Решение ФАС РФ от 25.08.2023 по делу N 23/44/99П13

"О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 25.08.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2023 г. по делу N 23/44/99П13

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <...>, при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ГБУЗ "О" ..., ГКУ КО "Ц" ..., представители ООО "РА" не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение... (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУЗ "О" (далее - Заказчик), ГКУ КО "Ц" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РА" электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0335200014922004095) (далее - Аукцион),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в извещении об осуществлении закупки (далее - Извещение) требования к характеристикам медицинских изделий, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя SRA Developments Ltd., что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа 23.08.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения информации в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание Комиссии продолжилось 25.08.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 19.12.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 240 000 руб.;

4) источник финансирования - собственные средства организации;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.12.2022;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, заявки 2 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признан Заявитель с предложение о цене контракта в размере 5 896 800 руб.;

9) Заказчиком с Заявителем заключен государственный контракт от 19.01.2023 N 0335200014922004095 по цене 5 896 800 руб. (реестровый номер в ЕИС - 2390696244323000009).

Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в Извещении требования к характеристикам медицинских изделий, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя SRA Developments Ltd., что ограничивает количество участников закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не установлено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно Извещению к поставке требуется система ультразвуковая хирургическая для мягких тканей в количестве 2 шт. (далее - Медицинские изделия).

Описанием объекта закупки Извещения в отношении Медицинских изделий установлены характеристики товара, в том числе следующие характеристики: "Вес генератора" со значением показателя "не более 5 кг".

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено значение показателя "не более 5 кг" в отношении характеристики "Вес генератора", поскольку совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует товар исключительно одного производителя SRA Developments Ltd., а именно "Система ультразвуковая хирургическая Lotus серии 4 с принадлежностями", номер регистрационного удостоверения РЗН 2018/7559.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования к медицинским изделиям установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком, Уполномоченным органом на заседание Комиссии представлены коммерческие предложения ООО "Б", ООО "РБ", ООО "М", согласно которым совокупности характеристик медицинских изделий соответствуют товары двух производителей: система ультразвуковая хирургическая Lotus серии 4 с принадлежностями, производителя RA Developments Ltd., аппарат хирургический USG-400, производителя Medical Systems Corp. (регистрационный номер удостоверения ФСЗ 2012/13522).

При этом Комиссией установлено, что на сайте Росздравнадзора содержится инструкция в отношении товара "аппарат хирургический USG-400", производителя Medical Systems Corp., согласно которой в отношении характеристики "Вес генератора" установлено значение "9 кг", что не соответствует требованиям описания объекта закупки Извещения.

Согласно подпункту "г" пункта 10 правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия входит в перечень документов, которые предоставляются для государственной регистрации медицинского изделия.

При этом с учетом части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Кроме того, актуальные сведения в отношении медицинских изделий, разрешенных к обращению на территории Российской Федерации, отражены в инструкциях по применению медицинских изделий, содержащихся в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

Таким образом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке товаров как минимум двух производителей, изготавливающих медицинские изделия, характеристики которых соответствуют требованиям, содержащимся в описании объекта закупки Извещения.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении требования к характеристикам медицинских изделий, совокупности которых соответствует продукция одного производителя, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.

3. Передать материалы от 25.08.2023 по делу N 23/44/99П13 в адрес Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.