Решение ФАС РФ от 14.08.2023 по делу N 28/06/105-1882/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 14.08.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2023 г. по делу N 28/06/105-1882/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ПАО "М" (далее - Заявитель) на действия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на предоставление услуги телефонной связи с предоставлением интеллектуального телефонного номера 8-800 для территориальных органов СФР 2 этап (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000123000117) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требования к характеристикам закупаемых услуг, ограничивающие количество участников закупки.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 02.08.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) максимальное значение цены контракта - 167 965 400 руб.;

4) Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 2,3 руб.;

5) источник финансирования - собственный бюджет, КБК - 79701137320090059242;

6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.08.2023;

7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены в Описании объекта закупки требования к характеристикам закупаемых услуг, ограничивающие количество участников закупки.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 7.1.1 Описания объекта закупки установлено, что не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта предоставить интеллектуальный номер в КДУ 800 для Единого контактного центра взаимодействия должен соответствовать виду 8-800-X1X2X3-X4X5-X6X7, где индекс X1 принимает числовые значения от 1 до 7, индексы X2, X3, X4, X5, X6 принимают числовые значения "0", индекс X7 принимает числовые значения равные X1 или "0".

Согласно пункту 4 части 3 статьи 26 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан утверждать российскую систему и план нумерации.

Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.01.2022 N 75 утверждены российская система (далее - Система нумерации) и план нумерации.

Согласно пункту 45 Системы нумерации формат номера при оказании услуг связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи (КДУ), в том числе к услугам связи по передаче данных и к телематическим услугам связи имеет вид:

ПН КДУ x1x2x3x4....xn,

где:

Пн - национальный префикс;

КДУ - код доступа к услуге электросвязи;

x1x2x3 - индекс, закрепляемый за оператором связи, предоставляющим услуги связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи;

x4...xn - номер услуги связи.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что для удобства граждан и запоминаемости формат номера определен так, чтобы первая и последняя цифры номера совпадали, либо чтобы последняя цифра приняла числовое значение равное "0".

С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что требование касательно числовых значений индексов X2, X3, X4, X5, X6 интеллектуального номера - "0" и индекса X7 интеллектуального номера - равное X1 или "0" не соответствует пункту 45 Системы нумерации, так как, исходя из положений пункта 45 Системы нумерации, номер услуги связи может иметь числовое значение от "0" до "9".

По мнению Комиссии, установление Заказчиком в Описании объекта закупки числовых значений индексов X2, X3, X4, X5, X6 интеллектуального номера - "0" и индекса X7 интеллектуального номера - равное X1 или "0" приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку, например, участники рынка, обладающие правом пользования интеллектуальными номерами с числовыми значениями от "1" до "9", не смогут принять участие в Аукционе.

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о невозможности использования номеров, имеющих иные числовые значения индексов.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно Извещению объектом закупки является предоставление услуги телефонной связи с предоставлением интеллектуального телефонного номера 8-800 для территориальных органов СФР 2 этап.

Пунктом 7.4 Описания объекта закупки в том числе установлено, что: "исполнитель должен организовать подключение оборудования Заказчика к собственной сети. Подключение должно быть организовано по выделенному каналу L3VPN с качеством 99,95, jitter не более 50 мс. с сигнализацией по протоколу SIP версии не ниже 2.0 или каналам E1 с сигнализацией ISDN PRI".

Так, согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований закона о связи и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.

Также в соответствии с частью 5.1 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем десять гигабит в секунду, представлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 Закона о связи технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.

Представители Заявителя на заседании Комиссии также пояснили, что требования об организации подключения оборудования Заказчика к собственной сети неправомерны, поскольку исполнение обязательств по контракту возможно посредством использования сети связи оператора связи, не являющегося непосредственно исполнителем по контракту, в частности посредством использования исполнителем по контракту сети связи оператора связи на ином законном основании.

Комиссия, изучив Извещение, пояснения, представленные представителями Заказчика и Заявителя в ходе заседания Комиссии, приходит к выводу, что у операторов связи есть возможность оказывать услуги связи в рамках конкретной закупки без построения собственной сети связи, в том числе передав обязанности по оказанию услуг по договору субподряда либо путем аренды сетей связи, либо их части иного оператора связи.

При этом положения частей 5, 5.1 статьи 46 Закона о связи не противоречат доводам Заявителя в части обеспечения оператором связи размещения в сети связи необходимого оборудования и возможности исполнителя по контракту арендовать данную сеть связи.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Описании объекта закупки требования об организации подключения оборудования Заказчика к собственной сети, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ПАО "М" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 14.08.2023 по делу N 28/06/105-1882/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.