ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2023 г. по делу N П-321/23
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "П" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок "М" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении "М" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту: выполнение работ по замене и восстановлению работоспособности оборудования ЦПК физического факультета "М" (1 усл. ед.) (ИД 55305) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100040122000916) (далее, соответственно - Извещение N 1, Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту: выполнение работ по замене и восстановлению работоспособности оборудования ЦПК химического факультета "М" (1 усл. ед.) (ИД 55840) (номер извещения в ЕИС - 0373100040122000917) (далее, соответственно - Извещение N 2, Аукцион N 2) (далее, соответственно - Извещения, Аукционы),
установила:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукционов.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, выразившимися в неправомерном признании заявок ООО "СБ" (далее - Участник) на участие в Аукционах соответствующими требованиям Извещений и Закона о контрактной системе, поскольку у Участника отсутствует опыт выполнения работ, предусмотренный позицией 10 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукционов Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 18.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.10.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Комиссии по осуществлению закупок Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением N 1, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 1 размещено в ЕИС - 08.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 183 872 950 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 16.12.2022;
6) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения N 1 и Закона о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Аукционе N 1 - 20.12.2022;
9) победителем Аукциона N 1 признан Участник с минимальным предложением о цене контракта в размере 148 017 724,75 руб.;
10) между Заказчиком и Участником заключен государственный контракт от 11.01.2023 N 1607-44-2022 (реестровый номер в ЕИС - 1772908209023000033).
В соответствии с Извещением N 2, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 2 размещено в ЕИС - 08.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 209 942 730 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 16.12.2022;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения N 2 и Закона о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Аукционе N 2 - 20.12.2022;
9) победителем Аукциона N 2 признан Участник с минимальным предложением о цене контракта в размере 180 340 805, 07 руб.;
10) между Заказчиком и Участником заключен государственный контракт от 11.01.2023 N 1608-44-2022 (реестровый номер в ЕИС - 1772908209023000035).
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, выразившимися в неправомерном признании заявок Участника на участие в Аукционах соответствующими требованиям Извещений и Закона о контрактной системе, поскольку у Участника отсутствует опыт выполнения работ, предусмотренный дополнительными требованиями в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, согласно позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом документами, подтверждающими наличие опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, являются:
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно Извещениям объектом Аукциона N 1 является выполнение работ по капитальному ремонту: выполнение работ по замене и восстановлению работоспособности оборудования ЦПК физического факультета "М" (1 усл. ед) (ИД 55305), объектом Аукциона N 2 - выполнение работ по капитальному ремонту: выполнение работ по замене и восстановлению работоспособности оборудования ЦПК химического факультета "М" (1 усл. ед) (ИД 55840).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещениях установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, для того, чтобы участник закупки соответствовал требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, он должен обладать опытом выполнения работ, предусмотренным позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, при этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 36 774 590 руб. при участии в Аукционе N 1, не менее 41 988 546 руб. при участии в Аукционе N 2.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены документы Участника из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, по пункту 2 позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, а именно:
- договор от 29.12.2017 N 1/17, заключенный между ООО "А" и Участником, на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства 9-этажного жилого дома (позиция N 31 по проекту планировки территории) по цене свыше 171 млн руб. (далее - Договор);
- акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ по Договору;
- акт приемки законченного строительством объекта от 31.10.2018 по форме КС-11;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.03.2019 N RU50-3-13178-2019, выданное Министерством жилищной политики Московской области ООО "А".
Таким образом, Комиссией установлено, что Участник соответствует требованиям, установленным в Извещениях в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о соответствии заявок Участника на участие в Аукционах требованиям Извещений и Закона о контрактной системе, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
решила:
Признать довод ООО "П" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.