Решение ФАС РФ от 02.11.2023 по делу N П-334/23

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 02.11.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2023 г. по делу N П-334/23

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГАУ "Т" (далее - Заказчик), Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для нужд автономного учреждения Республики Татарстан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0111200000923000467) (далее - Аукцион N 1),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона N 1.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления перевода заблокированных на специальном счете Заявителя денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1 в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона N 1 Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1 (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 29.08.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 243 600 руб.;

4) источник финансирования - средства автономных учреждений;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 06.09.2023;

6) на участие в Аукционе N 1 подано 7 заявок от участников закупки;

7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 06.09.2023;

8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 7 участников закупки подавали предложения о цене контракта;

9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 4 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;

10) дата подведения итогов определения поставщика - 28.09.2023;

11) Заказчиком с ООО "И" заключен государственный контракт от 09.10.2023 N N 83.23-ЭА (реестровый номер в ЕИС - 2165519121323000005).

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Пунктом 1 части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что если в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям Закона о контрактной системе) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку.

Согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1 составляет 92 436 руб.

Представитель Оператора электронной площадки сообщил, что денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1, перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации ввиду наличия трех отклонений заявок Заявителя в течение одного квартала по следующим закупочным процедурам:

- по Аукциону N 1.

- по электронному аукциону с номером извещения в ЕИС 0358200055823000045 (далее - Аукцион N 2);

- по электронному аукциону с номером извещения в ЕИС 0111200000923000457 (далее - Аукцион N 3);

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС, заявки Заявителя отклонены по следующим основаниям:

- по Аукциону N 1 на основании пунктов 1 и 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 28.09.2023);

- по Аукциону N 2 на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 21.09.2023);

- по Аукциону N 3 на основании пунктов 4 и 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 04.09.2023).

При этом Оператор электронной площадки не имеет правовых оснований для установления наличия или отсутствия вины в действиях участника закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а лишь констатирует с использованием программных средств наличие третьего отклонения в соответствии с пунктами 1, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в направлении в банк информации о реквизитах специального счета Заявителя для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1, соответствуют требованиям части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссия усматривает признаки нарушения Закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок ГБУ Ростовской области "Р" при проведении Аукциона N 2, неправомерно указавшей в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2023 N ИЭА1 основание для отклонения заявки Заявителя по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 02.11.2023 по делу N П-334/23 соответствующему должностному лицу Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий комиссии по осуществлению закупок.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

1. Признать довод ООО "С" не нашедшим своего подтверждения.

2. Передать материалы от 02.11.2023 по делу N П-334/23 в Ростовское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий комиссии по осуществлению закупок ГБУ Ростовской области "Р" при проведении Аукциона N 2.