Решение ФАС РФ от 04.08.2023 по делу N П-236/23

"О признании жалобы обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 04.08.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2023 г. по делу N П-236/23

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "РА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Заказчиком), ООО "РБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений административного здания Министерства транспорта Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013923000008) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в ненадлежащем осуществлении оценки заявки ООО "С" (далее - Победитель) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 26.07.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.08.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 04.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 41 879 312,81 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10304082440190020244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;

7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 21.04.2023;

8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 6 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) дата подведения итогов определения поставщика - 24.04.2023;

10) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 05.05.2023 N 1770236142723000017 (далее - Контракт).

По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по Детализирующему показателю Критерия, предусмотренного Порядком оценки.

В силу пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно пункту 33 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимается государственный (-ые) контракт (-ы) и/или договор (-ы), предусматривающий (-ие) оказание услуг/выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).

К перечню документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, согласно Порядку оценки относятся:

- исполненный (-ые) государственный (-ые) контракт (-ы) и/или договор (-а), при исполнении которого (-ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

- акт (-ы) сдачи-приемки работ (услуг) (для многолетних государственных контрактов (договоров) при наличии итогового акта (-ов) и отдельных актов о приемки выполненных работ, оказанных услуг), составленных при исполнении представленного (-ых) государственного (-ых) контракта (-ов) и/или договора (-ов). Последний (-ие) акт (-ы), составленный (-ые) при исполнении государственного (-ых) контракта (-ов) и/или договора (-ов) и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен (-ы) быть подписан (-ы) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.04.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято предложение Победителя по Критерию в полном объеме.

Комиссией установлено, что Победителем в целях присвоения баллов по Порядку оценки представлены, в том числе договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту в бизнес-центре от 15.10.2022 N 000034РВ/490-43м, заключенный с ООО "В", на сумму 320 068 301 руб. (далее - Договор N 1), договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту помещений гостиничного комплекса от 25.03.2020 N 35/394-3ТКЗД, заключенный с ООО "А", на сумму 201 757 598 руб. (далее - Договор N 2), договор подряда на выполнение работ по ремонту объектов от 02.03.2022 N 909ЮЛ-34а/2402-ТКТК-11, заключенный с ООО "К", на сумму 278 452 761 руб. (далее - Договор N 3).

На заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что члены Комиссии по осуществлению закупок не обязаны проверять достоверность сведений, направленных участником закупки в составе заявки.

Вместе с тем из имеющихся у Комиссии сведений, поступивших от заказчика по Договору N 1 ООО "В" (письмо от 28.07.2023 N 189), ООО "В" договорных отношений с Победителем не имеет, аналогичная информация поступила от заказчика по Договору N 2 ООО "А" (письмо от 01.08.2023 б/н) и Договору N 3 ООО "К" (письмо от 02.08.2023 N 351)

Учитывая изложенное, Комиссии приходит к выводу, что представленные Победителем документы в целях присвоения баллов по Порядку оценки являются подложными и носят мнимый характер, следовательно, не подтверждают наличие у Победителя опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

решила:

1. Признать довод ООО "РА" обоснованным.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 04.08.2023 по делу N П-236/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.