Решение ФАС РФ от 09.11.2023 по делу N 23/44/104/381

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): информация не подлежит включению в реестр, так как заказчиком нарушены установленные законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования, в том числе к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт"
Редакция от 09.11.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2023 г. по делу N 23/44/104/381

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о включении информации об ООО "СА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное "СБ" (далее - Заказчик),

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "СА" для включения в Реестр.

Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения ООО "СА" от заключения государственного контракта и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила следующее.

Заказчиком 03.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Строительство служебно-производственного здания для размещения служб и подразделений СЗТУ, г. Санкт-Петербург" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172100003023000103) (далее - Конкурс, Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 906 672 398,83 руб.

Согласно размещенному в ЕИС протоколу подведения итогов от 23.10.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Конкурса признано ООО "СА" с предложением о цене контракта в размере 1 906 672 398,83 руб.

На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт)) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Заказчиком 25.10.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта (далее - Проект контракта).

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на Официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе), либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на Официальном сайте) протокол разногласий.

На основании изложенного, регламентированной датой подписания ООО "СА" проекта контракта с предоставлением обеспечения исполнения контракта или размещения протокола разногласий на сайте Оператора электронной площадки и в ЕИС является 01.11.2023.

Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

Подпунктами "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки, а также формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр.

Согласно Обращению проект контракта ООО "СА" в регламентированный срок не подписан, а также не представлено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком 02.11.2023 сформирован и размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.11.2023 N ППУ20_1 (далее - Протокол признания участника уклонившимся).

Комиссией установлено, что ООО "СА" в качестве обеспечения исполнения контракта получена независимая гарантия от 30.10.2023 N 7053-23/БГ на сумму 190 667 239,88 руб., выданная ООО КБ "Р".

Кроме того, Комиссией установлено, что согласно решению Комиссии от 07.11.2023 по делу N 28/06/105-2512/2023 (далее - Решение) в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), выявлены нарушения.

Так, на момент подведения итогов Конкурса 23.10.2023, согласно единому реестру сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах Нострой (https://reestr.nostroy.ru), взнос в компенсационный фонд возмещения вреда ООО "СА" соответствовал второму уровню, при этом, учитывая положения части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для заключения договора на сумму, превышающую 500 млн. рублей, но не превышающую 3 млрд. рублей, участник закупки должен иметь третий уровень ответственности члена СРО в рамках компенсационного фонда возмещения вреда. Вместе с тем Комиссией по осуществлению закупок заказчика заявка ООО "СА" не отстранена от участия в Конкурсе, что нарушает требования части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Также Комиссией по осуществлению закупок заказчика, в нарушение требований пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, не принято решение об отклонении заявки ООО "СА" от участия в Конкурсе, при этом заявка ООО "СА" не содержит документов и сведений, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям по позиции 7 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

На основании Решения Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок выдано предписание от 07.11.2023 по делу N 28/06/105-2512/2023, согласно которому необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, в том числе Протокол признания участника уклонившимся, а также повторно рассмотреть заявки участников Конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения.

Согласно подпункту "а" пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в Реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено, что заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования, в том числе к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "а" пункта 14 Правил,

решила:

1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "СА" (ИНН: <...>) в связи с уклонением от заключения контракта, в Реестр не включать.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения части 9 статьи 31, пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением не выдавать, поскольку ранее выдано предписание на основании решения от 07.11.2023 по делу 28/06/105-2512/2023.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 07.11.2023 по делу 28/06/105-2512/2023 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.