Решение ФАС РФ от 16.10.2023 по делу N 28/06/105-2307/2023

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 16.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2307/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" (далее - Заказчик), "А" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию и строительство улично-дорожной сети на территории Верх-Исетского района города Екатеринбурга. Этап 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0162300005323001806) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по реконструкции и строительству улично-дорожной сети на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга;

2) в Извещении неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку объектом закупки является выполнение работ на уникальном объекте капитального строительства, в связи с чем необходимо установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571;

3) в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) не установлены виды работ, подлежащие оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 12.10.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.10.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 19.09.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 901 651 083,20 руб.;

4) источник финансирования - бюджет муниципального образования "город Екатеринбург", КБК - 901040903Б0001004414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2023;

6) на участие в Конкурсе поданы 2 заявки от участников закупки;

7) дата рассмотрения оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 09.10.2023;

8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признано АО "Т" (ИНН: <...>) (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 5 901 651 083,20 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены выполнения работ по реконструкции и строительству различных участков улично-дорожной сети на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, поскольку в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы на 3-х участках улично-дорожной сети.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Извещением установлено, что объектом закупки является реконструкция и строительство улично-дорожной сети на территории Верх-Исетского района города Екатеринбурга (этап 1) (далее - Работы).

Согласно пункту 8 приложения N 1 к описанию объекта закупки Извещения (далее соответственно - Описание объекта закупки, Задание на проектирование) предусмотрены следующие этапы строительства:

- этап 1.1. ул. Татищева, от ул. Красноуральской до ул. Викулова;

- этап 1.2. ул. Татищева, от ул. Викулова до ул. Лоцмановых;

- этап 1.3. ул. Татищева, от ул. Лоцмановых до ул. Юрия Исламова.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что выполнение Работ осуществляется на территории одной улицы г. Екатеринбурга.

Пунктом 24 Задания на проектирование устанавливаются требования к проектированию наружных сетей инженерно-технического обеспечения, которые технологически и функционально взаимосвязаны между собой.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление этапов в Задании на проектирование необходимо для обеспечения возможности разработки проектной документации и поэтапного прохождения экспертизы проектной документации, что позволит последовательно приступать к выполнению Работ.

Кроме того, этап 1 выполнения Работ включает в себя единый комплекс Работ которые функционально и технически взаимосвязаны между собой.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, а также отсутствие возможности подать заявку на участие в Конкурсе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571, поскольку объектом закупки является выполнение работ на уникальном объекте капитального строительства, в связи с чем необходимо установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию:

- финансовых ресурсов для исполнения контракта;

- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

В соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Согласно позиции 13 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства установлены дополнительные требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.

Частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 статьи 48.1 ГрК РФ), в проектной документации которых предусмотрено заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с пунктом 9 Описания объекта закупки подрядчику, в том числе, необходимо выполнить работы по разработке проектной документации для получения положительного заключения ГАУ СО "Управление государственной экспертизы".

Согласно доводу жалобы выполнение Работ затрагивают заглубление подземной части (полностью или частично) путепровода ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что выполнение Работ не затрагивает проектирование и строительство элементов с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки предмет контракта (договора) не установлены виды работ, подлежащие оценке по Детализирующему показателю Критерия, в соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 31 Положения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В силу подпункта "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:

- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);

- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;

- автомобильная дорога;

- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;

- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно подпункту "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно доводу жалобы Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ на автомобильной дороги не учитываются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу автомобильной дороги.

В соответствии с Извещением объектом закупки является автомобильная дорога.

В соответствии с установленным Порядком оценки Критерий содержит Детализирующий показатель.

На заседании Комиссии установлено, что разделом 3 Порядка оценки по Детализирующим показателям Критерия Заказчиком установлен следующий предмет контракта (договора), подлежащий оценке: "К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), предусматривающий выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: автомобильная дорога" (далее - Предмет контракта (договора).

Кроме того, разделом 3 Порядка оценки по Детализирующему показателю Критерия Заказчиком к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры) в соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 31 Положения, а именно предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Детализирующим показателям Критерия содержит предмет оцениваемого договора (договоры), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, что соответствует требованиям подпункта "г" пункта 31 Положения и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.