ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2273/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ПАО "М" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок "К" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении СПб ГКУ "Ф" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству здания общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе (кадастровый номер земельного участка 78:14:0007686:4718) (550 мест) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002523000447) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 03.10.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.10.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 08.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 836 082 744,80 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.09.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата подведения итогов - 02.10.2023;
7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок, заявка только 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Г" с предложением о цене контракта в размере 1 836 082 744,80 руб.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе по причине несоответствия независимой гарантии Заявителя для обеспечения заявки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона о контрактной системе уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.
Частью 11 статьи 26 Закона о контрактной системе установлено, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению участник закупки обязан представить обеспечение заявки в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе путем предоставления независимой гарантии, рекомендации по оформлению которой утверждены Распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 23.11.2022 N 256-р "Об утверждении рекомендаций по разработке проекта извещения и оформлению независимой гарантии при осуществлении централизованной закупки для нужд Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 256-р).
Пунктом 2.2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1095) в целях централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга на Уполномоченный орган возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов, в том числе совместных конкурсов и аукционов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих централизованные закупки в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона о контрактной системе, с начальной (максимальной) ценой контракта, максимальным значением цены контракта (в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) от 40 млн. руб.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1.3.1 Постановления N 1095 уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, осуществляющее определение поставщика, обладают полномочиями разрабатывать и утверждать регламент работы, в котором в том числе устанавливает порядок организации работы с предоставленным участником закупки обеспечением заявки.
В соответствии с пунктом 6 Распоряжения N 256-р ввиду того, что бенефициаром по гарантии является уполномоченный орган, пункт 15 гарантии излагается в следующей редакции "15. Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены бенефициара при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому бенефициару с предварительным извещением об этом гаранта".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 29.09.2023 N ПРОII2 Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя отклонена на основании части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе по причине предоставления ненадлежащей независимой гарантии.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена независимая гарантия для обеспечения заявки на участие в Конкурсе от 25.09.2023 N 40868-Г, выданная ПАО АКБ "М" (далее - Независимая гарантия), в которой содержится следующее условие: "Настоящая Независимая гарантия выдана в пользу Бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия Гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом гаранта", а также в пункте 1 Независимой гарантии указано, что "Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств по заключению контракта с Бенефициаром <...>". При этом Бенефициаром по Независимой гарантии является Уполномоченный орган, а не Заказчик.
Таким образом, Комиссией установлено, что представленная Независимая гарантия не соответствует требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок правомерно принято решение об отклонении заявки Участника закупки на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям Извещения, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией установлено, что неправомерные действия Банка привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ПАО "М" необоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Банку, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.