Решение ФАС РФ от 02.10.2023 по делу N 28/06/105-213/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 02.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-213/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Т. (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений "Ф" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100001423000018) (далее, соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установившего в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 18.09.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) максимальное значение цены контракта - 6 902 073,60 руб.;

4) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 12 017 339,37 руб.;

5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109090140390020244;

6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.09.2023;

7) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;

8) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 26.09.2023;

9) ценовые предложения подавали 5 участников закупки;

10) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, заявки 6 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

11) победителем Аукциона признано ООО "Г" с минимальным предложением о сумме цен единиц товара, работы, услуги в размере 8 652 483,17 руб.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

В соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При этом подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений "Ф", при этом максимальное значение цены контракта составляет 6 902 073,60 руб.

Вместе с тем абзацем четвертым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Т. обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 02.10.2023 по делу N 28/06/105-213/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.