Решение ФАС РФ от 12.10.2023 по делу N 28/06/105-2309/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 12.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2309/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия "Ф", соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию зданий и прилегающих территорий, эксплуатационному, ремонтному сопровождению инженерных систем зданий Россотрудничества (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100006023000039) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего в Извещении описание объекта закупки, что повлекло ненадлежащее установление требования к участникам закупки, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 27.09.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная максимальная цена контракта - 9 882 900 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09501134141090020244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.10.2023;

6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 5 заявок признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "134398" с минимальным предложением о цене контракта в размере 8 005 149 руб.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, а именно в один объект закупки объединены работы по техническому обслуживанию, ремонту и оказание услуг по комплексной уборке здания и прилегающей территории, а также неправомерно не установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки по позициям приложения к Постановлению N 2571.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно абзацу четвертому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. руб.

Позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.

Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по обслуживанию зданий и прилегающих территорий, эксплуатационному, ремонтному сопровождению инженерных систем зданий Россотрудничества.

Так, например, согласно техническому заданию (приложение N 1 к Извещению) (далее - Техническое задание) в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и прилегающих территорий, эксплуатационному, ремонтному сопровождению инженерных систем зданий Россотрудничества исполнителю по контракту необходимо осуществлять оказание услуг по комплексной уборке здания и прилегающей территории.

Также согласно Техническому заданию исполнителю по контракту необходимо осуществлять работы по техническому обслуживанию, ремонту.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки услуги по обслуживанию и эксплуатации зданий и услуги по комплексной уборке здания и прилегающей территории, поскольку регламент, функции, специфика выполнения услуг являются различными, не имеют функциональной и технической связи друг с другом, при этом для работ и услуг, содержащихся в Техническом задании, предусмотрены самостоятельные позиции, указанные в приложении к Постановлению N 2571.

Комиссией установлено, что дополнительные требования к участникам закупки по техническому обслуживанию зданий, сооружений и по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, предусмотрены отдельными позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571.

При этом одновременное установление дополнительных требований для участников закупки, предусмотренных позициями 14 и 36, не предусмотрено положениями Постановления N 2571.

Вместе с тем объединение вышеназванных услуг в одну закупку приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные услуги представляются на разных рынках и для их закупки требуется наличие опыта по различным позициям, установленным приложением к Постановлению N 2571.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части объединения в один объект закупки услуг по обслуживанию и эксплуатации зданий и услуг по комплексной уборке здания и прилегающей территории, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 12.10.2023 по делу N 28/06/105-2309/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.