Решение ФАС РФ от 19.10.2023 N 28/06/105-2356/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки нарушают ч. 13 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 19.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2356/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФКУ Упрдор "Н" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение строительного контроля по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 206+000 - км 220+000 (с устройством четырех полос движения), Саратовская область (I этап - автомобильная дорога)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0860400000323000082) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность отозвать поданную заявку на участие в Конкурсе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.09.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 53 982 747 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.10.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 05.10.2023;

8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям извещения о Конкурсе и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "3" с предложением о цене контракта в размере 40 541 042 руб.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Согласно части 10 статьи 43 Закона о контрактной системе если участник закупки отзывает заявку на участие в закупке при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур, такой участник закупки, в том числе:

1) формирует с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки отзыв заявки на участие в закупке и подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки;

2) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке считается отозванной с момента подписания в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 43 Закона о контрактной системе отзыва заявки на участие в закупке;

3) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента подписания в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 43 Закона о контрактной системе отзыва заявки на участие в закупке направляют такой отзыв заказчику с указанием идентификационного номера такой заявки, а также номера реестровой записи в едином реестре участников закупок в отношении участника закупки, сформировавшего отзыв заявки на участие в закупке, в единую информационную систему. С момента направления отзыва заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим пунктом заявка на участие в закупке считается отозванной

Из довода жалобы Заявителя следует, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность отозвать поданную заявку на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.10.2023 в 07:00 (МСК).

Вместе с тем 03.10.2023 в 06:42 при попытке отзыва заявки на участие в Конкурсе, у Заявителя отобразилось уведомление об ошибке, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность отозвать ранее поданную заявку на участие в Конкурсе.

Оператор электронной площадки на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки в период направления Заявителем сведений об отзыве поданной заявке на участие в Конкурсе обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Конкурса, при этом Оператора электронной площадки сообщил, что 03.10.2023 в 06:59 заявка Заявителя на участие в Конкурсе отозвана.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 03.10.2023 в период направления Заявителем сведений об отзыве поданной заявке на участие в Конкурсе на сайте Оператора электронной площадки зафиксированы сбои.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 19.10.2023 по делу N 28/06/105-2356/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.