Решение ФАС РФ от 25.10.2023 по делу N 28/06/105-2414/2023

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31, п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 25.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2414/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту капитального строительства "Блок радионуклидного обеспечения с циклотроном" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100095223000674) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки (приложение к Извещению) (далее - Описание объекта закупки).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 17.10.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 130 086,74 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 0560909012 N 352270414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.11.2023;

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.

1.1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 4.4.42 Описания объекта закупки неправомерно установлено требование о том, что исполнителю необходимо организовать мониторинг за деформацией и состоянием зданий и сооружений в зоне влияния строительства (в соответствии с проектом).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с абзацем 2 пункта 15 "СДОС-03-2009. Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (далее - СДОС-03-2009) Система мониторинга технического состояния строительных конструкций реализуется застройщиком (заказчиком) или лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с заранее разработанным проектом. Таким образом, установление требования к исполнителю неправомерно.

В свою очередь представители Заказчика пояснили, что в соответствии с абзацем 1 пункта 15 СДОС-03-2009 при организации строительного контроля производится "Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем, проводится в соответствии с нормативно-техническими документами и представляет собой систему наблюдения и контроля, проводится по определенной программе для своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения напряженно-деформационного состояния конструкций и грунтов основания, которые могут повлечь переход объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта в аварийное состояние".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат СДОС-03-2009 и Закону о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

1.2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пунктах 4.4.43 - 4.4.45 Описания объекта закупки установлены избыточные требования.

В соответствии с пунктом 4.4.43 Описания объекта закупки осуществление контроля за качеством используемых генеральным подрядчиком материалов и конструкций, наличием необходимых сертификатов качества на поставляемые материально-технические ресурсы, применяемые при строительстве объекта, а в случае необходимости производить лабораторные испытания образцов, для подтверждения соответствия качества поставленного товара представленным сертификатам.

Кроме того, пунктом 4.4.44 Описания объекта закупки установлено, что выполнение сравнительного лабораторного контроля за качеством применяемых материалов и выполненных работ с привлечением организаций, включенных в Реестр испытательных лабораторий.

Согласно пункту 4.4.45 Описания объекта закупки использование средств измерений и лабораторного оборудования, прошедших проверку и аттестацию в установленном порядке.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 468) установлено, что входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Кроме того, согласно пункту 11 СДОС-03-2009 "Лабораторный контроль выполняют испытательные (строительные) лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо испытательные (строительные) лаборатории подрядных организаций. Испытательные (строительные) лаборатории аккредитовываются в Единой системе оценки соответствия". Таким образом, по мнению, Заявителя установление вышеуказанных требований к исполнителю неправомерно.

Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 10 СДОС-03-2009 представитель организации, осуществляющей строительный контроль, контролирует своевременное оформление разрешительной документации на строительство и подготовительные работы, осуществляет контроль выноса границ отвода земельного участка под строительство, участвует в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий, инженерных сетей и коммуникаций, отслеживает поступление и контролирует качество проектно-сметной документации, постоянно проверяет ход и качество строительно-монтажных работ, качество строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний, требует от лиц, осуществляющих строительство, своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической и исполнительной документации, ведения общего и специальных журналов производства работ, рассматривает текущие вопросы по организации строительного контроля и подготавливает документацию к сдаче объекта в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат СДОС-03-2009, Постановлению N 468 и Закону о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

1.3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 4.4.50 Описания объекта закупки неправомерно установлено следующее требование: "Осуществление контроля и обеспечение выполнения на строительном объекте мероприятий по безопасности строительства, культуре производства и охране труда, выполнение норм и правил обустройства и содержание строительной площадки и прилегающей территории".

На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанное требование не противоречит Постановлению N 468, СДОС-03-2009 и Закону о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

1.4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 4.4.49 Описания объекта закупки установлено требование к исполнителю о получении от ГУП "М" справки освидетельствования грунтов основания, контрольно-геодезической съемки инженерных сетей построенного объекта, акта посадки построенного здания объекта (при необходимости) (далее - Справка).

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что получение вышеуказанной Справки осуществляется инвестором (застройщиком), правообладателем земли либо действующим в его интересах лицом, называем техническим заказчиком. Таким образом, установление требования к исполнителю неправомерно.

Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика подтвердили, что вышеуказанная Справка получается Заказчиком (застройщиком).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Описании объекта закупки требования о получении исполнителем от ГУП "М" Справки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление строительного контроля.

В соответствии с Извещением к участникам закупки установлены следующие требования: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ (за исключением случаев, предусмотренных статьей 52 ГрК РФ):

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

- совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

- ответственности члена саморегулируемой организации выполняющего функцию строительного контроля, определяется исходя из размера обязательств по Государственному контракту о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и Генподрядчик (статья 55.17 ГрК РФ)".

На заседании Комиссии установлено, что услуги по осуществлению функций строительного контроля должны быть выполнены в отношении строительных работ, проводимых на объекте капитального строительства по государственному контракту от 19.09.2023 N 1 ГК/Р (реестровая запись контракта 1770777824623000083) (далее - Контракт), заключенному по цене 505 414 554,33 руб.

Таким образом, учитывая, что размер обязательств по договору на строительство объекта капитального строительства по которому планируется осуществление строительного контроля составляет 505 414 554,33 руб., уровень ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационным фондам должен быть не ниже третьего уровня ответственности.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Извещение не содержит ссылки на объект капитального строительства, в отношении которого планируется осуществление строительного контроля, в связи с чем участники закупки не имеют возможности ознакомиться с объектом строительного контроля и определить, какому уровню ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационным фондам необходимо соответствовать.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Подпунктом "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Согласно подпункту "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

На заседании Комиссии установлено, что в Порядке оценки заявок по детализирующим показателям "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, контрактов" и "Общая цена исполненных участником закупки договоров, контрактов" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом закупки" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) установлено, в том числе следующее: "В случае, если договоры (контракты) размещены на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, подтверждением наличия опыта так же будет считаться заверенный участником закупки сводный перечень договоров (контрактов) (рекомендуемая форма приведена в Приложении N 1 к настоящему документу). Участник закупки вправе приложить сводный перечень договоров (контрактов) с указанием реестровых номеров договоров (контрактов) и реестровых номеров извещений о закупках, по итогам которых были заключены данные договора (контракты). В таком случае участник закупки вправе не представлять копии самих договоров (контрактов), а также копии документов, подтверждающих исполнение данных договоров (контрактов). В случае отсутствия в реестре договоров (контрактов), размещенных на сайте Единой информационной системы, сведений об исполненном договоре (контракте), представленных участником закупки, данный договор (контракт) не оценивается".

В электронном документе текст соответствует официальному источнику.

Вместе с тем, согласно подпункту "е" пункта 28 Положения по Детализирующим показателям Критерия, к оценке должны приниматься документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33, пункта 28 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего возможность предоставления реестровой записи контракта для подтверждения наличия у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги по Критерию, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной в части пункта 1.4 мотивировочной части решения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 25.10.2023 по делу N 28/06/105-2414/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.