Решение ФАС РФ от 17.10.2023 по делу N 28/06/105-2334/2023

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 17.10.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2023 г. по делу N 28/06/105-2334/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" г. Красноярска (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту трамвайных путей по пр. им. газеты Красноярский рабочий на участке от пл. Предмостная до здания N 106 по пр. им. газеты Красноярский рабочий в городе Красноярске в 2023 - 2024 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0119300019823001392) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) в Извещении неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);

2) в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение к Извещению) (далее - Порядок оценки) неправомерно установлен предмет контракта (договора), подлежащий оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 16.10.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.10.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 24.09.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 816 481 997,66 руб.;

4) источник финансирования - местный бюджет, КБК - 915040807900S6712244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.10.2023;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, поскольку объектом закупки является выполнение работ на линейном объекте, в связи с чем необходимо установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Согласно позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, устанавливается дополнительное требование о наличие опыта у участника закупки.

В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличие опыта у участника закупки.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлено дополнительное требование, предусмотренное позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по ремонту трамвайных путей по пр. им. газеты Красноярский рабочий на участке от пл. Предмостная до здания N 106 по пр. им. газеты Красноярский рабочий в городе Красноярске в 2023 - 2024 (далее - Работы).

Пунктом 3.37 СП 98.13330.2018 "Свод правил. Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90", утвержденного и введенного в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.11.2018 N 735/пр. установлено что, совмещенное трамвайное полотно - это трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств.

В соответствии с описанием объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) к выполнению Работ применяются следующие требования государственных стандартов, например:

- ГОСТ Р 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия";

- ГОСТ 32703-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования";

- ГОСТ 32730-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования" (перечень не является исчерпывающим).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что выполнение Работ проводится в профиле улично-дорожной сети на совмещенном с автомобильной дорогой полотне.

Кроме того, местом выполнения работ является земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341619 "Красноярский край, г. Красноярск, автодорога пр-т им. газеты "Красноярский рабочий" от Предмостной площади до ул. Корнетова", на котором расположен объект дорожного хозяйства - автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием, в створе которой на одном уровне с проезжей частью расположены трамвайные пути.

Приложением N 6 к муниципальному контракту Извещения установлены следующие виды работ:

- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий с применением фрез при ширине фрезерования до 1300 мм, толщина слоя: до 5 см;

- разборка покрытий и оснований: щебеночных, асфальтобетонных;

- устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см (перечень не является исчерпывающим).

Комиссия, изучив Извещение, а также информацию и документы, представленные представителями Заказчика, Уполномоченного органа установила, что выполнение Работ осуществляется непосредственно на территории автомобильной дороги и затрагивает целостность дорожного покрытия, в связи с чем к участникам закупки Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно установлено дополнительное требование, предусмотренное позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Порядке оценки предмет контракта (договора), подлежащий оценке по Детализирующему показателю Критерия, поскольку объектом закупки является выполнение работ на линейном объекте.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно подпункту "в" пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Подпунктом "г" пункта 32 Положения установлено, что к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Согласно доводу жалобы Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку объектом закупки является выполнение работ на линейном объекте.

На заседании Комиссии установлено, что разделом 3 Порядка оценки по Детализирующему показателю Критерия Заказчиком, Уполномоченным органом установлен следующий предмет контракта (договора), подлежащий оценке: "к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги" (далее - Предмет контракта (договора)).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что выполнение Работ осуществляется на автомобильной дороге, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно установлен в Порядке оценки оцениваемый Предмет контракта (договора) по Детализирующему показателю Критерия.

Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "Л" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.