Согласующиеся поправки в международные стандарты аудита (МСА) и связанные материалы, возникшие в связи с реализацией проекта по управлению качеством

(утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166Н)
Редакция от 16.10.2023 — Действует с 06.12.2023

Приложение N 6
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 16.10.2023 N 166н

Приказ, Международные стандарты аудита 1, 2, 220, 600, Согласующиеся и прочие поправки к другим международным стандартам включены в систему отдельными документами.

СОГЛАСУЮЩИЕСЯ ПОПРАВКИ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА (МСА) И СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

В электронном документе текст, обозначенный знаком "#", в тексте официального источника выделен подчеркиванием.

В электронном документе текст, обозначенный знаками [ ], в тексте официального источника зачеркнут.

Предисловие к сборнику международных стандартов #управления качеством# [контроля качества], аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг

Введение

1. Данное предисловие к Сборнику международных стандартов #управления качеством# [контроля качества], аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг призвано способствовать пониманию области применения и сферы действия стандартов и документов, опубликованных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, как это изложено в Общих положениях Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

...

Область применения международных стандартов, опубликованных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность

10. Международные стандарты #управления качеством# [контроля качества] (#МСК# [МСКК]) должны применяться в отношении всех услуг, на которые распространяется действие стандартов выполнения заданий Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

...

Международные стандарты #управления качеством# [контроля качества]

12. Международные стандарты [контроля качества] #управления качеством# предназначены для применения аудиторскими организациями в отношении всех предоставляемых ими услуг, подпадающих под определение стандартов выполнения заданий Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. Область применения [МСКК] #МСК# описана во введении к [МСКК] #каждому МСК 10 <10>#.

<10> #МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих амвсычывапроглджэ\ъх-з0987654у3цй 2иЗу4к56е7890-=ъ-098765к4у3ц21йе_фйи21 х прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт 12 и МСК 2 "Проверки качества выполнения заданий", пункт 10#.

...

Область применения международных стандартов

19. Международные стандарты применяются к заданиям, выполняемым в государственном секторе. Дополнительные аспекты, характерные для организаций государственного сектора, в подобающих случаях включены в:

(a) текст международного стандарта в случае с МСА и [МСКК] #МСК#;

(b) раздел, касающийся особенностей применения в государственном секторе, расположенный в конце других международных стандартов.

...

МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита"

Введение

...

Требования

Этические требования, относящиеся к аудиту финансовой отчетности

14. Аудитор должен соблюдать соответствующие этические требования, включая требования #по обеспечению,# независимости, относящиеся к проведению аудита финансовой отчетности (см. пункты A16 - A19).

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Этические требования, относящиеся к аудиту финансовой отчетности (см. пункт 14)

A19. Обязанности аудиторской организации по установлению и поддержанию системы внутреннего контроля проводимого аудита описываются в Международном стандарте [контроля качества] #управления качеством# ([МСКК] #МСК#) 1 <11> или в не менее строгих требованиях национального законодательства <12>, касаются обязанностей аудиторской организации по [созданию,] #разработке, внедрению# и [поддержанию] #функционированию# ее системы управления качеством [контроля качества по выполнению аудиторских заданий. Обязанности аудиторской организации по внедрению политики и процедур,] и призваны обеспечить организацию разумной уверенностью в том, что [как сама организация, так и ее сотрудники соблюдают соответствующие этические требования, определяются в МСКК 1, системы качества аудиторской организации с разумной уверенностью в том, что] аудиторская организация и ее персонал #выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями законов и нормативных актов, а также выполняют обязательства в соответствии с такими стандартами и требованиями. МСК 1 требует, чтобы аудиторская организация как часть своей системы управления качеством устанавливала цели в области качества, которые касаются выполнения обязанностей в соответствии# с соответствующими этическими требованиями, включая требования, [относящиеся к независимости], #независимости <13>#. Обязанности руководителя задания относительно соответствующих этических требований, #включая требования независимости,# устанавливаются в МСА 220 (пересмотренном) <14>. [Они включают поддержание бдительности путем наблюдения и, при необходимости, проведения служебных расследований в отношении свидетельств несоблюдения соответствующих этических требований членами рабочей группы, выбор надлежащих действий в случаях, когда руководителю задания становится известно о фактах, свидетельствующих о несоблюдении членами рабочей группы соответствующих этических требований, а также формирование вывода о соблюдении тех требований обеспечения независимости, которые применяются к конкретному заданию. <15> В МСА 220 признается, что при выполнении соответствующих обязанностей в отношении процедур контроля качества, применимых к конкретному заданию, вправе полагаться на внутрифирменную систему контроля качества, за исключенном случаев, когда информация, предоставленная организацией или иными лицами, предполагает иной подход.] #В МСА 220 (пересмотренном) также описывается, какое влияние оказывают на рабочую группу политика или процедуры# аудиторской организации по управлению и достижению качества на уровне задания <16>.

<11> [МСКК] #МСК 1# "#Управление качеством# [Контроль качества] в аудиторских организациях, проводящих аудит #или# [и] обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, [и] #или# задания по оказанию сопутствующих услуг".

<12> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности", пункт [2] #3#.

<13> __МСК[К] #1#, пункт[ы 20 - 25] #29#.

<14> #МСА 220 (пересмотренный), пункты 16 - 21.#

<15> [МСА 220, пункты 9 - 12.]

<16> #МСА 220 (пересмотренный), пункт A10.#

...

Профессиональное суждение (см. пункт 16)

A27. Применение профессионального суждения в каждом конкретном случае основывается на тех фактах и обстоятельствах, которые известны аудитору. Проведение консультаций по трудным или спорным вопросам в ходе проведения аудита как в рамках рабочей группы, так и с участием членов рабочей группы и иных специалистов соответствующего уровня внутри аудиторской организации или вне ее, как того требует стандарт МСА 220 #(пересмотренный)# <17>, призвано оказать помощь аудитору в выработке информированных и разумных суждений.

<17> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт [18] #35#.

...

Достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств и аудиторский риск (см. пункты 5 и 17)

Достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств

A30. Аудиторские доказательства необходимы для обоснования мнения аудитора и аудиторского заключения. По своей природе они носят накопительный характер и в основном получаются в результате выполнения аудиторских процедур в ходе проведения аудита. Однако они могут также включать информацию, полученную из других источников, таких как предыдущие аудиторские задания (если аудитор установил, что не произошли какие-либо изменения после окончания предыдущего аудиторского задания, которые могут повлиять на уместность этой информации для текущего аудита <18>) или #вследствие получения информации в ходе принятия задания или продолжения отношений с клиентом по заданию# [или процедуры контроля качества, проводимые аудиторской организацией при принятии и продолжении отношений с клиентами]. В дополнение к другим внутренним и внешним источникам в организации важным источником аудиторских доказательств являются данные бухгалтерского учета. Кроме того, возможно, что информация, которую можно использовать в качестве аудиторских доказательств, уже подготовлена специалистами самой организации или нанятыми ею внешними консультантами. Аудиторские доказательства включают как информацию, которая подкрепляет и подтверждает предпосылки руководства, так и любую информацию, которая противоречит таким предпосылкам. Кроме того, в некоторых случаях даже отсутствие информации (например, отказ руководства предоставить запрошенные данные) используется аудитором и, следовательно, также является аудиторскими доказательствами. Работа аудитора по выработке аудиторского мнения по большей части состоит в получении и оценке аудиторских доказательств.

<18> МСА 315 (пересмотренный, #2019 г.)# "Выявление и оценка рисков существенного искажения [посредством изучения организации и ее окружения]", пункт [9] #16#.

...

Проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита

Содержание Международных стандартов аудита (см. пункт 19)

A64. В отдельном разделе того или иного МСА под заголовком "Определения" могут приводиться описания значений отдельных терминов для целей Международных стандартов аудита. Они призваны способствовать единству применения и толкования Международных стандартов аудита и не преследуют цель подменять собой определения, которые могут устанавливаться в законах, нормативных актах или других источниках для иных целей. За исключением случаев, когда говорится об обратном, эти термины сохраняют одни и те же значения по всему тексту Международных стандартов аудита. Полный список терминов, определенных в Международных стандартах аудита, приведен в "Словаре терминов", выпускаемом Международным советом по стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, в составе "Сборника международных стандартов [контроля качества] #управления качеством,# аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг". Он также содержит описания прочих терминов, встречающихся в Международных стандартах аудита, чтобы способствовать последовательности при толковании и переводе.

...

МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий стандарт устанавливает обязанности аудитора при согласовании условий аудиторского задания с руководством и, если уместно, лицами, отвечающими за корпоративное управление. Также рассматривается установление наличия некоторых обязательных условий для проведения аудита, обязанности по обеспечению которых возложены на руководство и, когда это уместно, на лиц, отвечающих за корпоративное управление. Те аспекты принятия условий проведения аудита, которые зависят от аудитора, рассматриваются в МСА 220 #(пересмотренном)# <19> (см. пункт A1).

<19> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности".

...

Требования

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Сфера применения настоящего стандарта (см. пункт 1)

#A1. МСК 1 <20> рассматривает обязанности аудиторской организации в отношении принятия и продолжения отношений с клиентами и выполнения конкретных заданий.# [Задания, обеспечивающие уверенность, включающие в себя аудиторские задания, могут приниматься к выполнению лишь в тех случаях, когда практикующий специалист считает, что соответствующие этические требования, такие как независимость и профессиональная компетентность, будут удовлетворены, а само задание содержит несколько характерных особенностей. <21>] Обязанности аудитора в отношении #соответствующих# этических требований, включая требования независимости, в контексте принятия к выполнению аудиторского задания и [в том случае, если] #в той мере, в какой# они зависят от аудитора, рассматриваются в МСА 220 #(пересмотренном)# <22>. Настоящий МСА рассматривает вопросы (или обязательные условия), которые зависят от аудируемой организации и которые должны быть согласованы между аудитором и руководством организации.

#<20> Международный стандарт управления качеством (МСК) 1 (ранее - Международный стандарт контроля качества (МСКК) "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг",# пункт 30.

<21> [Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность, пункт 17].

<22> МСА 220 #(пересмотренный),# пункты [9 - 11] #16 - 21#.

...

МСА 230 "Аудиторская документация"

Введение

...

Характер и назначение аудиторской документации

...

3. Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных функций, включая следующее:

- помогает рабочей группе планировать и проводить аудит;

- помогает членам рабочей группы, ответственным за надзор, в руководстве и надзоре за аудиторской работой, а также в исполнении обязанностей по проверкам качества выполнения обязанностей в соответствии с МСА 220 (#пересмотренным#) <23>;

<23> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункты [15 - 17] #29 - 34#.

- позволяет рабочей группе нести ответственность за свою работу;

- позволяет вести запись вопросов, сохраняющих значимость для будущих аудиторских заданий;

- обеспечивает проведение #проверок качества выполнения задания# [обзорных] проверок <24> #других видов заданий по проверкам <25># и мониторинг деятельности в рамках системы управления качеством аудиторской организации; [инспектирования в целях контроля качества в соответствии с МСКК 1 <26> или не менее строгих требований национального законодательства; <27>]

#<24> Международный стандарт управления качеством (МСК) 2# "Проверки качества выполнения заданий".

#<25> МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт A135#.

<26> [МСКК 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг", пункты 32 - 33, 35 - 38 и 48].

<27> [МСА 220, пункт 2].

- обеспечивает возможность проведения внешних проверок в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.

...

Требования

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Документация о выполненных аудиторских процедурах и собранных аудиторских доказательствах

...

Форма, содержание и объем аудиторской документации (см. пункт 8)

...

Документация по соблюдению Международных стандартов аудита (см. пункт 8(a))

...

A7. Аудиторская документация обеспечивает доказательства того, что проведенный аудит соответствует Международным стандартам аудита. Однако при проведении аудита отсутствует необходимость, равно как и целесообразность, документального оформления аудитором каждого рассматриваемого вопроса или примененного профессионального суждения. Кроме того, аудитор не обязан документировать отдельно (например, в контрольном перечне) факт соблюдения тех требований, соблюдение которых подтверждается документами, приобщенными к аудиторскому файлу. Например:

- наличие надлежащим образом документированного плана аудита показывает, что аудитор планировал проводимый аудит;

- наличие в аудиторском файле подписанного письма-соглашения об условиях задания показывает, что аудитор согласовал условия аудиторского задания с руководством или, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление;

- аудиторское заключение, в котором содержится надлежащим образом оформленное мнение с оговоркой в отношении финансовой отчетности клиента, показывает, что аудитор выполнил требование выразить мнение с оговоркой в соответствующих обстоятельствах, описанных в Международных стандартах аудита;

- может использоваться целый ряд способов, показывающих соблюдение в рамках аудиторского файла тех требований, которые обычно применяются на протяжении всего аудита:

-- например, может не существовать единого способа документирования профессионального скептицизма аудитора. Тем не менее, аудиторская документация может обеспечить наличие доказательств применения аудитором профессионального скептицизма в соответствии с Международными стандартами аудита. Например, применительно к оценочным значениям возможна ситуация, когда полученные аудиторские доказательства как подтверждают утверждения руководства, так и противоречат им, документирование включает то, как аудитор оценил эти доказательства, в том числе профессиональные суждения, сделанные при формировании заключения о достаточности и уместности полученных аудиторских доказательств;

-- тот факт, что руководитель задания [в порядке соблюдения Международных стандартов аудита] принял на себя ответственность за руководство работой #членов рабочей группы,# [контроль и проведение аудиторского задания] надзор #за ними и проверку их работы <28>#, может подтверждаться в аудиторской документации целым рядом способов. В частности, это #может# быть документация, #которая свидетельствует# о [своевременном] надлежащем и достаточном вовлечении руководителя задания в [различные аспекты] проведение аудита, например участие в обсуждениях рабочей группы[, требуемых МСА 315 (пересмотренным). <29>]

<28> #МСА 220 (пересмотренный), пункт 29.#

<29> [МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения", пункт 17].

...

A13. МСА 220 #(пересмотренный)# #содержит требования относительно того и руководство о том, как# [требует от аудитора] проверять [выполненную аудиторскую работу путем проверки] аудиторскую документацию <30>. Требование документировать, кто именно проверял выполненную аудиторскую работу, не означает необходимости отражать в каждом рабочем документе подтверждение того, что он был проверен. Это требование, однако, означает, что следует документировать то, какая аудиторская работа проверялась, кто проверял эту работу и когда она была проверена.

<30> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт#ы# [17] #29 - 34#.

...

Вопросы, возникшие после даты аудиторского заключения (см. пункт 13)

A20. Примеры исключительных обстоятельств включают факты, которые стали известны аудитору после даты аудиторского заключения, но которые существовали на эту дату и которые, если бы они стали известны на эту дату, могли бы вызвать внесение изменений в финансовую отчетность или модификацию мнения аудитора в аудиторском заключении <31>. Соответствующие изменения в аудиторской документации проверяются в соответствии с требованиями, изложенными в МСА 220 #(пересмотренном)#, <32> [с руководителем задания, который принимает на себя ответственность за эти изменения.]

<31> МСА 560 "События после отчетной даты", пункт 14.

<32> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт#ы# [16] #29 - 34#.

Окончательное формирование аудиторского файла (см. пункты 14 - 16)

A21. МСК[К] 1 (или не менее строгие требования национального законодательства) требует, чтобы системы управления качеством аудиторских организаций устанавливали цели в области обеспечения качества таким образом, чтобы сбор документации по заданию осуществлялся на своевременной основе после даты выпуска аудиторского заключения [от аудиторских организаций устанавливать политику и процедуры для своевременного завершения формирования аудиторских файлов] <33>. Надлежащий предельный срок для завершения окончательного формирования аудиторского файла обычно не превышает 60 дней после даты аудиторского заключения <34>.

<33> МСК[К] 1, пункт [45] #31(f)#.

<34> МСК[К] 1, пункт [A54] A83.

...

A23. МСК[К] 1 или не менее строгие требования национального законодательства требуют, #чтобы системами управления качеством аудиторских организаций устанавливались цели в области обеспечения качества для решения соответствующих задач# [от аудиторских организаций устанавливать политику и процедуры] по хранению документации по заданию #для удовлетворения потребностей аудиторской организации, соблюдения законов и нормативных актов, соответствующих этических требований или профессиональных стандартов <35>.# Срок хранения документации по аудиторским заданиям обычно составляет не менее пяти лет с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности организации или с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности группы, если оно оформлялось позже, #когда это применимо <36>#.

<35> МСК[К] 1, пункт [47] #31(f)#.

<36> МСК[К] 1, пункт [A61] #A85#.

A24. Пример обстоятельств, при которых аудитор может счесть необходимым видоизменить существующую аудиторскую документацию или добавить новую аудиторскую документацию после завершения окончательного формирования аудиторского файла, - это необходимость внести пояснения в существующую аудиторскую документацию вследствие комментариев, полученных в ходе [надзорного инспектирования, выполненных внутренними или внешними по отношению к аудиторской организации лицами] #деятельности по мониторингу или внешнего инспектирования#.

Приложение (см. пункт 1)

Специфические требования к аудиторской документации в прочих МСА

Данное приложение приводит перечень пунктов других МСА, которые содержат особые требования к документированию. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.

- МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункты 10 - 12;

- МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт[ы] [24 - 4]#1#.

МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

Введение

...

Требования

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Оценка последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов (см. пункт 22)

...

A25. В определенных обстоятельствах аудитор может рассмотреть вопрос об отказе от выполнения задания, если такой отказ разрешается применимыми законами или нормативными актами, например, в случае, когда руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не принимают мер по исправлению ситуации, которые аудитор считает необходимыми в сложившихся обстоятельствах, или когда выявленное несоблюдение или подозрение в несоблюдении ставит под вопрос честность руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, даже если такое несоблюдение является несущественным для финансовой отчетности. Аудитор может счесть целесообразным обратиться к услугам юриста, чтобы определить, является ли отказ от задания правомерным. Если аудитор определяет, что отказ от задания является правомерным, то такой отказ не заменяет собой выполнение других обязанностей, предусмотренных законом, нормативным актом или соответствующими этическими требованиями, по принятию мер в связи с выявленным несоблюдением или подозрением в несоблюдении. Кроме того, в пункте[A9] #A55# МСА 220 #(пересмотренного#) <37> указано, что некоторые этические требования могут предусматривать предоставление предшествующим аудитором информации в отношении несоблюдения законов и нормативных актов новому аудитору по его запросу.

<37> МСА 220 # (пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности".

...

МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

Введение

...

Требования

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Вопросы, о которых необходимо информировать

...

Значимые вопросы, выявленные в ходе аудита (см. пункт 16)

...

Прочие значимые вопросы, связанные с процессом подготовки финансовой отчетности (см. пункт 16(e))

A28. В случаях, не установленных требованиями пунктов 16(a) - (d) и руководства по применению, аудитор может счесть необходимым проинформировать о прочих вопросах, которые обсуждались с лицом, осуществляющим проверку качества выполнения задания (если такое лицо было назначено), или им были рассмотрены[, в соответствии с МСА 220 <38>].

<38> [См. пункты 19 - 22 и A23 - A33 МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности.]

Независимость аудитора (см. пункт 17)

A29. От аудитора требуется соблюдение соответствующих этических требований, включая требования [по обеспечению] #независимости#, относящихся к выполнению заданий по аудиту финансовой отчетности <39>.

<39> МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита", пункт 14.

Приложение 1

(см. пункт 3)

ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В МСК[К] 1 И ОТДЕЛЬНЫХ МСА, В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛИЦАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗА КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В настоящем приложении указаны пункты МСК[К] 1 <40> и отдельных МСА, в соответствии с которыми определенные вопросы должны доводиться до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.

<40> [МСКК] МСК 1 "#Управление качеством# [Контроль качества] в аудиторских организациях, проводящих аудит #или# [и] обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, [и] #или# задания по оказанию сопутствующих услуг".

- МСК[К] 1 "#Управление качеством# [Контроль качества] в аудиторских организациях, проводящих аудит #или# [и] обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, #или# [и] задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт [30(a)] #34(e)#.

...

МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности. Настоящий стандарт применяется к повторным аудиторским заданиям. Отдельно представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые.

[Роль и сроки планирования]

2. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. [Надлежащее] #Управление качеством на уровне задания в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) в сочетании с надлежащим# планированием #в соответствии с настоящим МСА# полезно при проведении аудита финансовой отчетности, поскольку (см. пункты [A1] #A0# - A3):

- помогает аудитору уделять надлежащее внимание важным аспектам аудита;

- помогает аудитору своевременно выявлять и устранять возможные проблемы;

- помогает аудитору надлежащим образом организовать аудиторское задание и руководить процессом его проведения таким образом, чтобы обеспечить его эффективное выполнение;

- оказывает помощь при выборе членов рабочей группы, обладающих надлежащими навыками и квалификацией для снижения ожидаемых рисков, а также при распределении работ между ними;

- способствует осуществлению руководства работой членов рабочей группы, надзора за ними и проверки их работы;

- в тех случаях, когда это имеет место, оказывает помощь в координации работы аудиторов компонентов организации и экспертов.

...

Требования

...

Предварительная работа по заданию

6. В начале выполнения аудиторского задания аудитор должен предпринять следующие действия:

(a) выполнить процедуры, требуемые МСА 220 (#пересмотренным#) в отношении #принятия и# продолжения отношений с клиентом и #данного# аудиторского задания <41>;

<41> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункты [12 - 13] #22 - 24#.

(b) оценить соблюдение соответствующих этических требований, включая #требования# независимости в соответствии с МСА 220 #(пересмотренным)#, <42>;

<42> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункты [9 - 11] #16 - 21#.

(c) получить понимание условий аудиторского задания, как этого требует МСА 210 (см. пункты A5 - A7) <43>.

<43> МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункты 9 - 13.

Работы по планированию

...

8. При разработке общей стратегии аудита аудитор должен #рассмотреть информацию, полученную в результате соблюдения требований МСА 220 (пересмотренного) и#:

(a) выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

(b) подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

(c) проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности рабочей группы;

(d) изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и, если уместно, определить, окажется ли полезен опыт, полученный ранее руководителем задания при выполнении других заданий в интересах данной организации, для выполнения этого задания;

(e) установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита #<44># (см. пункты A8 - A11).

#<44> МСА 220 (пересмотренный), пункт 25.#

9. Аудитор должен разработать план аудита, включающий описание:

#(a) того, что аудитор должен запланировать характер, сроки и объем работы по руководству работой членов рабочей группы, надзору за ними и проверке их работы (см. пункты A16 - A17);#

([a]b) характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков, как этого требует МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) <45>;

<45> МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения".

([b]c) характера, сроков и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок, как это определено в МСА 330 <46>;

<46> МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски".

([c]d) прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало требованиям Международных стандартов аудита (см. пункты A12 - A14).

...

[11. Аудитор должен запланировать характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами рабочей группы, а также по проверке результатов их работы (см. пункты A16 - A17).]

Документация

12. В аудиторской документации аудитор обязан отразить <47>:

<47> МСА 230 "Аудиторская документация", пункты 8 - 11 и A6.

(a) общую стратегию аудита;

(b) план проводимого аудита;

(c) все значительные изменения, внесенные в течение проводимого аудита в общую стратегию аудита или план проводимого аудита, #включая значительные изменения в характере, сроках и объеме запланированных действий по руководству работой членов рабочей группы, надзору за ними и# проверке их работы, а также причины этих изменений (см. пункты A18 - A21) <48>.

<48> #МСА 220 (пересмотренный), пункты 30 и A91 - A92#.

Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые

13. Перед началом выполнения аудита, проводимого впервые, аудитор должен выполнить следующие действия:

(a) провести процедуры, требуемые МСА 220 #(пересмотренным),# в отношении принятия отношений с клиентом и [данного] аудиторского задания <49>;

<49> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункты [12 - 13] #22 - 24#.

(b) в порядке соблюдения соответствующих этических требований обменяться информацией с предшествующим аудитором, если имела место смена аудитора (см. пункт A22).

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

#A0. МСА 220 (пересмотренный) устанавливает особые обязанности аудитора в отношении управления качеством на уровне задания при проведении аудита финансовой отчетности, а также соответствующие обязанности руководителя задания. Информация, полученная в результате выполнения требований МСА 220 (пересмотренного), имеет отношение к настоящему МСА. Например, в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) руководитель задания должен убедиться, что рабочей группе были выделены или предоставлены достаточные и надлежащие ресурсы для выполнения задания, [учитывая] с учетом характера и обстоятельств аудиторского задания. Такой вывод имеет непосредственное отношение к определению характера, сроков и объема ресурсов, необходимых для выполнения обязательств в рамках общей стратегии, как того требует пункт 8 настоящего МСА.#

Роль и сроки планирования (см. пункт 2)

A1. Характер и объем работ по планированию будут варьироваться в зависимости от размера и сложности аудируемой организации, от предшествующего опыта работы с данной организацией ключевых членов рабочей группы, а также от изменений в обстоятельствах, возникших в ходе проведения аудита. #При планировании аудита аудитор может использовать методы и инструменты управления проектами. В МСА 220 (пересмотренном) <50> описывается, как такие методы и инструменты могут помочь рабочей группе в управлении качеством выполнения задания.#

<50> #МСА 220 (пересмотренный), пункты A73 - A74.#

...

A3. Для того чтобы [способствовать выполнению аудиторского задания и управлению им] #помочь аудитору в управлении и достижении качества на уровне задания# (например, координировать проведение определенных аудиторских процедур с работой персонала организации), аудитор может принять решение обсудить некоторые аспекты планирования с руководством организации. Несмотря на то, что такие обсуждения во многих случаях проводятся, разработка общей стратегии аудита и плана проводимого аудита остается сферой ответственности аудитора. При обсуждении вопросов, относящихся к общей стратегии аудита или плану проводимого аудита, необходимо позаботиться о том, чтобы не подвергнуть риску их результативность. Например, обсуждение с руководством характера и сроков проведения аудиторских процедур может поставить под угрозу эффективность аудита, сделав аудиторские процедуры слишком предсказуемыми.

...

Предварительная работа по заданию (см. пункт 6)

A5. Проведение в начале выполнения текущего аудиторского задания всех предварительных работ по нему, описанных в пункте 6, помогает аудитору выявить и оценить события или обстоятельства, которые могут неблагоприятно повлиять на его возможности по [проведению планирования и выполнения аудиторского задания] #управлению и достижению качества на уровне задания в соответствии с МСА 220 (пересмотренным).#

A6. Выполнение этих предварительных работ по аудиторскому заданию позволяет аудитору таким образом спланировать это задание #для того,# чтобы в [ходе его выполнения] #том числе#:

- [аудитор сохранял бы] #сохранять# независимость и способность выполнения аудиторского задания;

- [не возникало бы проблем с честностью] #убедиться, что не возникает вопросов о честности# руководства, способных негативно отразиться на желании аудитора продолжить выполнение задания;

- [не возникало бы] #устанавливать отсутствие# недоразумений с клиентом по вопросам условий задания.

[A7. Анализ аудитором вопроса о продолжении отношений с клиентом и соблюдении соответствующих этических требований, включая независимость, проводится на протяжении всего аудиторского задания по мере возникновения новых условий или изменения обстоятельств.] Выполнение начальных процедур как по вопросу продолжения отношений с клиентом, так и по оценке соблюдения соответствующих этических требований (включая независимость) в самом начале текущего аудиторского задания означает, что они завершаются до выполнения прочих существенных работ по текущему аудиторскому заданию. В случаях повторяющихся аудиторских заданий такие начальные процедуры обычно выполняются сразу по завершении (или в связи с завершением) предыдущего аудиторского задания.

Работы по планированию

Общая стратегия аудита (см. пункты 7 - 8)

A8. При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита [помогает аудитору достичь определенности в таких вопросах, #как] включает следующие вопросы#:

- #характер# ресурсов #(кадровых, технологических, интеллектуальных)#, [необходимые] необходимых для проведения работ в тех или иных областях аудита,. [например] #Например#, [использование] #привлечение# обладающих надлежащей квалификацией членов рабочей группы для работы с областями, характеризующимися высоким уровнем риска, или [привлечение экспертов к решению] #назначение# экспертов для решения сложных вопросов;

- распределение ресурсов, #выделяемых# [по тем или иным областям] на те или иные области аудита. Например, количество членов рабочей группы, [выделенных для проведения] назначенных для #наблюдения# за #фактической# инвентаризацией [больших] объемов запасов в #различных# местах их нахождения, объем проверки работы других аудиторов в случае аудита группы или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска;

- когда следует использовать имеющиеся ресурсы: например, на этапе промежуточного аудита или в основные ключевые даты;

- как осуществляется [управление ресурсами] #выделение# ресурсов, их [распределение] #использование# и контроль за ними. #Например,# когда следует проводить совещания с целью инструктажа и заслушивания членов рабочей группы, каким образом будет организовано проведение проверок качества выполнения задания с участием руководителя задания и лиц, осуществляющего проверку качества выполнения задания (например, на рабочем месте или удаленно), [следует ли выполнить обзорные проверки качества выполнения задания].

#A8A. В МСА 220 (пересмотренном) содержатся требования и руководящие указания в отношении ресурсов, необходимых для задания и эффективности его выполнения (включая руководство работой членов рабочей группы, надзор за ними и проверку их работы).#

...

Руководство, надзор и проверка качества выполнения задания (см. пункт 11)

A16. В МСА 220 (#пересмотренном#) #рассматриваются#, [устанавливаются] требования и даются руководящие указания относительно обязанностей руководителя задания #по характеру, срокам и объему руководства работой членов рабочей группы, надзора за ними и проверке их работы <51>#. [Характер, сроки и объем руководства и контроля за членами рабочей группы, а также обзорной проверки выполненной ими работы варьируются и зависят от многих факторов, включая следующие:]

<51> #МСА 220 (пересмотренный), пункты 29 - 31.#

- [размер и сложность организации;]

- [область аудита;]

- [оцененные риски существенного искажения (например, повышение оцененного риска существенных искажений для данной области аудита обычно требует соответствующего расширения объема и обеспечения своевременности руководства и контроля за членами рабочей группы, а также более детальной проверки их работы);]

- [способностей и уровня подготовки членов рабочей группы, выполняющих аудиторское задание.]

[Дополнительные рекомендации по руководству и контролю за проведением аудита, а также по проверке результатов аудиторской работы содержатся в МСА 220. <52>]

<52> [МСА 220, пункты 15 - 17.]

[Особенности малых организаций]

[A17. Если аудит проводится исключительно руководителем задания, то вопросы организации руководства и контроля за членами рабочей группы не возникают. В таких случаях руководитель задания, самостоятельно выполнив все процедуры, оказывается осведомлен обо всех существенных проблемах. Когда весь аудит проводится одним и тем же лицом, оно впоследствии может столкнуться с проблемами практического свойства при вынесении объективного мнения о надлежащем характере суждений, вынесенных в ходе аудита. Если затрагиваются особенно сложные или необычные вопросы, а аудит проводится индивидуально практикующим специалистом, может оказаться целесообразным проконсультироваться с другими имеющими надлежащую квалификацию аудиторами или с профессиональной аудиторской организацией.]

Документация (см. пункт 12)

A18. Документация по общей стратегии аудита представляет собой запись ключевых решений, [которые считаются необходимыми для надлежащего планирования аудита и] #по управлению качеством на уровне задания и для целей# доведения значимых вопросов до членов рабочей группы. Например, аудитор может обобщить общую стратегию аудита в форме меморандума, который содержит ключевые решения по общему объему, срокам и порядку проведения аудита.

...

#A20A. Документация о руководстве работой членов рабочей группы, надзоре за ними и проверке их работы в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) может также содержать запись о существенных изменениях в планируемом характере, сроках и объемах руководства, надзора и проверок.#

...

Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые (см. пункт 13)

A22. Назначение и цель планирования проводимого аудита остаются неизменными как при аудиторском задании, выполняемом впервые, так и при аудите, проводимом регулярно. Однако при планировании аудиторского задания, выполняемого впервые, аудитор может столкнуться с необходимостью расширения перечня работ по планированию, поскольку у него нет прошлого опыта в отношении аудируемой организации, которым он мог бы воспользоваться при планировании аудита, проводимого регулярно. При разработке общей стратегии аудита и плана аудита, выполняемого впервые, аудитор может рассмотреть некоторые дополнительные вопросы, включая следующие:

- договоренности, которые необходимо достичь с предшествующим аудитором, например, по обеспечению возможности ознакомления с его рабочей документацией, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом;

- все принципиальные вопросы (включая применение принципов учета или стандартов аудита и финансовой отчетности), обсуждавшиеся с руководством в связи с первоначальным назначением аудитора, доведение этих вопросов до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также воздействие этих вопросов на общую стратегию аудита и план аудита;

- аудиторские процедуры, необходимые для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении остатков на начало периода <53>;

<53> МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода".

- прочие [процедуры, предусмотренные] #ответные мероприятия системы# [системой контроля] качества аудиторской организации в отношении аудиторских заданий, выполняемых впервые ([например,] #так,# система [контроля качества] #управления качеством# аудиторской организации может предусматривать #такое ответное мероприятие,# как участие другого партнера или [старшего сотрудника] #лица с надлежащими полномочиями# в проверке общей стратегии аудита до начала значительных аудиторских процедур или в обзоре отчетов до их выпуска).

Приложение

(см. пункты 7 - 8, A8 - A11)

СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ АУДИТА

В настоящем приложении приводятся примеры вопросов, которые аудитор может рассмотреть [при разработке общей стратегии аудита] #для управления качеством на уровне задания#. Многие из этих вопросов будут влиять #на# [и] #общую стратегию аудита# и на подробный план аудита. Приведенные примеры охватывают широкий спектр вопросов, применимых ко многим аудиторским заданиям. В то время как некоторые из приведенных ниже вопросов могут быть включены в состав требований других МСА, далеко не все эти вопросы сохраняют свою актуальность для каждого аудиторского задания, а их перечень не обязательно является исчерпывающим.

Характер, сроки использования и объем ресурсов:

- [подбор] #кадровые, технологические и интеллектуальные ресурсы, назначенные или имеющиеся для выполнения задания# (например, определение членов рабочей группы ([включая, в необходимых случаях, лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания]) и распределение обязанностей среди них, в том числе назначение более опытных членов рабочей группы на направления с более высоким уровнем риска существенного искажения;

- составление сметы задания, включая установление количества времени, которое необходимо выделить на работы по тем направлениям, где возможен повышенный риск существенного искажения.

...

МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.)

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия

...

Прочие имеющиеся источники

Информация из других источников

A38. Прочие имеющиеся источники информации включают:

- процедуры аудитора по принятию или продолжению отношений с клиентами или аудиторских заданий, проводимые в соответствии с МСА 220 #(пересмотренным)#, в том числе выводы по их результатам <54>.

<54> МСА 220 (пересмотренный) "[Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности", пункты [12] #22 - 24#.

...

Выявление и оценка рисков существенного искажения (см. пункты 28 - 37)

...

Отраслевые, регуляторные и иные внешние факторы (см. пункт 19(a)(ii)) Отраслевые факторы

...

A69. Отрасль, в которой ведет деятельность организация, может вызвать специфические риски существенного искажения, обусловленные характером бизнеса или уровнем регулирования.

Пример:

В строительной отрасли расчет значительных оценочных значений выручки и расходов по долгосрочным контрактам может приводить к рискам существенного искажения. В таких случаях важно, чтобы в состав рабочей группы входили члены с [достаточным знанием и опытом в соответствующей области] соответствующими компетенциями и возможностями <55>.

<55> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт[ы] [14] #25 - 28#.

Оценка рисков существенного искажения на уровне предпосылок

Значительные риски (см. пункт 32)

Для чего определять значительные риски и каково их влияние на аудит

A218. Определение значительных рисков позволяет аудитору уделить больше внимания тем рискам, которые расположены в верхней части диапазона значений неотъемлемого риска, с помощью выполнения определенных необходимых ответных мероприятий, включая следующие:

- ...

- Своевременная проверка аудиторской документации руководителем задания на соответствующих этапах аудита позволяет своевременно разрешать значимые вопросы, в том числе вопросы значительных рисков, давая возможность руководителю задания убедиться в этом не позднее даты аудиторского заключения <56>.

<56> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункты [17] #32# и [A19] #A87 - A89#.

...

МСА 500 "Аудиторские доказательства"

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Достаточные надлежащие аудиторские доказательства (см. пункт 6)

...

A5. Аудиторские доказательства необходимы для обоснования мнения аудитора и аудиторского заключения. По своей природе они носят накопительный характер и в основном получаются в результате выполнения аудиторских процедур в ходе проведения аудита. Однако они могут также включать информацию, полученную из других источников, таких как предыдущие аудиторские задания (если аудитор установил, что не произошли какие-либо изменения после окончания предыдущего аудиторского задания, которые могут повлиять на уместность этой информации для текущего аудита) <57>, или [процедуры контроля качества, проводимые аудиторской организацией при принятии и продолжении отношений о клиентами] #информацию, полученную аудиторской организацией в процессе принятия или продолжения отношений с клиентом или выполнения задания.# В дополнение к другим внутренним и внешним источникам в организации важным источником аудиторских доказательств являются данные бухгалтерского учета. Кроме того, информация, которая может использоваться в качестве аудиторских доказательств, может быть подготовлена с использованием работы эксперта руководства или быть получена из внешних информационных источников. Аудиторские доказательства включают как информацию, которая подкрепляет и подтверждает предпосылки руководства, так и любую информацию, которая противоречит таким предпосылкам. Кроме того, в некоторых случаях даже отсутствие информации (например, отказ руководства предоставить запрашиваемое заявление) используется аудитором и, таким образом, также является аудиторским доказательством.

<57> МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.), пункт 16.

...

Информация, используемая в качестве аудиторских доказательств

Уместность и надежность (см. пункт 7)

A30. Как отмечено в пункте A1, несмотря на то что аудиторские доказательства собираются главным образом в результате аудиторских процедур, проводимых в ходе аудита, они могут также включать информацию, полученную из других источников, таких как [в некоторых обстоятельствах,] предыдущие аудиторские задания, и [процедуры контроля качества аудиторской организации] #информацию, полученную аудиторской организацией# при принятии и продолжении отношений клиентами и при выполнении некоторых дополнительных обязанностей согласно закону, нормативному акту или соответствующим этическим требованиям, например в отношении несоблюдения организацией законов или нормативных актов. На качество всех аудиторских доказательств влияет уместность и надежность информации, на которой они основываются.

...

МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации"

Введение

...

Требования

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия

Специальные знания и навыки (см. пункт 15)

A61. Вопросы, которые могут повлиять на решение аудитора о том, требуются ли рабочей группе специальные знания и навыки, включают, например, следующие аспекты <58>:

<58> МСА 220 #(пересмотренный)# ["Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности", пункт#ы# [14]#25 - 26#, и МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности", #пункт 8(e).#

- характер оценочных значений для конкретного предприятия или отрасли (например, запасы полезных ископаемых, сельскохозяйственные активы, сложные финансовые инструменты, обязательства по договорам страхования).

...

МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

...

4. В соответствии с МСА 220 #(пересмотренным)# <59> руководитель аудита группы должен #установить# [убедиться в том], что те, кто участвует в выполнении задания по аудиту группы, включая аудиторов компонентов, совместно обладают надлежащими компетенциями и возможностями, #в том числе достаточным временем.# Руководитель аудита группы также несет ответственность за руководство работой членов команды аудитора группы, надзор за [и выполнение задания по аудиту группы] ними и #проверку их работы <60>#.

<59> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт#ы# [14 - 15] #25 - 26#.

#<60> МСА 220 (пересмотренный), пункты 29 - 31.#

5. Руководитель аудита группы применяет требования МСА 220 #(пересмотренного)# вне зависимости от того, кто проводит работу в отношении финансовой информации компонента - руководитель аудита группы или аудитор компонента. Настоящий стандарт помогает руководителю аудита группы выполнять требования МСА 220 в случаях, когда аудиторы компонентов выполняют задания в отношении финансовой информации компонентов.

...

Требования

12. При применении МСА 220 #(пересмотренного)# руководитель аудита группы должен определить, существуют ли разумные основания для того, чтобы ожидать получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении процесса подготовки консолидированной финансовой отчетности и финансовой информации компонентов, которые послужат основой мнения аудитора группы. Для этой цели руководитель аудита группы должен получить понимание деятельности группы, ее компонентов и их окружения в объеме, достаточном для выявления компонентов, которые с большой вероятностью могут являться значительными. Если аудиторы компонентов выполняют работу в отношении финансовой информации таких компонентов, руководитель аудита группы оценивает, сможет ли команда аудитора группы принять участие в работе этих аудиторов компонентов в объеме, необходимом для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств (см. пункты A10 - A12).

...

МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

...

Требования

...

Привлечение внутренних аудиторов к непосредственному содействию выполнения задания

...

34. Внешний аудитор должен руководить, осуществлять надзор и проверку работы, выполненной внутренними аудиторами по аудиторскому заданию, в соответствии с МСА 220 #(пересмотренным)# <61>. При этом:

<61> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности".

(a) характер, сроки и объем такого руководства, надзора и проверки должны определяться с учетом того, что внутренние аудиторы не являются независимыми лицами по отношению к организации, и соответствовать результатам оценки факторов, приведенных в пункте 29 настоящего стандарта;

(b) процедуры проверки должны включать перепроверку исходных аудиторских доказательств по отдельным направлениям работы, выполненным внутренними аудиторами.

Руководство, надзор и проверка внешним аудитором работы, выполненной внутренними аудиторами, должны быть достаточными для того, чтобы внешний аудитор #установил# [был убежден в том,] что внутренние аудиторы получили достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении выводов, сделанных на основе этой работы (см. пункты A40 - A41).

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Определение возможности использования работы службы внутреннего аудита, а также того, в каких областях и в каком объеме она может быть использована

Оценка службы внутреннего аудита

...

Применение систематического и упорядоченного подхода (см. пункт 15(c))

...

A11. Факторы, способные повлиять на оценку внешним аудитором того, насколько подход службы внутреннего аудита является систематическим и упорядоченным, включают следующие:

- наличие, адекватность и использование в организации зафиксированных документально процедур или руководств по внутреннему аудиту, охватывающих такие области, как оценка рисков, рабочие программы, документация и подготовка отчетов, характер и сфера действия которых соответствуют размеру и условиям организации;

- наличие у службы внутреннего аудита надлежащей политики и процедур контроля качества, [например указанных в МСКК 1 и <62>] - применимых к службе внутреннего аудита (касающихся сферы деятельности высшего руководства и персонала, а также выполнения заданий), или требований по контролю качества согласно стандартам, установленным для внутренних аудиторов соответствующими профессиональными организациями. Подобные организации могут устанавливать также иные уместные требования, включая, к примеру, проведение периодической внешней оценки качества.

<62> [МСКК 1, "Контроль качества о аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"].

МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора"

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

...

2. Настоящий стандарт не рассматривает:

(a) ситуации, когда в состав рабочей группы входит сотрудник, обладающий знаниями и опытом в специальной области бухгалтерского учета или аудита, или ситуации, когда рабочая группа консультируется с физическим лицом или организацией, имеющими такую квалификацию; указанные ситуации рассматриваются в МСА 220 #(пересмотренном)# <63>, или

<63> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт[ы A11, A21 - A23] #A19#.

(b) использование аудитором работы физического лица или организации, обладающих знаниями и опытом в какой-либо области, отличной от бухгалтерского учета или аудита, когда их работа в этой области используется для содействия организации в подготовке финансовой отчетности (эксперт руководства); указанные ситуации рассматриваются в МСА 500 <64>.

<64> МСА 500 "Аудиторские доказательства", пункты A45 - A59.

...

Требования

...

Характер, сроки и объем аудиторских процедур

8. Характер, сроки и объем аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями пунктов 9 - 13 настоящего стандарта, будут различаться в зависимости от обстоятельств. При определении характера, сроков и объема данных процедур аудитор должен рассмотреть ряд вопросов, включая следующее (см. пункт A10):

(a) характер вопроса, связанного с работой данного эксперта;

(b) риски существенного искажения, относящиеся к вопросу, с которым связана работа данного эксперта;

(c) значимость работы такого эксперта в контексте аудита;

(d) знакомство аудитора с работой, выполненной данным экспертом ранее, и наличие у аудитора опыта работы с этим экспертом;

(e) распространяются ли на данного эксперта [требования политики и процедуры по контролю качества, принятые] #требования системы управления# качеством, принятой в организации аудитора (см. пункты A11 - A13).

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Определение необходимости привлечения эксперта аудитора (см. пункт 7)

...

A6. Если при подготовке финансовой отчетности требуется квалификация в какой-либо области, отличной от бухгалтерского учета, аудитор, имеющий навыки работы в области бухгалтерского учета и аудита, может не обладать знаниями и опытом, необходимыми для проведения аудита данной финансовой отчетности. Руководитель проверки обязан [удостовериться в том], #установить,# что рабочая группа и любые эксперты аудитора, которые не входят в состав рабочей группы, в совокупности обладают компетентностью и возможностями, #включая достаточное время,# необходимыми для выполнения аудиторского задания <65>. Кроме того, аудитор должен установить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения аудита <66>. Решение аудитором вопроса о целесообразности привлечения к работе эксперта аудитора, а в случае положительного решения - вопроса о том, когда и в какой степени его следует привлекать, поможет аудитору выполнить эти требования. В процессе проведения аудита или при изменении обстоятельств от аудитора может потребоваться пересмотр принятых ранее решений об использовании работы эксперта аудитора.

<65> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункты [14] #25 - 28.#

<66> МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности", пункт 8(e).

A7. Аудитор, не являющийся специалистом в соответствующей области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, может, тем не менее, получить понимание такой области на уровне, достаточном для выполнения аудита без привлечения эксперта аудитора. Это понимание может быть получено, например, благодаря:

...

- обучению или профессиональному развитию в конкретной области. Это может включать в себя обучение на курсах профессиональной подготовки или обсуждение вопросов с лицами, обладающими знаниями и опытом в соответствующей области, с целью повышения способности аудитора решать вопросы в этой области. Такое обсуждение отличается от консультации эксперта аудитора в отношении конкретных обстоятельств, выявленных при выполнении задания, когда эксперту предоставляются все необходимые сведения, чтобы эксперт имел возможность предоставить обоснованные рекомендации по конкретному вопросу <67>;

<67> #МСА 220 (пересмотренный), пункты# A[22] #A99 - A102#.

...

Характер, сроки и объем аудиторских процедур (см. пункт 8)

A10. Характер, сроки и объем аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями пунктов 9 - 13 настоящего стандарта, будут различаться в зависимости от обстоятельств. Например, следующие факторы могут указывать на необходимость выполнения иных или более расширенных процедур, чем потребовалось бы при иных обстоятельствах:

- работа эксперта аудитора относится к значимому вопросу, который предполагает применение субъективных и сложных суждений;

- аудитор ранее не использовал работу этого эксперта аудитора и не имеет предварительной информации о компетентности, возможностях и объективности этого эксперта;

- эксперт аудитора выполняет процедуры, являющиеся неотъемлемой частью аудита, а не привлекается для консультаций по конкретному вопросу;

- эксперт является внешним экспертом аудитора, и вследствие этого на него не распространяются [требования политики и процедуры контроля качества, принятые] #требования системы управления качеством, принятой# в организации.

[Политика и процедуры контроля качества] #Система управления качеством# в аудиторской организации (см. пункт 8(e))

A11. Внутренний эксперт аудитора может быть партнером или сотрудником (#то есть входить в состав персонала#), в том числе временным сотрудником, организации аудитора, и поэтому на него распространяются [требования политики и процедуры контроля качества, принятые] #требования системы управления качеством, принятой# в этой организации, в соответствии с Международным стандартом [по контролю] качества МСК 1 <68> #или не менее строгими требованиями национального законодательства# <69>. [С другой стороны, внутренний] Внутренний эксперт аудитора может #также# быть партнером или сотрудником, в том числе временным сотрудником, организации, входящей в сеть, на него распространяются политика или процедуры аудиторской организации в отношении требований к сети и сетевых услуг в соответствии с МСК 1. #В некоторых случаях на внутреннего эксперта аудитора аудиторской организации, входящей в сеть,# может распространяться общая политика управления качеством [контроля качества и] с учетом того#, что внутренний эксперт аудитора и аудиторская организация являются частью одной и той же сети#.

<68> [МСКК] #МСК# 1 "#Управление качеством# [Контроль качества] в аудиторских организациях, проводящих аудит #или# [и] обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, [и] #или# задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт [12] #16(w)#.

<69> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт [2] #3#.

#A12. МСК 1 требует, чтобы аудиторская организация рассматривала вопрос о целесообразности использования ресурсов организации, оказывающей соответствующие услуги, что применимо также к использованию услуг внешнего эксперта <70>#. Внешний эксперт аудитора не является членом рабочей группы, и [в соответствии с МСК 1 на него не распространяются] на него #могут не распространяться# [требования политики и процедуры контроля качества. <71> Однако в некоторых юрисдикциях] #политика и процедуры аудиторской организации, предусмотренные ее системой управления качеством <72>. При этом политика или процедуры аудиторской организации в отношении соответствующих этических требований могут включать политику или процедуры, применимые к внешнему эксперту аудитора <73>.# В некоторых случаях #соответствующими этическими требованиями или# законом или нормативным актом может быть установлено требование, согласно которому внешний эксперт аудитора должен:

<70> #МСК 1, пункт 32#.

<71> [МСК 1, пункт 12(f)].

<72> #МСК 1, пункт 16(f)#.

<73> #МСК 1, пункт 29(b)#.

- рассматриваться как член рабочей группы, и, таким образом, [на него будут распространяться] на #внешнего эксперта будут распространяться# соответствующие этические требования, включая требования #независимости, или#

- подчиняться другим профессиональным требованиям, [установленные этим законом или нормативным актом].

A13. [Рабочие группы вправе полагаться на систему контроля качества аудиторской организации, за исключением случаев, когда информация, предоставленная организацией или другими лицами, предполагает иной подход. <74> Степень, в которой аудиторские группы могут полагаются на систему контроля качества, зависит от обстоятельств и может повлиять на характер, сроки и объем аудиторских процедур в отношении таких вопросов, как:] #Согласно МСА 220 (пересмотренному) управление качеством на уровне задания осуществляется с помощью системы управления качеством в аудиторской организации и с учетом конкретных обстоятельств и характера аудиторского задания <75>. Например, на аудитора могут оказывать влияние соответствующие политика или процедуры аудиторской организации в отношении следующих аспектов:#

<74> [МСА 220, пункт 4].

#<75> МСА 220 (пересмотренный), пункт 4.#

- компетентность и возможности, обеспечиваемые программами найма персонала и обучения;

- объективность. На внутренних экспертов аудитора распространяются соответствующие этические требования, [включая] #в том числе# требования независимости;

- оценка аудитором адекватности работы эксперта аудитора. Например, программы обучения аудиторской организации могут предоставить внутренним экспертам аудитора надлежащее понимание взаимосвязи их знаний и опыта с процессом аудита. Возможность полагаться на такое обучение [и другие процессы организации, такие как инструкции, устанавливающие объем работ внутренних экспертов аудитора,] может повлиять на характер, сроки и объем процедур, выполняемых аудитором для оценки адекватности работы эксперта аудитора;

- соблюдение нормативных и законодательных требований посредством осуществления процессов мониторинга;

- согласование вопросов с экспертом аудитора.

[Такая возможность полагаться на систему контроля качества] #Вопросы, которые аудитор может принять во внимание при определении того, следует ли полагаться на политику или процедуры аудиторской организации, описаны в МСА 220 (пересмотренном) <76>. Зависимость от политики или процедур аудиторской организации# не уменьшает ответственность аудитора за выполнение требований настоящего стандарта.

#<76> МСА 220 (пересмотренный), пункты 4(b) и A10#.

Компетентность, возможности и объективность эксперта аудитора (см. пункт 9)

...

A15. Информацию о компетентности, возможностях и объективности эксперта аудитора можно получить из различных источников, таких как:

- личный опыт работы с данным экспертом;

- обсуждения, проводимые с экспертом;

- обсуждение вопросов с другими аудиторами или третьими лицами, знакомыми с работой данного эксперта;

- изучение квалификации эксперта, его членства в профессиональной организации или отраслевой ассоциации, лицензии на ведение профессиональной деятельности или иных форм внешнего признания;

- опубликованные статьи или книги, написанные данным экспертом;

- политика и процедуры [контроля качества] #системы управления качеством#, принятые в аудиторской организации (см. пункты A11 - A13).

...

Соглашение с экспертом аудитора (см. пункт 11)

...

A26. В отсутствие письменного соглашения между аудитором и экспертом аудитора доказательство наличия соглашения может быть включено, например, в следующие документы:

- меморандум о планировании или соответствующие рабочие документы, такие как программа аудита;

- политика [и] или процедуры аудиторской организации #системы управления качеством#. В случае привлечения внутреннего эксперта аудитора [установленные политика и процедуры] #система управления качеством аудиторской организации#, действие которой распространяется на эксперта, может включать в себя [конкретную] политику и [конкретные] процедуры [в отношении работы], #относящиеся к работе# эксперта. Объем документации в рабочих документах аудитора зависит от характера такой политики [и] #или# процедур. Например, документальное оформление в рабочих документах аудитора может не потребоваться, если аудиторская организация имеет подробные инструкции, отражающие обстоятельства, при которых используется работа такого эксперта.

МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Аудиторское заключение (см. пункт 20)

...

Аудиторское заключение по результатам аудита, проведенного в соответствии с Международными стандартами аудита

...

Соответствующие этические требования

A36. Закон или нормативный акт, национальные стандарты аудита или условия аудиторского задания могут требовать от аудитора представления в аудиторском заключении более конкретной информации об источниках соответствующих этических требований, в том числе [касающихся] #требования независимости#, которые применимы к аудиту финансовой отчетности.

Имя руководителя задания (см. пункт 46)

A61. [В соответствии с МСКК 1 <77>] #Целью# аудиторской организации, #согласно МСК 1 <78>,# являются [аудиторская организация должна устанавливать политику и процедуры] разработка, внедрение и обеспечение функционирования #системы управления качеством#, обеспечивающие разумную уверенность [в том, что задания выполняются в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми законодательными и нормативными требованиями.,] что:

<77> [МСКК 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт 32].

<78> #МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт 14#.

- #аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами, а также применимыми требованиями законов и нормативных актов и выполняют задания в соответствии с такими стандартами и требованиями;#

- #заключения по результатам заданий, выпущенные аудиторской организацией или руководителями задания, носят надлежащий характер с учетом конкретных обстоятельств#.

Независимо от [этих] #требований МСК[К]# 1, указание имени руководителя задания в аудиторском заключении имеет своей целью обеспечение для пользователей большей прозрачности аудиторского заключения о полном комплекте финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам.

МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Определение ключевых вопросов аудита (см. пункты 9 - 10)

...

Вопросы, требующие значительного внимания аудитора (см. пункт 9)

...

A15. Различные МСА требуют определенного информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и другими сторонами, которые могут иметь отношение к областям, требующим особого внимания аудитора. Например:

- МСА 260 (пересмотренный) требует, чтобы аудитор информировал лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значительных сложностях, если такие возникают в ходе аудита <79>. Международные стандарты аудита допускают возникновение потенциальных сложностей в отношении, например:

<79> МСА 260 (пересмотренный), пункты 16(b) и A21.

-- операций со связанными сторонами <80>, особенно ограничений возможности аудитора получить аудиторские доказательства того, что все прочие аспекты операции со связанной стороной (кроме цены) соответствуют аспектам аналогичной операции между несвязанными сторонами;

<80> МСА 550 "Связанные стороны", пункт A42.

-- ограничений, связанных с проведением аудита группы, например, в тех случаях, когда доступ команды аудитора группы к информации может быть ограничен <81>;

<81> МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт 49(d).

- МСА 220 #(пересмотренный)# устанавливает требования к руководителю задания в отношении проведения надлежащих консультаций по сложным или спорным вопросам, #вопросы, по которым политика или процедуры аудиторской организации предусматривают консультирование <82>, и другие вопросы, которые, по профессиональному мнению руководителя задания, требуют консультирования# Например, аудитор может провести консультации с другими лицами в рамках аудиторской организации или. за ее пределами по значимому специальному вопросу, что может свидетельствовать о том, что он является ключевым вопросом аудита. Руководитель задания также обязан обсудить в числе прочего значимые вопросы #и значимые суждения#, возникшие в ходе выполнения аудиторского задания, с лицом, осуществляющим проверку качества выполнения задания <83>.

<82> МСА 220 #(пересмотренный)# "[Контроль качества] Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт [18] #35#.

<83> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт [19] #36#.

...

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление

...

A63. Требование пункта 17(b) об информационном взаимодействии с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в случаях, когда аудитор определил отсутствие ключевых вопросов аудита, о которых необходимо проинформировать в аудиторском заключении, может предоставить аудитору возможность провести дополнительное обсуждение с иными лицами, осведомленными о проведении аудита и о значимых вопросах, которые могли возникнуть (включая лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, если такое было назначено). Эти обсуждения могут привести к пересмотру аудитором решения об отсутствии ключевых вопросов аудита.

МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Ознакомление с прочей информацией и ее рассмотрение (см. пункты 14 - 15)

...

A24. В соответствии с МСА 220 #(пересмотренным)# [<84>] руководитель задания должен нести ответственность за осуществление руководства работой #членов рабочей группы#, [контроля и за выполнение аудиторского задания] #надзора за ними и проверки их работы <85> и определять, что характер, сроки и объем руководства, надзора и проверки планируются и выполняются# [в соответствии] #согласно политике или процедурам аудиторской организации,# профессиональных стандартов и применимых законодательных и нормативных требований #<86>#. В контексте настоящего стандарта факторы, которые можно учитывать при определении надлежащего состава рабочей группы с целью выполнения требований пунктов 14 - 15, включают:

<84> [МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 15(a)].

#<85> МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности", пункты 29 - 30.#

#<86># МСА 220 #(пересмотренный)# ["Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"], пункт [15] #30(a)#.

- соответствующий опыт членов рабочей группы;

- то, имеют ли члены рабочей группы, назначенные для выполнения задачи, необходимые знания, полученные в ходе аудита, чтобы выявить несоответствия между прочей информацией и этими знаниями;

- уровень суждений, применяемых при выполнении требований пунктов 14 - 15. Например, процедуры по оценке соответствия числовых показателей, которые содержатся в прочей информации и которые должны быть такими же, как и показатели финансовой отчетности, могут выполняться менее опытными членами рабочей группы;

- в случае аудита группы, наличие необходимости направлять запрос аудитору компонента в отношении прочей информации, относящейся к данному компоненту.

МСА 805 (пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

...

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

...

Особенности принятия задания

Применение Международных стандартов аудита (см. пункт 7)

A5. Согласно МСА 200 аудитор должен соблюдать (a) соответствующие этические требования (включая требования, [касающиеся] #независимости#), имеющие отношение к заданию по аудиту финансовой отчетности, и (b) все МСА, которые применимы для конкретного аудита. Кроме того, согласно настоящему стандарту аудитор должен выполнить каждое требование какого-либо МСА, за исключением случаев, когда при конкретных обстоятельствах аудита весь МСА является неприменимым или какое-либо требование является неприменимым, потому что оно основано на условии, которое в данном случае отсутствует. В исключительных случаях аудитор может счесть необходимым отступить от какого-либо применимого требования МСА и выполнить альтернативные аудиторские процедуры для выполнения данного требования.

Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

Содержание

Международный отчет о практике аудита (МОПА) 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов" следует рассматривать вместе с Предисловием к Сборнику международных стандартов [контроля качества] #управления качеством#, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг. Международные отчеты о практике аудита не возлагают на аудиторов ответственность за соблюдение дополнительных требований, помимо уже содержащихся в Международных стандартах аудита (МСА), и не влияют на обязанность аудитора соблюдать все Международные стандарты аудита, действие которых распространяется на данное аудиторское задание. Международные отчеты о практике аудита предоставляют аудиторам практическую помощь. Предполагается, что они должны распространяться организациями, отвечающими за разработку национальных стандартов, или использоваться при подготовке соответствующих материалов на национальном уровне. Кроме того, они предлагают материалы, которые могут использоваться аудиторскими организациями при разработке своих программ обучения и внутренних стандартов.

...

Раздел II. Особенности аудита финансовых инструментов

Вопросы планирования #<87>#

<87> В МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" рассматриваются обязанности аудитора, связанные с планированием аудита финансовой отчетности.

Привлечение к проведению аудита лиц, обладающих специальными знаниями и навыками #<88>#

<88> Если такое лицо обладает знаниями и опытом в области аудита и бухгалтерского учета, независимо от того, является ли данное лицо сотрудником #организации# или привлеченным специалистом, данное лицо рассматривается как входящее в состав рабочей группы и на него распространяются требования МСА 220 #(пересмотренного)# "[Контроль качества] #Управление качеством# при проведении аудита финансовой отчетности". Если такое лицо обладает знаниями и опытом в другой области (кроме аудита и бухгалтерского учета), такое лицо считается экспертом аудитора и к нему применяются положения МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора". В МСА 620 разъясняется, что установление различия между специализацией в области бухгалтерского учета и аудита и знаниями и опытом в другой области представляет собой предмет профессионального суждения, при этом отмечается, что можно установить различие между знанием методов бухгалтерского учета финансовых инструментов (знания и опыт в области бухгалтерского учета и аудита) и владением сложными методами оценки финансовых инструментов (знания и опыт в другой области, кроме бухгалтерского учета и аудита).

78. Компетентность аудитора является одним из основных вопросов при аудите, включающем проверку финансовых инструментов, особенно сложных финансовых инструментов. В соответствии с МСА 220 (пересмотренным) <89> руководитель задания должен #удостовериться в том,# что #члены# рабочей группы и любые эксперты аудитора, которые не входят в состав рабочей группы, в совокупности обладают [надлежащей] компетентностью и необходимыми возможностями, #включая достаточное время,# для выполнения аудиторского задания [в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми законодательными и нормативными требованиями, а также для выпуска аудиторского заключения, которое будет носить надлежащий характер с учетом обстоятельств данного задания]. Кроме того, согласно соответствующим этическим требованиям #<90># аудитор должен установить, не возникнет ли в связи с принятием задания какая-либо угроза соблюдению основополагающих принципов, включая принципы профессиональной компетентности и добросовестности. В приведенном ниже пункте 79 представлены примеры вопросов, которые могут представлять важность для аудитора при рассмотрении финансовых инструментов.

<89> МСА 220 #(пересмотренный)#, пункт [14] #26#.

<90> [Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, выпущенный Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров ("Кодекс СМСЭБ") пункты 320.1 320.10 A1].

...

80. В зависимости от характера финансовых инструментов и использования конкретных видов таких инструментов, а также от сложностей, связанных с их бухгалтерским учетом, и рыночных условий у рабочей группы может возникнуть необходимость в обращении за консультацией <91> к другим специалистам в области бухгалтерского учета и аудита (как к сотрудникам аудиторской организации, так и привлеченным специалистам), которые обладают необходимыми знаниями и опытом в области методологии бухгалтерского учета и аудита. При этом принимаются во внимание следующие факторы:

<91> В соответствии с требованиями пункта [18(b)] #35# МСА 220 #(пересмотренного)# руководитель задания должен [удостовериться] быть #убежден# в том, что в ходе выполнения задания #по аудиту# члены рабочей группы провели надлежащие консультации как внутри рабочей группы, так и между членами рабочей группы и другими специалистами соответствующего уровня (из числа сотрудников аудиторской организации или сторонних специалистов).

- возможности и компетентность рабочей группы, в том числе опыт ее членов;

- параметры используемых организацией финансовых инструментов;

- выявленные необычные обстоятельства или риски, связанные с заданием, а также потребности в применении профессионального суждения, особенно по вопросам существенности и значительных рисков;

- рыночные условия.