ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2415/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия СПб ГКУ "Ц" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог (этап 12) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002523000452) (далее соответственно - Аукцион, Извещение, Товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлено требование к характеристикам Товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "МА", что ограничивает количество участников закупки;
2) в проекте государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлен неисполнимый срок поставки товара.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 25.10.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.10.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 91 300 000,02 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 86704090520060760244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.10.2023;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 20.10.2023;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 2 участниками Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "МБ" с минимальным предложением цены контракта 90 387 000,02 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование к характеристикам Товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "МА", что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
На заседании Комиссии установлено, что Извещением установлен запрет в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616.
Из довода жалобы следует, что установленной совокупности характеристик Товара соответствует исключительно машина дорожная комбинированная ЭД600АК, выполненная на базе автосамосвала Камаз 6520 производства ООО "МА".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования к Товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии представили коммерческие предложения АО "К" от 30.08.2023 N 315-0823-08, ООО "МБ" от 29.08.2023 N 397/08-23, ООО "Э" от 29.08.2023 б/н, согласно которым поставщики имеют возможность поставить товар как минимум двух производителей (ООО "МА", АО "К"), характеристики которых соответствуют требованиям Описания объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что на 25.10.2023 в реестре промышленных товаров, утвержденных Постановлением N 616, содержатся номера реестровых записей как минимум двух производителей (ООО "МА", АО "К") транспортных средств, которые в соответствии с коммерческими предложениями предложены к поставке в качестве Товара.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что требования, установленные Заказчиком в Извещении, соответствуют одному производителю и ограничивают количество участников Аукциона, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта установлен неисполнимый срок поставки товара не позднее 15.11.2023.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2023 N ИЭА2 победителем Аукциона признано ООО "МБ".
Таким образом, регламентируемый срок подписания государственного контракта не ранее 04.11.2023.
Пунктом 3.1 Проекта государственного контракта установлено, что срок поставки Товара осуществляется с даты заключения контракта, но не позднее 15.11.2023, с правом досрочной поставки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что срок поставки Товара установлен в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили коммерческие предложения АО "К" от 09.10.2023 N 362/1-1023-08, ООО "МБ" от 10.10.2023 N 468-1/10-23, ООО "Э" от 10.10.2023 б/н, согласно которым поставщики подтверждают возможность поставки Товар в срок не позднее 15.11.2023.
Таким образом, Комиссией установлено, что как минимум три поставщика готовы поставить Товар в установленный Проектом контракта срок.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что в Проекте контракта установлен неисполнимый срок поставки Товара, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.