Решение ФАС РФ от 16.08.2023 N 223ФЗ-312/23

"О признании жалобы обоснованной: действия нарушают ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 16.08.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2023 г. N 223ФЗ-312/23

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "О" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - начальника отдела нормотворчества Управления контроля иностранных инвестиций С.Л.,

членов Комиссии ФАС России:

советника правового отдела N 4 Управления контроля размещения государственного заказа Ц.,

главного государственного инспектора отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа К.,

при участии представителей:

ОАО "РА": Г. (доверенность от 30.11.2022 N ЦДЗС-121/Д), О. (доверенность от 20.05.2023 N ЦДТВ-244/Д),

ООО "О": И. (приказ от 31.01.2019 б/н),

представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "О" от 28.07.2023 N 28/07 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (извещение N 1018/ОКЭ-ЦДТВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "О" (далее - Заявитель) от 28.07.2023 N 28/07 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (извещение N 1018/ОКЭ-ЦДТВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 07.03.2023 (протокол N 9) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте Оператора - 24.05.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 180 690 172,42 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.06.2023;

4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 06.07.2023;

6. По результатам рассмотрения заявок Заказчиком принято решение об отклонении всех заявок участников закупки, в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 03.08.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 16.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверной информации.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлено порядок оценки по подкритерию "Опыт участника" критерия "Квалификация участника", в соответствии с которым оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 1.9.1 Документации.

При этом пунктом 1.9.1 Документации установлено, что в подтверждение опыта оказания услуг/выполнения работ участник в составе заявки представляет:

1) документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации;

2) акты об оказании услуг и/или выполнении работ;

3) договоры на оказание услуг и/или выполнение работ, (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

4) копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками конкурса (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.);

5) копии документов, подтверждающих оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника конкурса, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в "Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг", представленной в приложении N 1.3 к Документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении).

При этом в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации, участникам закупки необходимо указать, в том числе наличие жалоб, претензий, исковых заявлений, других документов со стороны контрагента и/или третьих лиц в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору.

Кроме того, пунктом 2.2 приложения N 1.4 к Документации установлен подкритерий "Квалификация персонала" критерия "Квалификация участника", в соответствии с которым оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации.

При этом пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлено следующее:

"В подтверждение наличия персонала, задействованного при оказании услуг, а именно персонала, указанного в таблице "Минимальное количество квалифицированного персонала, необходимого для оказания услуг", участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении N 1.3 к Документации;

- удостоверение по электробезопасности с группой допуска не ниже III, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 N 811 и Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" - для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

- согласия на обработку персональных данных на каждого субъекта персональных данных, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, по форме приложения N 1.3 к Документации;

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по подкритерию "Квалификация персонала" оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника".

Пунктом 3.6.5 Документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, Заказчик обязан отстранить такого участника закупки на любом этапе проведения закупки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса от 06.07.2023 N 1018/ОКЭ-ЦДТВ/23/1 Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе на основании пункта 3.6.5 Документации в связи с предоставлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности, а именно:

1. В представленных сведениях об опыте выполнения работ, оказания услуг содержится недостоверная информация об отсутствии претензий со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договорам и сведений об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб претензий, исковых заявлений (информация в полном объеме не представлена);

2. В представленных сведениях об опыте выполнения работ, оказания услуг по договорам ОАО "РА" содержится недостоверная информация в реквизитах актов, платежных поручений, также в подтверждение опыта оказания услуг, выполнения работ представлены акты и платежные поручения по договорам ОАО "РА", которые не соответствуют действительности;

3. В представленных участником документах в подтверждение наличия квалифицированного персонала содержатся недостоверные персональные данные специалистов.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя, поскольку в составе заявки Заявителем представлены сведения, в том числе о наличии опыта и квалифицированного персонала, соответствующие действительности.

1. На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в подтверждение наличия опыта по предмету закупке Заявителем представлены договоры от 25.12.2020 N 5630/ОАЭ-ЦДТВ/20/4/1, от 25.12.2020 N 5630/ОАЭ-ЦДТВ/20/2/1, от 22.12.2021 N 972/ОАЭ-ЦДТВ/21/1/1.

Вместе с тем Заказчиком установлено, что в адрес Заявителя по данным договорам направлялись претензии от 11.11.2021 N 285/ЮВ ДТВ, от 11.11.2021 N 284/ЮВ ДТВ, от 04.04.2022 N 105/ЮВ ДТВд соответственно.

При этом представители Заказчика сообщили, что сведения о данных претензиях не указаны Заявителем в составе Заявки.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что вышеуказанные требования к составу заявки не позволяют Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не являются подтверждением ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, в силу отсутствия установления достоверности выводов Заказчика, поскольку юридически значимый факт может быть установлен исключительно в судебном порядке, в связи с чем отклонение заявки Заявителя по данному основанию является неправомерным.

2. Также представители Заказчика сообщили, что в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг в составе заявки Заявителя представлен договор от 23.12.2020 N 5541/ОАЭ-ЦДТВ/20/1/1 и соответствующие сводные акты сдачи-приемки услуг к нему. Вместе с тем в результате проверки Заказчиком установлено, что в данных актах указаны реквизиты другого договора, а именно от 23.12.2020 N 5441/ОАЭ-ЦДТВ/20/1/1.

Кроме того, представители Заказчика пояснили следующее:

- по договору от 23.12.2020 N 5541/ОАЭ-ЦДТВ/20/1/1 неверно указаны реквизиты акта выполненных работ от 31.03.2021 N 18 (в составе заявки приложен акт от 31.03.2021 N 3);

- по договору от 25.12.2020 N 5630/ОАЭ-ЦДТВ/20/4/1 неверно указаны реквизиты акта выполненных работ от 31.10.2021 N 16 (в составе заявке представлен акт от 31.10.2021 N 13);

- по договору от 30.12.2022 N 5151/ОАЭЦДТВ/22/1/1 приложено платежное поручение от 15.03.2023 N 318554, которое не является документом, подтверждающим оплату оказанных услуг, а является обеспечением исполнения указанного договора;

- по договору от 14.12.2022 N 1945/ОКЭ-ЦДТВ/22/1/1 неверно указаны реквизиты акта от 31.03.2023 N 18 (в составе заявки приложен акт от 31.03.2023 N 3);

- по договору от 25.12.2020 N 5630/ОАЭ-ЦДТВ/20/2/1 неверно указаны реквизиты акта от 30.09.2021 N 13 (в составе заявки приложен акт от 31.10.2021 N 13);

- по договору от 30.06.2020 N 270/ОКЭ-ЦДТВ/20/1/1 неверно указаны реквизиты акта от 31.05.2022 N 5 (в составе заявки приложен акт от 31.05.2021 N 5);

- по договору N 270/ОКЭ-ЦДТВ/20/1/1 приложено платежное поручение от 14.03.2023 N 317641, при этом в указанном платежном поручении содержится ссылка на договор N 2157/ОКЭ-ЦДТВ/22/1/1, по которому в системе Заказчика данный платеж не отражен.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что указанные факты несоответствия реквизитов актов и платежных поручений возникли ввиду допущенной технической ошибки при формировании заявки на участие в Конкурсе.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что технические ошибки, допущенные при формировании заявки, в том числе в части некорректных реквизитов актов, не свидетельствуют об отсутствии у участника закупки опыта оказания соответствующих предмету закупки услуг.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что требование о предоставлении в составе заявки копий платежных поручений, представленных к договорам, подтверждающим наличие опыта выполнения работ (оказания услуг), является неправомерным, поскольку само по себе составление и подписание сторонами акта о выполненных работах (оказанных услуг) устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, уже свидетельствует о факте выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с условиями заключенного договора (если иное не предусмотрено договором).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя по данному основанию.

3. Кроме того, представители Заказчика сообщили, что в качестве подтверждения сведений о наличии квалифицированного персонала в заявке участника представлены сведения в отношении С.Д., А., З.

При этом представители Заказчика пояснили следующее:

- в составе заявки Заявителя представлено согласие на обработку персональных данных от 07.06.2023 работника С.Д., которое содержит указание на паспорт серия <...>. При этом по информации УТ МВД России по ПФО указанный выше паспорт является недействительным с 10.03.2023 в связи с непригодностью к использованию (порча по вине владельца);

- в составе заявки Заявителя представлены сведения о работнике А. (ИНН: <...>). При этом по информации с официального сайта ФНС России указанный выше ИНН А. не принадлежит;

- в составе заявки Заявителя представлены сведения о работнике З., у которого в трудовом договоре от 18.06.2020 N 44 указана дата выдачи его паспорта - 02.10.2020, то есть после момента его заключения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что в отношении сотрудника С.Д. представлены сведения на основании имеющихся у Заявителя персональных данных о работнике.

Вместе с тем представитель Заявителя сообщил, что в отношении сотрудника А. допущена техническая ошибка при формировании заявки, в отношении сотрудника З. допущена техническая ошибка при формировании трудового договора.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что технические ошибки, допущенные при формировании заявки, в том числе в части некорректных паспортных данных и реквизитов трудового договора, не свидетельствуют об отсутствии у участника трудовых отношений с указанными сотрудниками.

Также в соответствии с пунктом 3.6.5 Документации если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям документации о закупке оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, за исключением случаев, если такая информация является недостоверной.

Вместе с тем представителями Заказчика не представлено достаточных сведений, однозначным образом свидетельствующих о недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что доказательства, представленные Заказчиком в подтверждение недостоверности сведений в составе заявки Заявителя, не свидетельствуют об их несоответствии действительности, а лишь указывают, в том числе на технические ошибки, допущенные Заявителем при формировании заявки, что, в свою очередь, не свидетельствует о предоставлении Заявителю необоснованного преимущественного положения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "О" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 28.07.2023 N 28/07 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (извещение N 1018/ОКЭ-ЦДТВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать ОАО "РА" нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушения, в соответствии с принятым решением от 16.08.2023 по делу N 223ФЗ-312/23.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.08.2023 N 223ФЗ-312/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Л.Н. СКИРДА

Члены Комиссии
ФАС России
Х.В. ЦАКОЕВ
О.А. КЛИШИНА