Решение ФАС РФ от 24.11.2023 по делу N 28/06/105-2707/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 9 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 24.11.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2023 г. по делу N 28/06/105-2707/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок МУП "НА" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МУП "НА" (далее - Заказчик) Комиссией по осуществлению закупок АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ и оказание услуг, связанных с подготовкой проектной документации, выполнением инженерных изысканий, проведением государственной экспертизы, технического и ценового аудита, работ по реконструкции объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта: "Реконструкция напорных коллекторов в двухтрубном исполнении от КНС N 4 до КНС N 2 и от КНС N 2 до биологически очистных сооружений г. Нефтекамск" в соответствии с договором займа N 249Д/ФНБ от "05" октября 2023 года (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0501300007223000029) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку ООО "НБ" соответствующей требованиям позиции 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 22.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.11.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 20.10.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 312 184 299,16 руб.;

4) источник финансирования - за счет собственных средств;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 16.11.2023;

8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признано ООО "НБ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 1 174 404 947,75 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок заявка ООО "НБ" неправомерно признана соответствующей требованиям позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на осуществление работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дорог, необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора (контракта), а именно опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. руб.

Вышеуказанный опыт подтверждается следующими документами:

- исполненный договор;

- акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ и оказание услуг, связанных с реконструкцией напорных коллекторов в двухтрубном исполнении.

Кроме того, в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 N ИЭОК1 заявка ООО "НБ" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что ООО "НБ" представлены следующие сведения о соответствии дополнительным требованиям, установленным позицией 8 приложения к Постановлению N 2571:

- копия договора подряда от 26.12.2017 N 01/2017-241, заключенного между ПАО "Р" и ООО "НБ", на выполнение работ по строительству газопровода внешнего транспорта на сумму 8 147 846 000 руб. (далее соответственно - Объект, Договор);

- копия акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.12.2022 выданный ООО "Х" (далее - Акт);

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или выдача решения о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации не предусмотрены Договором.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ООО "Х" является правопреемником ПАО "Р", в связи с чем ООО "НБ" представлен надлежащий опыт, соответствующий позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.

Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно пункту 6.2.6 Договора необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что в документах представленных Оператором электронной площадки, отсутствует разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию.

Кроме того, в составе документации представленной в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ ООО "НБ" отсутствует дополнительное соглашение о правопреемстве ООО "Х" и ПАО "Р" по Договору, что свидетельствует о несоответствии опыта, предоставляемого ООО "НБ", позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.

Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки ООО "НБ", соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Абзацем 3 подпункта "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора.

Комиссией установлено, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) Комиссией по осуществлению закупок оценивается опыт по детализирующим показателям "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Согласно Порядку оценки по Детализирующим показателям Критерия оценке подлежат следующие документы:

1) исполненный договор (договоры);

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

3) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

Комиссией установлено, что ООО "НБ" в качестве наличия опыта по Детализирующему показателю Критерия представлен Договор и Акт.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что в документах представленных Оператором электронной площадки отсутствует разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию.

Кроме того, в составе документации отсутствует дополнительное соглашение о правопреемстве ООО "Х" и ПАО "Р" по Договору, что свидетельствует о несоответствии представленного опыта по Детализирующим показателям Критерия.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом оценившей заявку ООО "НБ", нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об источнике финансирования.

Согласно Извещению Заказчиком установлено, что Закупка осуществляется за счет собственных средств организации.

Вместе с тем в пункте 2.5 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) Заказчиком указаны следующие источники финансирования: "Средства займа из Фонда Национального Благосостояния Российской Федерации; средства бюджета Республики Башкортостан; средства городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в составе Извещения и Проекте контракта противоречивые сведения об источнике финансирования закупки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 24.11.2023 по делу N 28/06/105-2707/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.