раза;

для автомобильной дороги V категории - в 2,90 раза.

7. В случае принятия владельцем автомобильной дороги решения об изменении допустимой нагрузки на ось транспортного средства и установки соответствующих дорожных знаков допустимая нагрузка на ось транспортного средства принимается равной значению, указанному на таких знаках, вне зависимости от расстояния между ближайшими осями.

Приложение N 3
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Тип транспортного средства Комбинация транспортных средств, количество и расположение осей Допустимая масса транспортного средства, тонн
Одиночные автомобили двухосные 18
трехосные 25
  четырехосные 32
  пятиосные и более 38
Автопоезда седельные и прицепные трехосные 28
четырехосные 36
пятиосные 40
  шестиосные и более 44
Одиночные автобусы двухосные 18
трехосные 25
  четырехосные 32
Сочлененные автобусы трехосные 28
четырехосные 36
  пятиосные и более 40

Приложение N 4
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ И РЕМОНТУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН, А ТАКЖЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЛИЯНИЯ МАССЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный округ Российской Федерации
Центральный 2,07 1 1
Северо-Западный 2,14 1,07 0,838
Южный 1,59 0,96 1,255
Приволжский 1,67 0,94 0,498
Уральский 2,10 1,03 0,426
Сибирский 2,06 1,01 0,403
Дальневосточный 2,14 1,35 0,508
Северо-Кавказский 1,48 0,96 0,595

Приложение N 5
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

ИСХОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, И ПОСТОЯННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Нормативная нагрузка на ось транспортного средства, тонн Исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам, при превышении допустимых нагрузок на ось транспортного средства (), руб./100 км Постоянные коэффициенты
a b
6 8500 7,3 0,27
10 1840 37,7 2,4
11,5 и более 840 39,5 2,7

Приложение N 6
к Правилам движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного
транспортного средства

СОСТАВ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ, ВНОСИМЫХ ВЛАДЕЛЬЦАМИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В СИСТЕМУ ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ

1. Сведения об автомобильной дороге:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица - владельца автомобильной дороги (ее участка) (в соответствии с учредительными документами этого юридического лица) или фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица - владельца автомобильной дороги;

б) полное и краткое наименование автомобильной дороги (по классификатору (при наличии);

в) значение автомобильной дороги (автомобильная дорога федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или частная автомобильная дорога);

г) фактические значения технических характеристик автомобильной дороги:

тип дорожного покрытия;

нормативная нагрузка;

пикет начала и пикет конца;

протяженность;

категория дороги;

ширина проезжей части;

число полос движения;

количество сторон движения;

примечание (при необходимости);

информация о наличии (отсутствии) платы за проезд;

габарит приближения;

д) фактическое значение допустимых весовых параметров транспортных средств при движении по автомобильной дороге (масса, нагрузка на ось) или ее участкам.

2. Сведения о введенных временных ограничениях или прекращениях движения транспортных средств по автомобильным дорогам или их участкам, об особых условиях движения (при наличии) на автомобильных дорогах или их участках:

а) вид ограничения или прекращения движения;

б) наименование ограничения или прекращения движения;

в) период ограничения (дата начала ограничения и дата окончания ограничения);

г) пикет начала и пикет окончания участка с ограничением;

д) протяженность ограничения или прекращения движения;

е) параметры транспортного средства в связи с введенными ограничениями (максимальные ширина, длина, высота, масса и нагрузка на ось, минимальный радиус разворота);

ж) особые условия движения (при наличии).